В IXX веке получило развитие мессианское ответвление ислама шиитского толка — бахаизм, в основе которого лежит представление о существовании единого бога, единого человечества и единой религии. Вначале бахаизм воспринимался как гуманистическое движение за мир, и лишь сравнительно недавно стал рас сматриваться как новая вполне самостоятельная религия. «Бахаизм — это независимая религия наравне с Исламом, Христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаизм — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии» (Арнольд Тойнби).
В наше время насчитывается более 5 млн. приверженцев бахаизма, общины которых имеются на всех континентах. Всемирный центр находится в г. Хайфа (Израиль).
Родиной этой религии является Ирак, а именно — город Багдад. Первую общину сформировал перс, по имени Мирза Хусейн Али. Кем же был этот человек — Мирза Хусейн Али, которому удалось положить начало религиозному течению, что распространилось из Ирака на все континенты мира? Родился он двенадцатого ноября 1817 года в столице Персии — Тегеране. Его отец служил первым министром при дворе у шаха. Уже в возрасте четырнадцати лет Мирза Хусейн Али прославился своим умом и после смерти отца, получил предложение занять его пост. Но уже тогда он понимал, что государственная служба не для него. В 1844 году в Ширазе появился некий торговец, который называл себя «Баб», что в переводе с арабского означает «врата». Он утверждал, что его задача — подготовить человечество к приходу нового пророка. Баб критиковал стяжательство и безнравственность в среде священников. Для шиитского духовенства идеи Баба были не просто еретическими, но воспринимались как направленные на подрыв основ ислама. Поэтому против Баба и бабистов развернулась борьба, которая после серии восстаний закончилась поражением последователей Баба. Баб был арестован, подвергнут бичеванию, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии, а еще больше посажено в тюрьмы. Сегодня в городе Хайфе (Израиль) находится величественное здание с позолоченным куполом, в нём похоронены земные останки Баба. Смерть Баба лишь укрепила верующих в справедливости его слов, что вскоре появится пророк, который займет место в ряду: Авраам, Моисей, Будда, Заратуштра, Кришна, Иисус Христос, Мухаммед, и который объединит все религии и всех людей Земли. Среди попавших в тюремные застенки оказался и Мирза Хусейн Али. Когда он сидел в тюрьме, ему было видение, что он именно тот, кто указан в пророчестве Баба. Он пробыл в тюрьме около четырёх месяцев. А после его изгнали из страны и забрали всё, чем он владел. Путь к новому дому был долог и мучителен, но, в конце концов, он попал в Багдад. К нему стали приходить люди за благословением — так как он прослыл мучеником, и тем самым человеком, о котором говорил Баб. Он стал поддержкой для последователей Баба, а также обрёл множество своих сторонников по всей стране. Конечно же, там где есть друзья, есть и враги, которые сделали так, что его сослали в город Акку — город-тюрьму. Там ему пришлось пройти через множество невзгод. Но через несколько лет ему удалось покинуть этот город, и поселиться в местечке под названием «Усадьба в Бахджи». Здесь 21 апреля 1863 г. (этот день считается днём рождения бахаизма) он открыл своим ученикам истину, полученную им от Бога. Истина эта состояла в том, что он, Мирза Хусейн Али, отныне носит имя Баха-Улла («Блеск Аллаха») и является тем пророком нового исторического этапа, о котором говорил Баб. С этого дня Баха-Улла перестал быть проповедником бабизма и стал проповедником новой независимой религии — бахаизма. Баха-Улла умер двенадцатого мая 1892 года, завещав духовную власть своему старшему сыну Аббасу эфенди по прозвищу Абдул-Баха («Раб Блеска Аллаха»).
Количество священных книг в бахаизме точно не подсчитано, но, во всяком случае, их более ста. Все книги, которые приверженцы бахаизма признают священными, можно разбить на две группы. В первую группу входят сочинения, которые написали Баб, Баха-Улла, его сын Абдул-Баха и его правнук Шоги Эффенди, а также послания Всемирного Дома Справедливости. Во вторую группу входят священные книги других религий. В частности, в качестве священных бахаисты почитают Библию, Коран и Бхагавадгиту. Из всех священных книг особо выделяется книга Баха-Уллы «Китаб-и-Агдас» («Наисвятая книга»).
