Заметка «О Чайковском (к Международному Дню музыки)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 36
Читатели: 682 +1
Дата:

О Чайковском (к Международному Дню музыки)

           День 1 октября так и не стал до сих пор для меня Днём пожилых людей. И не потому, что у меня нет знакомых и родных в почтенном возрасте и мне некого поздравлять. Есть, конечно. Но всё-таки поздравлять их хочется в те дни, которые всем нам привычны и дороги – день рождения, Новый Год, 8 Марта, 23 февраля…
           А вот то, что сегодня отмечается Международный день музыки – это я хорошо помню.
           Что в этот день можно написать? Как отметить праздник?
          
           Сам предмет празднования настолько широк и многообразен, что сказать что-то необычное трудно. Вспоминаются слова великих, сказанные о музыке, строки стихотворений, ей посвящённых. Это и в самом деле удивительное искусство. Удивительное тем, как оно воздействует на нас – от какой-нибудь простейшей шлягерной песенки (тем не менее, отчего-то с годами становящейся нам дорогой и милой!) до высокой симфонии или оратории; удивительное ещё и тем, что без этого искусства не обходится ни один день нашей жизни! Бывают дни, когда мы можем не прочитать книгу, не увидеть картину, не посмотреть фильм, но чтоб прошёл целый день, и мы не услышали звуков музыки – такое представить трудно.

           Я вспомню сегодня о Чайковском.
           Сразу скажу, что и вкусы, и уровень музыкальной эрудиции у всех нас разные. Да и музыку мы все воспринимаем по-разному. А хотелось бы, чтоб что-то интересное из прочтения этой заметки осталось в памяти каждого читателя – и того, кто "целиком и полностью" знает всё о музыке, и того, кто слушает музыку просто... как музыку.
.
           Итак, Чайковский.
           Разумеется, для знатоков не удивительно, но, может быть, для кого-то из читателей, тем не менее, всё-таки станет неожиданностью, когда он узнает о себе, что являлся (да и является) современником Чайковского.
           Бориса Александровича Чайковского.
           Умного, замечательного композитора, музыку которого, поверьте, слышал, помнит и «способен напеть» каждый из нас, даже не зная имени её создателя. И сделать это с лёгкостью не меньшей, чем в отношении мелодий его великого однофамильца. Конечно, речь не обо всей музыке Б.А. Чайковского, поскольку Борис Александрович по преимуществу композитор академического жанра, а жанр этот по популярности не сравним с другими, но: фильмы «Айболит- 66», «Гори, гори моя звезда» и, наконец «Женитьба Бальзаминова»  –  стоит только произнести название, как в памяти мгновенно всплывают мелодии из этих лент. Автор этой музыки  – Борис Александрович Чайковский.

           Когда я услышал его имя?.. Наверное, в отрочестве. Когда интернета не было. Но было радио и телевидение. И имена авторов музыки произносились и сообщались. Тогда я удивился, что, помимо Петра Ильича, существует и другой Чайковский! (Чуть позже я узнал, что есть и третий Чайковский – племянник Бориса Александровича, ныне живущий композитор Александр Владимирович Чайковский).
           Биографию Бориса Александровича Чайковского пересказывать нет надобности. И годы его жизни и то, чем наполнена была эта жизнь, можно узнать на любом энциклопедическом ресурсе. Но ведь главное, что остаётся от художника – это его творческое наследие.
          
