Славная рыбалка получилась на Избном озере. Вечером сварили котёл ухи, влили в неё четвертинку водки, без которой она считалась бы рыбным супом, добавили по сто внутрь. Вспомнили фразу зеленоглазого дедушки о чертях, якобы водящихся на Чахкульском озере, добавили ещё по сто и загорелись идеей погонять бесов.
Развернули потрёпанную, нарисованную от руки карту - в те времена иных не было.
Да, есть такое озеро. Только называется оно Чавкульским и находится не так уж и далеко от нашего пристанища.
Рано утром по тропе добрались до небольшого Волочного озера, бодро одолели его на вёслах, перескочили в речку Тюленьгу, спустились по ней до озера Хмелево, затем по ручью, впадавшему в него, поднялись до озёр Долгих,за три часа их одолели, пешком, да с приличным багажом по просеке протащились до ручья и скатились по нему в Чавкульское озеро. К вечеру расположились на небольшом острове. Усталость взяла своё, вырубились, что называется «без задних ног».
Через час проснулись от странных звуков. Будто дети плачут где-то неподалёку. Неробкого десятка собрались мужики в компании, на медведя хаживали некоторые, а тут ужас какой-то первобытный вселился в каждого. Туман зловещий накрыл белую ещё в ту пору ночь. Вопли, стоны, плачи прекращались и вновь будоражили воображение. Эх, была бы водка, может, и заглушили страх, так ведь употребили её до последней капли накануне похода к нечисти.
К утру сомнений не оставалось – они это, черти. Да и рассказами соответствующими запугали друг друга настолько, что от хруста веток под ногами отошедшего по нужде товарища, вздрагивали и вскакивали, как новобранцы по тревоге.
Рассвело. И всё стихло. Лёгкий ветерок разорвал клочья тумана, солнце осветило гладь озера. А мы – невыспавшиеся, не испив даже чаю, прыгнули в лодки и по речке Чавкульке сбежали вниз до Пукшеньги и по ней спустились в Северную Двину.
Что это было? Массовый психоз? Или черти на самом деле там водятся?
Когда спустя много лет появились приличные топографические карты и стали доступны спутниковые снимки, приступил к дешифровке иноязычных названий рек и озёр Холмогорского района. Дошла очередь и до Чавкульского озера.
Странными показались его очертания на карте и космическом снимке. В ближайшей округе звучат как русские, так протосаамские и финские названия водных объектов. Поиски этимологии в русском языке результата не принесли. В финно-угорских языках тоже. В мифологии древних саам встретилось частое упоминание о подземных человечках, подобных гномам.
Звались они как «чахкли», так и «чакли»!
Старик с озера Ящера (Аштер) именовал напугавшее нас озеро Чахкульским. Форма его напоминает некое существо с «лицом-мордой», «глазом» в виде небольшого (приютившего нас) острова, удлинённым «телом», «хвостом»-речкой и «согнутыми для прыжка ногами».
Подземный человечек? Почему бы и нет? Как они выглядят нам не ведомо. Возможно, древние саамы жили рядом с ними? Так же как и ненцы, в легендах которых говорится о сиртя (сихиртя) – антропоморфных существах маленького роста, живущих под землёй и владеющих там стадами мамонтов - «земляных оленей».
Территория, на которой расположено Чавкульское озеро, усеяна известковыми скалами, провалами, пещерами и гротами. В одном из них – Кургинском, - обнаружены древние петроглифы. В многослойных поселениях Явроньга-1 и Явроньга-2 археологическая культура представлена памятниками мезолита, неолита и эпохи раннего металла. Под землю уйти здесь очень просто – отодвинул камень входа в пещеру и спускайся вниз, путешествуй по карстовой провинции, занимающей площадь с иное европейское государство. Может быть, и гномов чахкли встретить удастся.
Что касается воя, плача, воплей, напугавших нас, то им находится разумное объяснение: некоторые озёра, расположенные в карстовых районах, способны на звуковые эффекты, такие например, как шум газов при выходе из глубин на поверхность воды или звуки, сопровождающие резкое убывание воды при её уходе в карстовые пустоты и обратное её возвращение, звуки слабого ветра, играющего на «арфах» пустот скальных останков и др.
Кстати, озёра эти «помечены»: основа названия Вавкозера, находящегося на противоположном, левом берегу Северной Двины в переводе с саамского означает «страшное». На правом берегу Двины находится Лембозеро, основа «лемб» которого на финских языках означает «чёрт». Есть и озёра, носящие русское название «Страшное».
Закономерен вопрос: почему озеро называется Чавкульским (Чахкульским), а не Чахклинским?
Увы, не допросить авторов имени, но можно предположить, что имело оно часто встречающееся в северных гидронимах саамское окончание «куль» - «рыба». Чахкликуль – озеро «Подземных рыбных человечков» или озеро «Подземных человечков, ловящих рыбу». Как-то так. Адаптация русским языком до современной формы вполне возможна.
Чьи вопли, плачи, вой слышали мы, находясь на острове, то есть в «глазу» существа-озера, теперь уж не установить, но вновь испытать тот ужас не хотелось бы.
Мы-то уверенны – детей подземелья. С нами, возможно, согласны и гипотетические предшественники саамов – протоиндоевропейцы, оставившие многочисленные следы в топонимии Русского Севера (примеры в статье http://www.proza.ru/2012/12/20/1747 ).
В переводе с санскрита шав кула – «дитя рода». Дети разными бывают. От Шавкульского до Чавкульского всего один звук.
Каким образом древние насельники северных земель, давая названия озёрам, могли видеть их форму?
По-видимому, умели летать. Во сне, в трансе или наяву не столь важно. Мы так не умеем. Будем учиться.
Озеро Гнома ждёт гостей.
Из сборника "Другие чудеса и тайны Поморья". Продолжение. Начало в заметке «Озеро Ящера».