Спасибо за комментарии, – если отбросить явно ругательные, по распространенным у нас принципам «сам дурак!» и «ещё и шляпу надел!», они очень интересны, поэтому хотелось бы ответить на них.
Версия о том, что «Слово» написала женщина, интересна, но анахронична. Следует учитывать положение женщины в Средние века: она не была самостоятельным субъектом в средневековом обществе, – более того, её вообще не считали человеком. До XIX века женщина была существом, лишь похожим на человека, – это, между прочим, отразилось в особенностях языка многих народом, где мужчина и человек обозначаются одним и тем же словом, а женщина – другим. Курьезный факт: на одном из церковных соборов в Риме во второй половине XIX века обсуждался вопрос – женщина, всё-таки, человек, или нет? Поскольку это было время, когда женщины всё активнее участвовали во всех областях жизни, собор принял решение, что женщина – человек, однако оно было принято большинством всего в два голоса.
В Средние века женщине могли поклоняться, её могли превозносить и прославлять, как это было в поэзии трубадуров и труверов, но это не означало, что она приобретала право на самостоятельность, на собственное видение мира и самовыражение. Есть много стихов, обращенных к Прекрасной Даме, но до эпохи Возрождения нет стихов от Прекрасной Дамы, – и это при том, что многие женщины благородного сословия были прекрасно образованы. Если женщина умела писать, это вовсе не означало, что она могла заявить о себе как о писательнице – это было так же немыслимо, как появиться в обществе в мужской одежде. Жанну де Арк осудили как раз за то, что она вела себя, как мужчина, и одевалась, как мужчина, за что её недолюбливали даже ближайшие сторонники.
Женщина могла написать, например, письмо к своему возлюбленному (письма Элоизы к Абеляру) или письмо к отцу (письма Анны Ярославны), или экзальтированные послания к Господу (Кларисса Ассизская), или записку к другу или подруге (берестяные грамоты), но создать литературное произведение она не могла – как из-за общественного, так и из своего внутреннего запрета. Жанна де Арк, бросившая вызов обществу и преступившая через себя, была исключительным историческим персонажем и действовала она в исключительное время.
Только с приходом Возрождения женщина, наконец, обрела право на самовыражение, – прежде всего, в литературе. Окончательно дорогу женщинам к литературному творчеству открыла Маргарита Наваррская, бабушка знаменитого Генриха Наваррского, известного по романам А. Дюма, тёзка его ветреной жены «королевы Марго». Маргарита собрала при своем дворе лучших поэтов и писателей Европы и сама сочиняла великолепные стихи и поэмы, кроме того, писала прозаические произведения – в частности, «Гептамерон», подражание «Декамерону» Боккаччо.
Лишь с этих пор (начало XVI века), женщины пришли в литературу, но до того их здесь не было. Но даже если предположить, что в XII веке могла жить такая необыкновенная, не характерная для своего времени женщина-писатель, остаются вопросы об исторических, религиозных, мифологических ляпах «Слова», о чем я писал в своих «Заметках» – это начисто опровергает авторство XII века. Так что если «Слово о полку Игореве» было действительно написано женщиной, то никак не в двенадцатом столетии, а гораздо позже.
Последнее замечание. Один из комментаторов к моим «Заметкам» написал, что российским деятелям культуры конца XVIII – начала XIX века не надо было доказывать, что в Средние века русская культура ни в чём не уступала западной, потому что это и так было очевидно. В качестве доказательства он приводит Анну Ярославну, которая была образованной женщиной, в то время как её муж французский король Генрих I был неграмотным. Но какое отношение имеет грамотность тех или иных представителей власти к общему уровню культуры страны? Карл Великий был неграмотным, но способствовал такому возвышение культуры Западной Европы, что этот период получил название «каролингского Возрождения» (конец VIII – начало IX века, когда Руси ещё не существовало).
Сравните то что было в культуре – в литературе, живописи, архитектуре и т.д. – Руси и Европы в XII веке, и вы поймёте, почему Пушкин и остальные наши великие деятели культуры так горячо хотели доказательств, что и у нас были достижения не меньше.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Зачем надо нам что-то кому-то доказывать?
То же самое, что сравнивать Бетховена и "Битлз". Они хороши, но каждый по-своему.
Все эти европейские живописи блекнут хотя бы перед Андреем Рублёвым.
Архитектура соответственна климату и т.д..
Пушкину доказывать, что он Пушкин?!