           К сожалению, академическая музыка Бориса Александровича, та, которую мы привыкли называть классической, серьёзной (хотя и киномузыка его – это не какие-то облегчённые песенки!),  музыка,  чуждая модернизма и ультрановейших течений, не так часто исполнялась и в СССР, и за рубежом, да и сейчас звучит тоже не часто. Почему?.. Трудно ответить.  Но так сложилось. Может быть, ещё придёт её время. В чём-то исполнительская судьба музыки Бориса Чайковского напоминает судьбу музыки одного из его учителей – Н. Я. Мясковского, которая исполняется тоже незаслуженно редко. (При появлении двух этих фамилий нельзя удержаться от каламбура и не вспомнить присказку, которая  с детских лет известна, наверное, многим, бытовавшую в разных вариантах, но там было что-то вроде такого: "Попил Чайковского, поел Мясковского, отравился Паганини, началось Пуччини...").
          Однако, вернёмся.
          Неутомимым пропагандистом  произведений Б.А. Чайковского и тогда (в СССР), и сейчас был и является Большой симфонический оркестр имени Чайковского (Петра Ильича, конечно) и его главный дирижёр Владимир Иванович Федосеев, которого связывала с Борисом Александровичем многолетняя дружба.
          Нельзя сказать, что Чайковский был обойдён наградами или званиями. Нет. Но музыка, музыка…
          Нет, она не запрещалась, в списке неугодных он не числился, но исполняли его симфоническую музыку мало. Пройдёт премьера (на которую имел право почти каждый, не провинциальный член Союза композиторов) и ... всё.
          А ему, как и всякому композитору, хотелось, чтобы звучали не только его (бесспорно, чудесные) песни из кинофильмов. Очень хотелось. Однако, подобно одному из своих учителей – Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу – Чайковский ни разу не позволил себе сделать  хоть что-то, чтобы, как говорится, протолкнуть, продвинуть свою музыку. «Этическая основа, заложенная родителями, на всю жизнь стала внутренним стержнем композитора». Это сказано о Борисе Чайковском. Очень точно сказано.
 
          Бориса Александровича не стало двадцать лет назад, в 1996-ом году. Все мы помним, какое это было время. Похороны Б.А. Чайковского прошли тихо. На Армянском кладбище Москвы. Я уже рассказывал в одной из своих заметок, как в своё время искал на этом кладбище могилу Андрея Платонова, как во время этих поисков набрёл и на могилу Б.А. Чайковского – не очень ухоженная, с трудом вжавшаяся среди соседних оградок, она неприметна. Найти её трудно. Я постоял несколько минут, вспоминая этого замечательного человека.
 
          Несколько дней назад по радио «Орфей» транслировался вечер, в котором к 90-летию Б.А. Чайковского  в исполнении БСО под управлением В.И. Федосеева прозвучали «Севастопольская симфония» и Виолончельный концерт композитора. Вечера этого я ждал. И впечатление осталось сильное.
          Но ещё раньше я самостоятельно отыскал на ютюбе видеозапись авторского концерта в Колонном зале Дома Союзов (к сожалению, не самое лучшее место по акустике), в котором сам композитор вместе с  БСО и – тогда ещё молодым, с импозантной шевелюрой – Владимиром Ивановичем Федосеевым, исполняет свой фортепианный концерт.
          Автор выходит к роялю. Безо всякой улыбки, полностью сосредоточенный на предстоящем исполнении. И кланяется после исполнения он так же – скромно, безо всяких «эффектов».
          Вот эта запись. Послушайте:



           Музыка эта непростая. Первая часть, написанная в форме тяжёлой токкаты, средние части с их глубоким раздумьем и драматизмом в танго, вихревое скерцо и финал – не помпезный, не пафосный, наполненный печалью – всё это необычно. И ещё вы увидите, что зал далеко не «забит битком», что автора не завалили букетами. И грома оваций тоже не было. Аплодировали, как говорится, уважительно. Всего лишь. Но тем не менее, музыка эта отчего-то заставляет к ней возвращаться, благо запись – осталась.
         
