Заметка «Левиафан. Послесловие»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 22
Читатели: 695 +2
Дата:
Предисловие:

Левиафан. Послесловие




Думается, выйди фильм в нулевые, вряд ли он получил бы такой резонанс. Но на фоне обострившегося противостояния по-другому и не могло быть. Хотя сюжет посажен на российскую почву, в любой другой стране он бы смотрелся так же убедительно. Фильм-то правдивый. И то, что идею фильма Звягинцев подобрал в США, тоже показательно. Разница ведь между Западом и Россией больше в методах давления. В России насилие над личностью грубее и примитивнее, на Западе мягче и завуалированнее, по виду вроде бы как законнее, но цель достигается и там, и здесь с одинаково плачевным для простого человека результатом. Человек не может бороться с системой. Это общечеловеческая беда, когда создается иерархическая вертикаль, куда насильственно встраивается человеческая личность...

Герои в сцене с портретами вождей напоминают лакеев, которые раньше обсуждали хозяев на кухне, а теперь, урвав крохи власти, вроде как стоят с ними чуть ли не на одном уровне, да и то не со всеми - "Ельцин мелковат". Вся суть мелкопоместного быдла в этом эпизоде.

Образ героини - образ обычной бабы, а не чуйственной б...ди, как может показаться. Связь с адвокатом для нее примерно то же, что мечта у чеховской героини - вырваться из осточертевшей провинции в Москву. И она, кстати, наиболее естественно и человечески смотрелась в фильме. Ну, еще, может, момент с друзьями ГГ, когда они предлагают мальчику быть ему опекунами. А в целом, конечно, и несимпатичные поступки героев и видеоряд бесконечных развалин оставляет гнетущее впечатление. Будто взгляд этот с одной только стороны зеркала - какой-то однотонной, будто по жизни беды и радости не идут рядом друг с другом, а по отдельности.

Бородатый архиерей, похожий на беса, выступающий с проповедью в финале картины, выглядел омерзительно, особенно если учесть, что дело происходит в храме на месте снесенного жилья. Дикая, далекая от иномирья картина. Всеобщая убежденность, что индульгенцию можно купить за деньги - и дело даже не в том, удастся ли местному князьку, подкупив бога, получить местечко в раю, а в том, что он строит мир, абсолютно чуждый богу, что бога в его мире просто нет и не может быть, вместо бога там идол Левиафана, которому он постоянно приносит жертвы, не только деньгами, но и человеческими жизнями - главной героини, главного героя, искалеченной судьбой мальчика, да и адвоката тоже, в котором если и оставалось что-то человеческое до, то после уже наверняка не останется.

И монах возле магазина со своей неуместной проповедью о смирении выглядит дичайшим анахронизмом, какой-то бесконечно фальшивой нотой из какого-то шутовского оркестра, который обрыд уже всем до не могу. Две библейские притчи, о которых он упоминает, направлены только на одно соображение: государство и есть тот самый всесильный библейский Левиафан, бороться с ним невозможно, и потому нужно вести себя как пророк Иов - смириться со своей судьбой, ведь всякая власть от бога, и тогда бог (Лефиафан) его наградит. А может, и не наградит - ведь он же не отец милости, в самом деле, он отец абсолютной власти. Он все может: наградить, оставить все как есть, а может и наказать - ведь он же бог, абсолютный хозяин, а все эти мэры, адвокаты, менты, судьи, прокуроры и пр. - апостолы его.

Фильм большей частью критиков признается антироссийским, но я бы не спешил с таким выводом. Скорее, фильм антиЛевиафановский, где Левиафан не какое-то отдельное государство, а общечеловеческая и античеловеческая, социальная, насильственная, тоталитарная организация общества, которая как проказа поражала человеческую цивилизацию в течение предшествующих тысячелетий и продолжает поражать сейчас, используя все возможные для этого методы - от пропагандистских до форм прямого насилия...



