Заметка «О песне Цоя "Алюминиевые огурцы"»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.6
Баллы: 4
Читатели: 2402 +1
Дата:

О песне Цоя "Алюминиевые огурцы"

Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте, мальчики!
Смотрите на меня в окно
И мне кидайте свои пальчики, да.

ПРИПЕВ: Я сажаю алюминиевые огурцы – а- а
На брезентовом поле ( 2 раза, ведь)

Три чукотских мудреца
Твердят, твердят мне без конца:
«Металл не принесёт плода,
Игра не стоит свеч,
А результат труда».

ПРИПЕВ: (2 раза, но)

Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать – зачем

ПРИПЕВ: (2 раза)

Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки.
Здесь тракторы пройдут мои
И упадут в копилку.
Упадут туда,

ПРИПЕВ: (2 раза, где)


Пишет А. Рыбин:

«Алюминиевые огурцы» - милейшая песенка, написанная Витькой после «трудового семестра» - работы в колхозе вместе с сокурсниками по училищу. Он говорил, что под дождём, на раскисшем грязью поле, огурцы, которые будущим художникам приказано было собирать, имели вид совершенно неорганических предметов – холодные, серые, скользкие, тяжёлые штуки, алюминиевые огурцы. Вся песня была весёлой абсурдной игрой слов, не более, правда, абсурдней, чем многое из того, что приходилось делать тогда Витьке, мне, Марьяне и нашим друзьям…» («Кино с самого начала», конец 8 главы).  

Вас устраивает такая трактовка? Меня не устраивает, хотя бы потому, что «однажды, на Беговой Аркаша Высоцкий откуда-то раздобыл фотографию Цоя и Рыбина на концерте и вручил её Виктору. Тот взял нож, истыкал им всю эту фотографию и бросил подарок на диван. Я спросил его: «Что так?». Виктор только поморщился. Больше я его не спрашивал»  ( Р. Нугманов, www.yahha.com 19 .03.2006, 10:30)


Я, в данном случае, склонен верить Рашиду Нугманову, потому что всем известно, что по словам Виктора: «Рыба» - это кличка гитариста… первого гитариста группы «Кино», с которым он «по идеологическим соображениям расстался»…  

А теперь «Рыба» пишет книги о В.Цое и ему верят…  А вот слова самого Виктора Цоя об этой, в частности, песне:

« … Вместе с тем существуют разные тексты, в смысле отношения к ним слушателей и в смысле моего подхода к ним. Например, вопрос: что означает для меня слово «Камчатка?  Ничего конкретного, я там никогда не был, оно лишь подчёркивает некую абсурдность текста, его фантастичность. «Камчатка» и «Алюминиевые огурцы» - это чисто фонетика и, может быть, какие-то ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи. Можно назвать это реальной фантастикой. Можно в какой-то мере сравнить этот подход с театром абсурда Ионеско. Только у нас не мрачное разрешение элементов действительности, а более весёлое… » (Ленинград, декабрь 1985, «Рокси», 10).

Так что же всё-таки это, чистая фонетика или ключевые моменты, имеющие задачу вызвать ассоциативные связи, рождающие реальную фантастику, чуть менее мрачную, чем в театре абсурда Ионеско?

Так что же всё-таки представляют "Алюминиевые огурцы"? Фонетику только, или же ключевые моменты, не связанные между собой и имеющие задачу вызвать ассоциативные связи?

Задумаемся над тем, что представляют собой "алюминиевые огурцы".  
Что такое огурец в самом общем смысле? - Это плод, где семена выстроились, как на парад, в едином строю. И я думаю, что Виктор, ничего не делавший без внутреннего смысла, не зря снялся с зелёным плодом жизни в правой руке.

А что такое алюминиевый огурец? - Это белый, сиречь бесцветный сероватый холодный кусок металла, имитирующий жизнь... Внутри него нет и в помине, ни семени, ни жизни.  

А что такое брезентовое поле? - Это "поле" вроде бы и зелёное, но правда серо-зелёное,  как бы мимикрия под жизнь, и это, конечно же,  такой же символ бесплодности, как алюминиевый огурец...  Брезент - это великолепный химический покрывающий материал, вода через него наверняка в землю, что под надёжной защитой брезента, не проникнет.

Что можно посадить на брезентовом поле? Какими тракторами его разрыхлить? Как добраться до замёрзших водонепроницаемых душ девочек и мальчиков,  ждущих не теплоты жизни,  а её разрушения, закрывающихся от отношений друг с другом - воды, серо-зелёным брезентом?  

Виктор Цой знает, что обычные живые огурцы тут не подходят. Нужно что-то особенное - "с вывихом-с"...
И вот он в угоду инфантильным девочкам и мальчикам, намеренно не желающим взрослеть, предлагает сажать не семя, но сразу плод - готовый уже металлический плод...

Иное не может оценить одервеневшая под брезентом холодная душа. Ведь мальчики и девочки могут смотреть только в окно... то есть в заранее установленное для них сценическое пространство, далёкое от реальной жизни.

