Супермен, Спайдермен, Бэтмен, Люди Икс и прочая супергеройская братия гордо шагает (летает, телепортирует) по планете, завоевав путём кассовых сборов и вездесущей рекламы своё широкоформатное место в истории.
Из года в год американская киноиндустрия поистине с голливудским размахом производит на свет очередное блокбастерское супер-детище, которое замечательным образом освоилось на кинематографическом Олимпе.
Почему же современный зритель прямо-таки с патологическим наслаждением тяготеет к этому жанру? Может быть, разгадка кроется в пресловутых спецэффектах?
Дело в том, что вся индустрия зрелищного кино восседает (аки вавилонская блудница) на чудовище о трёх головах, суть которого следующие чувства: страх, влечение и совесть (понимаемая как вера в высшую справедливость). Эти чувства обретают зримые очертания, воплотившись в главных действующих лицах: Супергерой (совесть), Блондинка (влечение) и Антигерой (страх).
Обычно сюжет фильмов о супергероях разворачивается по сходному сценарию: герой в результате несчастного случая (или, наоборот, благодаря счастливому стечению обстоятельств) обретает сверхспособности, превращающие его в Супергероя.
Супергерой знает, что хорошо, а что плохо, что нравственно или безнравственно, короче говоря, он является носителем моральных стандартов общества и выразителем его идей.
В противовес Супергерою действует Антигерой. Отрицая моральные правила общества напрочь, он вызывает у зрителя противоречивые чувства: с одной стороны — ненависть и страх, с другой — тайное восхищение.
Отчаянная борьба между Супергероем и Антигероем подогревает зрительский интерес и придаёт фильму динамичную атмосферу.
В перерывах между боевыми вылазками, Супергероя осаждает сексапильная Блондинка, желая превратить его в обычного (земного) парня при помощи инстинкта, который у большинства зрителей стойко ассоциируется с понятием «основной». Однако Супергерой мужественно отвергает все «основные» натиски Блондинки, мотивируя свой отказ веским аргументом: «Сначала спасём мир, а там — видно будет».
Концовка, как и сюжет в целом, особыми изысками не отличается: торжественная, с размахом обставленная, гибель Антигероя, и блеклое на этом фоне, более чем скромное, чествование Супергероя (поцелуй Блондинки, рукопожатие мэра и т.д.) — подытоживают основную символическую идею фильма — совесть, как вера в высшую справедливость, в очередной раз победила страх.
Таким образом, сегодняшнее, так называемое, зрелищное кино, с его цифровыми технологиями и впечатляющими спецэффектами — это всего-навсего усовершенствованное средство передачи всё тех же (порядком подзабытых) мифов и легенд прошлого (с их героями, антигероями и блондинками), ведь, по существу, наши далёкие предки, мало чем отличались от современных людей — они так же, как и мы: любили, испытывали страх и верили в высшую справедливость.
Заметки "Каин и Авель" и "Время супергероев"
были написаны примерно в одно и то же время,
причём последняя была своеобразным отзвуком первой —
попытка ответить на вопрос: насколько изменилось
мифологическое сознание современных людей?
Спецэффекты не главное.))
Зритель не хочет думать, работать душой. Да и киноиндустрии такой зритель-потребитель выгоден, потому что глотает всё подряд, тоже не заставляя напрягаться в создании высокохудожественных произведений.
Очевидно, не пришло ещё время очередного ВОЗРОЖДЕНИЯ. Но придёт, наверное..)) Чтобы подниматься, нужно почему-то сначала упасть. В массах зреет тяга к хорошим произведениям, но до всплеска пока не доходит.))