«Лексика ушных украшений как источник этнокультурной информации»
...В деревне XIX – начала XX в. серьги служили в основном женским украшением. Но носили серёжки и мужчины, чаще всего в одном ухе. Для этого ещё в детстве в мочке уха прокалывали дырочки и вдевали сотканный из ниток шнурок. Место прокола в ухе носило самые разнообразные названия: мо’чка, про’йма, про’мце, просто’ра, я’дрышко.
Прокол делали при помощи острой стальной спицы (бродо’к) или проволоки с острыми концами в виде колечка (бродо’чек).
Местами ношение серьги молодыми крестьянами считалось признаком щегольства. В некоторых районах существовала традиция ношения серёжек маленькими детьми. Они назывались ко’льчики.
Наиболее характерными металлами, из которых изготавливали серьги, были серебро, медь и их сплавы...
…О блеске серебряных изделий говорили обливаться светом.
...В качестве декоративного материала использовался речной жемчуг...
В зажиточных семьях носили серьги из жемчужных ниток, они различались по длине, короткие назывались — ря’сы, пя’сы; и длинные — кошельки’, пе’тли...
В конце XIX в. в украшениях вместо жемчуга стали использовать бисер...
Также использовались разного рода бусины. Больше всего ценились серьги с перламутровыми бусинами; кроме них, использовали хрустальные бусины и костяные шарики, а в начале XX в. — дутые стеклянные бусины. У Даля зафиксированы бу’совые серьги, в Архангельской области носили совру’льки ‘серьги округлой формы’. Вставка в серьгах из камня или стекла называлась глазо’к (Р. Урал), глазенёк (Сокол. Волог.). В Костромской губернии подобные вставки именовались насыпны’е камни...
В русских деревнях серьги не являлись повседневным украшением, и использовались, скорее, в календарные праздники или в дни свадеб. В Архангельской области по праздникам надевали ла’пы ‘серебряные серьги больших размеров’. Здесь же атрибутом свадебного наряда невесты являлись голу’бки ‘подвенечные серьги’, как символ воркующих между собой, как голубки, молодожёнов...