Им ведь нужно  только развлечение... иного не поймут... о смысле даже не захотят догадываться, зато оценочный механизм в их бытовом рассудке работает, и они хлопают в ладошки - кидают свои пальчики, "своим" "Да!", отмечая насколько, и кто им конкретно угодил.
Виктор смеётся над ними... а они дружно хлопают ему в ответ.

А "чукотские мудрецы" живут прошлым в своём холодном полярном мире, не ведая даже о том, как далеко от реальной жизни ушло современное Виктору поколение,  умеющее только "играть" в "игру, не стоящую свеч" и трудиться ради сиюминутной выгоды  ("Игра не стоит свеч, а результат труда").

Здесь уместно вспомнить "1000% не Цоя" - там "Игра без правил, игра без свеч".

Глупые три "мудреца" (намёк на церковный догмат о троичности, который сам по себе не более язычества чукчей) "твердят, твердят... без конца" о том, что современная жизнь бесполезна, не понимая, что только металл алюминиевых огурцов может прорвать покровы самости и эгоизма и добраться до хладных, бесплодных душ современников Виктора Цоя.

"Злое белое колено
Пытается меня достать.
Колом колено колет вены
В надежде тайну разгадать..."

Корень "Кол" здесь повторяется 4 раза. А что такое "Кол", от которого произошло 12 колен, или Знаков Зодиака?

"Коло" - круг, окружность. "Жил-был Царь. У Царя был Кол. На Колу было мочало. Не начать ли сказку сначала"... А почему сначала? Потому, что Кол - центр Круга, а стало быть циклических процессов.

У славян и других т. н. "языческих" народов, "Кол" - Полярная Звезда, по древнейшим представлениям - Центр, вращающегося вокруг Неё мироздания.  

А в Псалтыри: "Положи князи их, яко гной земли, положи их яко коло, яко трость пред ветром". Здесь "коло" обозначает водоворот, смерч, ларву, рвенник,  разрывающий составы из единого центра.  

В Послании Иакова: "И язык огнь, лепота неправды: сице и язык водворяется во удах наших, скверня всё тело и паля КОЛО рождения нашего и опаляяся от геенны. Всякое естество зверей и птиц, гадов и рыб, укрощается и укротится естеством человеческим, языка же никто не может от человек укротить: неудержимое  зло, исполнено яда смертоносного" (гл.3, ст.6-7).

"Белое" у В.Цоя всегда означает - бесцветное, бесформенное: "Снова за окнами белый день. День вызывает меня на бой."

Бесцветное, противоестественное "колено" "колом" (грубо и нагло внедряясь) колет - бьёт в цель - вены: здесь ассоциация с медицинским шприцом, несущим навь - наваждение сонное, или ещё того хуже извращающее реакции психики,  у-КОЛ-ом...

Это "колено" в общем контексте песни Цоя "пытается достать" и Виктора, сделать его таким же,  как все т.н. "здоровые" примитивные люди. В самом общем смысле  -  это единый на земле центр поругания естества и утверждения социального утилитарного правопорядка.

«…В надежде тайну  разгадать, зачем …»  уколом в самую кровь, пытаются добраться до сердца и вырвать оттуда силу сопротивления сонным наваждением, то есть победить металл - твёрдость в душе человеческой,   у- колом навязывают свои "заповеди",  делающие свободного человека размазнёй.

Кто эти врачи в белых халатах, или же врачи душ человеческих?  Это те, кто хочет заставить Виктора отказаться от задачи переделать этот  технократический брезентовый мир!

Виктор своими твёрдыми и жёсткими металлическими песнями - огурцами стремится разорвать брезент - защиту  себялюбия с человеческих душ,     творит  свои "алюминиевые огурцы",  способные разбудить его уснувшее поколение,  а КОЛ-дуны от злого белого колена вводят в наваждение, убирая сопротивление и навязывая ненасилие, обессиливающее  молодого человека.

"Кнопки, скрепки, клепки,
Дырки, булки, вилки"

Всё очень просто. Здесь Виктор поёт о тех, кто прикноплен к чему-то, скреплен с кем-то и с чем-то, кто намертво уже заклёпан в какой-то "системе ценностей", «скован одной цепью, связан одной целью» (В. Бутусов взял у Цоя?),  кто продырявлен насквозь чуждыми убеждениями, кто как мягкая булочка замешан на чужих дрожжах, кто искривлён и двоедушен...

Здесь  даны различные степени несвободы, душевного рабства.   Его песни  "алюминиевыми огурцами", по замыслу Виктора, должны пройти трактором, сорвать брезент, добраться до земли, чтобы освободить сонное сознание несвободного человека...

Песни упадут в копилку - накопят необходимый потенциал свободы в лице-мерном обществе...  Как говорил Виктор: "Можно назвать это реальной фантастикой".  

Что же, очень точное определение.  

А музыка…  какая светлая и жизнерадостная! Сколько очищающего света! Как солнечные брызги дождя. И всё, что поётся - правда, от которой никуда не уйти и не деться.
Реклама
Реклама