           Но закончу всё-таки – раз уж День музыки! – на том, что связано у нас с радостными воспоминаниями – воспоминаниями о фильмах, в которых звучит – иногда озорная, иногда застенчивая, какая-то очень индивидуально-узнаваемая музыка – музыка Бориса Александровича Чайковского. В чём её обаяние? И нельзя сказать, что как-то сложны эти мелодии, что пёстро расцвечены их гармонии. Нет. Но музыка эта – запоминается. И входит (уже вошла!)  в нашу жизнь так, как будто она там всегда и была.
          Найдите, прослушайте ещё раз «Нормальных героев», которые, как известно, всегда идут в обход, или марш из «Женитьбы Бальзаминова», оживите в памяти лёгкий «цокающий» мотив фортепиано из вступления к «Гори, гори моя звезда», испытайте ещё раз чувство благодарности к замечательному художнику, чьим современником нам довелось быть, музыканту, который всем своим творчеством оправдал столь непростую, ко многому обязывающую современного композитора фамилию – Чайковский.




Реклама
Обсуждение
     21:51 01.10.2016 (1)
С праздником! Спасибо что так увлекательно рассказали о человеке и композиторе, с удовольствием прочитала и слушаю нового для меня Чайковского! 
     21:53 01.10.2016 (1)
1
Но я предупредил, что музыка - не "Лунная соната"!
Так что, если что...
     21:56 01.10.2016 (1)
1
Из любимых Шнитке и Сибелиус))
     21:59 01.10.2016 (1)
1
О!
Тогда это - для Вас!

Я люблю Шнитке сильно.

Сибелиус - скрипичный концерт!
     22:13 01.10.2016 (1)
Интересный концерт,многоОбразный, музыка сочная,понравилось! Спасибо Вам, Александр за такое удовольствие!
     22:17 01.10.2016 (1)
1
Чисто пианистически он неоднороден.
Есть места (это видно даже на записи) чудовищно трудные. Есть и такие, где у пианиста в течение многих тактов только одна рука, что называется "в работе". Может быть, поэтому у пианистов он не получил (пока) популярности. На классик-онлайн есть всего одна запись, помимо авторской.
     22:30 01.10.2016 (1)
Возможно так и есть,такой вкус нужно воспитывать не одним поколением.  
     21:07 13.02.2019
Сейчас только что снова слушал этот концерт (8 февраля был день памяти по Б.А. Чайковскому). И внезапно заметил: финал - это ведь по ритму ни что иное как... мазурка! Только мазурка какая-то... потусторонняя, что ли, обречённая, всё время прерывающаяся. Как человек с затруднённым дыханием.
     20:22 20.08.2017 (1)
Интересная статья... об интересном и талантливом человеке... СПАСИБО...
     20:34 20.08.2017
Спасибо Вам!
Это действительно выдающийся композитор.
     20:03 01.10.2016 (1)
Сложная музыка! Не скажу, что она меня заинтересовала, но постараюсь познакомится с ней поближе. Спасибо Александр!
     20:06 01.10.2016 (1)
1
Вам спасибо!
А мне давно хотелось написать о Борисе Чайковском.
     20:25 01.10.2016 (1)
Вот так, живем и не замечаем бревен в своих глазах) 
     20:34 01.10.2016
2
Не то что брёвен, но...
Из ничего ведь не возникает ничего.
Кто-то же всё создаёт.
Да, мы не можем сказать слова благодарности тем, кто для нас изготовил наш экземпляр компьютера или стиральной машины, например, или тому, кто заасфальтировал дорогу. Мастера эти для нас безымянны. Да и в веках сделанное ими не останется.
Но как часто мы не утруждаем себя даже тем, что нам доступно для благодарности: многие ли обращают внимания на титры в фильмах? Актёров узнают - уже хорошо. А уж режиссёра, оператора, композитора запомнить - дело десятое.
Не раз я уже, например, говорил здесь, на сайте о переводчиках - не забывайте упоминать их имена. Потому как тот же Шекспир или Гомер дошли к нам не сами по себе.
     19:30 01.10.2016 (1)
  Спасибо! 
     19:33 01.10.2016
2
Вам спасибо!
Что прочитали.
Очень мне симпатичен Борис Александрович.
Просто даже как человек (можно найти в интернете документальный фильм о нём).
И мне хотелось бы "заразить" этим чувством других.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама