Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да.
ПРИПЕВ: Я сажаю алюминиевые огурцы – а- а
На брезентовом поле ( 2 раза, ведь)
Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч,
А результат труда».
ПРИПЕВ: (2 раза, но)
Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать – зачем
ПРИПЕВ: (2 раза)
Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку.
Упадут туда,
ПРИПЕВ: (2 раза, где)
Пишет А. Рыбин:
«Алюминиевые огурцы» - милейшая песенка, написанная Витькой после «трудового семестра» - работы в колхозе вместе с сокурсниками по училищу. Он говорил, что под дождём, на раскисшем грязью поле, огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов – холодные, серые, скользкие, тяжёлые штуки, алюминиевые огурцы. Вся песня была весёлой абсурдной игрой слов, не более, правда, абсурдней, чем многое из того, что приходилось делать тогда Витьке, мне, Марьяне и нашим друзьям…» («Кино с самого начала», конец 8 главы).
Вас устраивает такая трактовка? Меня не устраивает, хотя бы потому, что «однажды, на Беговой Аркаша Высоцкий откуда-то раздобыл фотографию Цоя и Рыбина на концерте и вручил её Виктору. Тот взял нож, истыкал им всю эту фотографию и бросил подарок на диван. Я спросил его: «Что так?». Виктор только поморщился. Больше я его не спрашивал» ( Р. Нугманов, www.yahha.com 19 .03.2006, 10:30)
Я, в данном случае, склонен верить Рашиду Нугманову, потому что всем известно, что по словам Виктора: «Рыба» - это кличка гитариста… первого гитариста группы «Кино», с которым он «по идеологическим соображениям расстался»…
А теперь «Рыба» пишет книги о В.Цое и ему верят… А вот слова самого Виктора Цоя об этой, в частности, песне:
« … Вместе с тем существуют разные тексты, в смысле отношения к ним слушателей и в смысле моего подхода к ним. Например, вопрос: что означает для меня слово «Камчатка? Ничего конкретного, я там никогда не был, оно лишь подчёркивает некую абсурдность текста, его фантастичность. «Камчатка» и «Алюминиевые огурцы» - это чисто фонетика и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое… » (Ленинград, декабрь 1985, «Рокси», 10).
Так что же всё-таки это, чистая фонетика или ключевые моменты, имеющие задачу вызвать ассоциативные связи, рождающие реальную фантастику, чуть менее мрачную, чем в театре абсурда Ионеско?
Так что же всё-таки представляют "Алюминиевые огурцы"? Фонетику только, или же ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи?
Задумаемся над тем, что представляют собой "алюминиевые огурцы".
Что такое огурец в самом общем смысле? - Это плод, где семена выстроились, как на парад, в едином строю. И я думаю, что Виктор, ничего не делавший без внутреннего смысла, не зря снялся с зелёным плодом жизни в правой руке.
А что такое алюминиевый огурец? - Это белый, сиречь бесцветный сероватый холодный кусок металла, имитирующий жизнь... Внутри него нет и в помине, ни семени, ни жизни.
А что такое брезентовое поле? - Это "поле" вроде бы и зелёное, но правда серо-зелёное, как бы мимикрия под жизнь, и это, конечно же, такой же символ бесплодности, как алюминиевый огурец... Брезент - это великолепный химический покрывающий материал, вода через него наверняка в землю, что под надёжной защитой брезента, не проникнет.
Что можно посадить на брезентовом поле? Какими тракторами его разрыхлить? Как добраться до замёрзших водонепроницаемых душ девочек и мальчиков, ждущих не теплоты жизни, а её разрушения, закрывающихся от отношений друг с другом - воды, серо-зелёным брезентом?
Виктор Цой знает, что обычные живые огурцы тут не подходят. Нужно что-то особенное - "с вывихом-с"...
И вот он в угоду инфантильным девочкам и мальчикам, намеренно не желающим взрослеть, предлагает сажать не семя, но сразу плод - готовый уже металлический плод...
Иное не может оценить одервеневшая под брезентом холодная душа. Ведь мальчики и девочки могут смотреть только в окно... то есть в заранее установленное для них сценическое пространство, далёкое от реальной жизни.
Им ведь нужно только развлечение... иного не поймут... о смысле даже не захотят догадываться, зато оценочный механизм в их бытовом рассудке работает, и они хлопают в ладошки - кидают свои пальчики, "своим" "Да!", отмечая насколько, и кто им конкретно угодил.
Виктор смеётся над ними... а они дружно хлопают ему в ответ.
А "чукотские мудрецы" живут прошлым в своём холодном полярном мире, не ведая даже о том, как далеко от реальной жизни ушло современное Виктору поколение, умеющее только "играть" в "игру, не стоящую свеч" и трудиться ради сиюминутной выгоды ("Игра не стоит свеч, а результат труда").
Здесь уместно вспомнить "1000% не Цоя" - там "Игра без правил, игра без свеч".
Глупые три "мудреца" (намёк на церковный догмат о троичности, который сам по себе не более язычества чукчей) "твердят, твердят... без конца" о том, что современная жизнь бесполезна, не понимая, что только металл алюминиевых огурцов может прорвать покровы самости и эгоизма и добраться до хладных, бесплодных душ современников Виктора Цоя.
"Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать..."
Корень "Кол" здесь повторяется 4 раза. А что такое "Кол", от которого произошло 12 колен, или Знаков Зодиака?
"Коло" - круг, окружность. "Жил-был Царь. У Царя был Кол. На Колу было мочало. Не начать ли сказку сначала"... А почему сначала? Потому, что Кол - центр Круга, а стало быть циклических процессов.
У славян и других т. н. "языческих" народов, "Кол" - Полярная Звезда, по древнейшим представлениям - Центр, вращающегося вокруг Неё мироздания.
А в Псалтыри: "Положи князи их, яко гной земли, положи их яко коло, яко трость пред ветром". Здесь "коло" обозначает водоворот, смерч, ларву, рвенник, разрывающий составы из единого центра.
В Послании Иакова: "И язык огнь, лепота неправды: сице и язык водворяется во удах наших, скверня всё тело и паля КОЛО рождения нашего и опаляяся от геенны. Всякое естество зверей и птиц, гадов и рыб, укрощается и укротится естеством человеческим, языка же никто не может от человек укротить: неудержимое зло, исполнено яда смертоносного" (гл.3, ст.6-7).
"Белое" у В.Цоя всегда означает - бесцветное, бесформенное: "Снова за окнами белый день. День вызывает меня на бой."
Бесцветное, противоестественное "колено" "колом" (грубо и нагло внедряясь) колет - бьёт в цель - вены: здесь ассоциация с медицинским шприцом, несущим навь - наваждение сонное, или ещё того хуже извращающее реакции психики, у-КОЛ-ом...
Это "колено" в общем контексте песни Цоя "пытается достать" и Виктора, сделать его таким же, как все т.н. "здоровые" примитивные люди. В самом общем смысле - это единый на земле центр поругания естества и утверждения социального утилитарного правопорядка.
«…В надежде тайну разгадать, зачем …» уколом в самую кровь, пытаются добраться до сердца и вырвать оттуда силу сопротивления сонным наваждением, то есть победить металл - твёрдость в душе человеческой, у- колом навязывают свои "заповеди", делающие свободного человека размазнёй.
Кто эти врачи в белых халатах, или же врачи душ человеческих? Это те, кто хочет заставить Виктора отказаться от задачи переделать этот технократический брезентовый мир!
Виктор своими твёрдыми и жёсткими металлическими песнями - огурцами стремится разорвать брезент - защиту себялюбия с человеческих душ, творит свои "алюминиевые огурцы", способные разбудить его уснувшее поколение, а КОЛ-дуны от злого белого колена вводят в наваждение, убирая сопротивление и навязывая ненасилие, обессиливающее молодого человека.
"Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки"
Всё очень просто. Здесь Виктор поёт о тех, кто прикноплен к чему-то, скреплен с кем-то и с чем-то, кто намертво уже заклёпан в какой-то "системе ценностей", «скован одной цепью, связан одной целью» (В. Бутусов взял у Цоя?), кто продырявлен насквозь чуждыми убеждениями, кто как мягкая булочка замешан на чужих дрожжах, кто искривлён и двоедушен...
Здесь даны различные степени несвободы, душевного рабства. Его песни "алюминиевыми огурцами", по замыслу Виктора, должны пройти трактором, сорвать брезент, добраться до земли, чтобы освободить сонное сознание несвободного человека...
Песни упадут в копилку - накопят необходимый потенциал свободы в лице-мерном обществе... Как говорил Виктор: "Можно назвать это реальной фантастикой".
Что же, очень точное определение.
А музыка… какая светлая и жизнерадостная! Сколько очищающего света! Как солнечные брызги дождя. И всё, что поётся - правда, от которой никуда не уйти и не деться.
| Помогли сайту Реклама Праздники |