Гейлигенбейль*, маленький городок в семи милях от Кёнигсберга, приводит на мысль времена язычества. Тут возвышался некогда величественный дуб, безмолвный свидетель рождения и смерти многих веков, — дуб, священный для древних обитателей сей земли. Под мрачною его тенью обожали они идола Курхо, приносили ему жертвы и славили его в диких своих гимнах. Вечное мерцание сего естественного храма и шум листьев наполняли сердце ужасом, в который жрецы язычества облекали богопочитание. Так друиды в густоте лесов скрывали свою религию; так глас греческих оракулов исходил из глубины мрака! — Немецкие рыцари в третьем-на-десять веке, покорив мечом Пруссию, разрушили алтари язычества и на их развалинах воздвигнули храм христианства**. Гордый дуб, почтенный старец в царстве растений, претыкание бурь и вихрей, пал под сокрушительною рукою победителей, уничтожавших все памятники идолопоклонства: жертва невинная! — Суеверное предание говорит, что долгое время не могли срубить дуба; что все топоры отскакивали от толстой коры его, как от жёсткого алмаза; но что наконец сыскался один топор, который разрушил очарование, отделив дерево от корня; и что в память победительной секиры назвали сие место Heiligenbeil, то есть
секира святых.
("Письма русского путешественника")
Послесловие:
*Хайлигенбайль (с 1947 г. — Мамоново)
**В 1945 году старинная готическая церковь была полностью уничтожена
(в результате боёв между войсками советского 3-го Белорусского Фронта и немецкой 4-й Армией)
Есть мнения (в частности, собирателя прусских легенд Каспара Хенненбергера),
что упомянутый дуб находился там, где сейчас стоит памятник Н.В. Мамонову.
Отвечать не обязательно. Потому что на эту тему можно написать многие тома и не исчерпать сути.
Бедное дерево.
Бедные люди.