Сердцевину бахаизма составляют 12 принципов:
Все человечество является единым целым: «Вся земля — одна страна, а все люди — её граждане».
Все люди должны познавать истину самостоятельно. Истина зависит лишь от человека, поскольку не существует ничего, что являлось бы ее носителем. Верующие должны сами читать, изучать и интерпретировать священные писания.
У всех религий общая основа — это Бог, вокруг которого собственно и складывались разные религии. В этих религиях обнаруживаются черты конкретных эпох и этносов, но в то же время их вневременные ценности остаются неизменными, даже если в разных религиозных учениях они выражаются по-разному.
Религии со всеми их атрибутами (священными книгами, церковью, обрядами) должны объединять, а не разъединять людей разного вероисповедания, быть основой их единения и взаимопонимания. Религия, ведущая к разброду, к смуте и к насилию — это не религия.
Религия не должна противоречить науке и разуму. Религия без науки приводит к суеверию. Наука без религии — к оголтелому материализму. И от того, и от другого исходит вред.
У мужчин и у женщин должны быть равные права не только на словах, но и на деле. Человечество вступило в новую эру, в которой мужские и женские элементы культуры должны непременно гармонизировать друг друга.
Следует избавиться от предрассудков любого рода. В первую очередь имеются в виду этнические, религиозные, политические, экономические и расовые предрассудки.
Нужно стремиться к миру во всем мире путем реализации федерального принципа построения мирового сообщества, создания механизмов обеспечения всеобщей безопасности и международной справедливости. Первый шаг на этом пути — разоружение и создание сообщества народов.
И мужчины, и женщины должны получать многостороннее духовное и светское воспитание, включая обязательное школьное образование.
Решительные усилия следует направить на решение социальных проблем. Прежде всего, нужно обуздать процессы глобализации, сделать их более справедливыми как с экономической, так и с общественной точки зрения.
Следует ввести вспомогательный язык для всего мира, чтобы на нем можно было изъясняться всем без исключения.
Человечеству надлежит создать новую мировую цивилизацию на основе приоритета общих духовных ценностей, а также отказа от фанатизма, азартных игр, употребления алкоголя и наркотиков.
Концепция Бога в бахаизме строго монотеистична и трансцендентна. Считается, что всякие попытки описать Бога бесполезны. Единственной связью между Богом и людьми осуществляется посредством посланников Бога (пророков). Говоря о человеке и его предназначении, бахаизм учит, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека — это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире подобна жизни ребёнка в чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся пребывать вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.
В бахаизме нет духовенства. Координация деятельности каждой из местных общин обеспечивается советом из девяти членов, избираемых раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых членов общины. Эти советы, предусмотренные в Писаниях Баха-Уллы, называются Домами Справедливости, или Местными Духовными Собраниями. Они избираются раз в год, несут ответственность за организацию всей деятельности общины и за ботятся о благосостоянии ее членов. По последним данным, в мире имеется около 30 тысяч Местных Духовных Собраний. Общины финансируют свою работу из добровольных пожертвований своих членов.
Мировое сообщество бахаи сотрудничает с ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНЕП и ВОЗ, отстаивая идеи создания всемирной федерации, введения общего вспомогательного языка, координации мировой экономики, всеобщей системы образования, единого кодекса прав человека, согласованного механизма коммуникаций в масштабах планеты, унифицированной системы денежных единиц, мер и весов. Бахаитская литература публикуется во всем мире на 700 языках.
В России бахаизм был известен еще в дореволюционный период. О нем знал Иван Тургенев, а Лев Толстой относился к бахаизму весьма благожелательно. В Ашхабаде в 1905 г. был построен первый в мире Дом Поклонения бахаи. Сейчас на территории СНГ действуют Российское и Грузинское национальные духовные собрания. В 1992 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный конгресс бахаи, одновременно с которым проводились спутниковые конференции в десяти крупнейших городах мира, в том числе и в Москве.
В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано.
Символ бахаизма — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ.ОНА...