Реклама
Обсуждение
     09:54 30.07.2015 (1)
2
Шикарная рецензия на бесовской фильмец!
     11:15 30.07.2015
1
Благодарю!  
     15:23 29.07.2015 (1)
4
Спасибо, что Вы обратили наше внимание на этот фильм!
Тяжелый, гнетущий, беспросветный - да.
Но он показывает правду.
И потому этот фильм моральнее, чем бесконечные сопливые квази-правдивые столичные сериалы "про Золушек" и "про ментов".
Даже фильм "Станица" про мою Кущёвку и фильм про Ростов и Таганрог (ростовские бандиты Толстопятовы) - это халтура дилетантов, ложь "глядя из столицы", незнание авторами реальной жизни периферии.
Единственное, против чего я, это против мата в искусстве.
     15:51 29.07.2015 (1)
3
Вы правы, там правда жизни. Правда жизни ведь нынче в том, что в масштабах человечества все меньше зон для нормальной независимой жизни - и чем дальше, тем хуже. Современные технологии таковы, что вскоре подконтрольна будет вся Земля, а вместе с ней и все человечество. Что да банды Толстопятовых, то не имеете ли вы в виду сериал «Однажды в Ростове», в котором без всяких оснований совместили события в Новочеркасске 62-го года и разбойничьи грабежи, якобы имеющие корень в этих событиях, как форма простеста, там главарь банды выставлен едва ли не борцом с коммунистическим режимом? Повеселил меня сериал в свое время. Я сам-то из Новочеркасска - историю эту знаю хорошо. Так вот, сценарист просто человек без совести и чести - другого слова не могу для него подобрать. Так исковеркать историю, в которой столько людского горя...
     16:04 29.07.2015 (1)
4
Да, я этот фильм имею в виду. Я ошибся: не Таганрог, а Новочеркасск.
Я был пацаном-первоклашкой во время новочеркасских событий, жил на хуторе под Кущёвкой, поэтому деталей не знаю и помню только шушуканье родителей.
Про Толстопятовых - это, насколько помню, конец 60-х - начало 70-х годов, тут я уже слышал от ребят, хоть и был в Кущёвке наездами: учился в Питере.
Меня тоже неприятно удивило совмещение в фильме этих событий и представление бандитов, как жертв строя, несчастных пострадавших агнцев.
Бандиты - они и есть бандиты. Что тогда, что сейчас.
То же и про кущевские события: тут я уже знаю непосредственно, что было в Кущёвке и кто это всё покрывал: я приезжал в отпуск много лет летом и слышал рассказы ребят.
Поэтому и считаю фильм "Станица" непрофессиональной скороспелкой, столичным освоением денег.
Привет Дону с Кубанью, земляк!
Осенью планирую съездить к брату в Кущёвку.
     20:48 29.07.2015
1
Спасибо! Взаимный привет!  
     17:18 29.07.2015 (1)
2
ну... я уже всё сказал, добавить вроде нечего, тема "выпита"...))
отличный анализ, Игорь!
с уважением....
     20:28 29.07.2015 (1)
1
Благодарю, Владимир! На заметку как раз ваша статья натолкнула. Надеюсь, обедню не испортил!  
     20:37 29.07.2015
2
нормально!
     16:24 29.07.2015
1
Посмотрел «Левиафана».
Стало на душе погано.
После этого кина
Тянет прыгнуть из окна.

Полностью стишки здесь.
     14:59 29.07.2015 (1)
3
Я оценил этот фильм хорошо, как режиссерскую работу.  А вот в социальном плане я против таких фильмов. Против. Потому, что в своё время после фильма Говорухина "Так жить нельзя" сосед мой нажрался и избил жену.  Потому что так жить было нельзя а он жил. Жил и ничего не мог поделать. Прошли годы. Появляется Левиафан. Что изменилось? Вроде бы многое, а по сути своей и ничего.
Мне другой сосед сказал про Левиафана: Если этот фильм смотреть, то с пузырём. Потому как понимаешь, что в своей жизни просвета уже не увидеть.
И вот я про что: кто нынче помнит фильм этот Говорухина на который народ толпами ходил в кинотеатр?  Ответ: битая жена соседа.
Через несколько лет никто не не вспомнит и Левиафана.
А нервы потрепал  людям изрядно. Да.
     15:59 29.07.2015
3
Фильм оставляет двойственное впечатление. Несомненно отдается должное его режиссерским достоинствам - и в подавляющем большинстве зритель с этим согласен. Другое дело, что правда, раскрывающая суть происходящего, зачастую не обобщается на все человечество, сужая его проблемность до масштабов одной России. Ведь действие фильма происходит в России. В этом и ложь. Когда надо вопить, куда ж мы общепланетным кагалом катимся, на западе поднимают этот фильм как знамя антироссийской пропаганды, лепя звериный античеловеческий образ нашей стране.
Реклама