Заметка «Критикам глагольных рифм» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 1013 +2
Дата:
Предисловие:
из сети...

Критикам глагольных рифм


                                                                                                                        С. Маршак
                                                          Воспитание словом
                                                               О мастерстве
                                                      О хороших и плохих рифмах

Рецензент пишет молодому поэту:

"Рифма ваша бедна. Избегайте глагольных рифм. Нехорошо рифмовать одинаковые окончания падежей - "словам - сердцам, лугов - ковров и т. д.".

Спору нет, богатая, полнозвучная рифма лучше бедной, новая лучше старой, рифма, охватывающая чуть ли не все слово, лучше

мелочишки суффиксов и флексий
                       в пустующей кассе
                                              склонений
                                                             и спряжений,

хотя Маяковский тут же признается, что и поэту-мастеру приходится подчас пользоваться этой "мелочишкой".

И, однако же, в совете рецензента кроется существенная ошибка. Эта ошибка - безапелляционность. Можно ли говорить о каком-то абсолютном и неизменном качестве рифмы независимо от места, времени и цели ее применения?

Скажем, бедны ли рифмы в стихах:

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.

Что это за подбор рифм? Сплошные дательные падежи - холмам, небесам, лучам! Хоть бы одну коренную согласную прихватить - ну, скажем, "небесам, часам, голосам", - все же рифма была бы немного богаче.

Или, например:

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Неужели величайший мастер русского стиха Пушкин совсем не заботился о рифме, относился к ней небрежно? Или, может быть, в те времена поэзия была так примитивна и неразвита, что охотно пользовалась самыми неприхотливыми рифмами?

Нет, пушкинская рифма богата и полнозвучна. Да и не только у Пушкина, но и у многих его современников вы найдете острые, меткие, звонкие рифмы, подобранные в первый раз и на один раз, на данный случай.

Возьмите Дениса Давыдова:

...Старых барынь духовник,
Маленький аббатик,
Что в гостиных бить привык
В маленький набатик.

Все кричат ему привет
С аханьем и писком,
А он важно им в ответ:
"Dominus vobiscum!"... *

Или прочтите у Баратынского:

Когда по ребрам крепко стиснут
Пегас удалым седоком,
Не горе, ежели прихлыстнут
Его критическим хлыстом.

И даже у поэтов XVIII века можно найти немало своеобразных, звучных, изысканных рифм.

Значит, дело не в возрасте поэзии, не в стадии ее развития.

А уж если говорить о Пушкине, то мы знаем, как требовательно относился он к слову, к стиху, к рифме.

И если вглядеться внимательно в его строчки, посвященные началу Полтавского боя ("Горит восток зарею новой..."), то станет ясно, что рифмы этих строк, хоть и представляют собою окончания дательного падежа, отнюдь не плохи, не бедны.

В чем же их достоинство?

В том, что эти рифмы превосходно выполняют свою задачу.

Посмотрите, какую картину рисуют одни только рифмующиеся слова, даже взятые отдельно (без остального текста):

...новой...
...холмам...
...багровый...
...небесам...
...лучам...

По этим поставленным в конце строчек словам можно догадаться, о чем в стихах идет речь, или, во всяком случае, можно почувствовать краски изображенного Пушкиным бодрого боевого утра.

Значит, не случайные, а важные для всей картины слова рифмуются поэтом. Они много говорят воображению даже в том случае, если вы закроете всю левую часть текста.

Да и музыкальную задачу отлично выполняют эти звучные слова с открытой гласной "а" и гулкой согласной "м" в конце: холмам - небесам - лучам.

Только избалованные литературные привередники могут отказаться от такого звучания.

Что же касается пушкинского двустишия

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет, -

то дело тут не в одних рифмах, но и в том, что в этих двух строчках перекликаются между собой не только окончания строк и слов, но каждое слово верхней строчки находит отклик в соответственном слове нижней, перекликаются небо и море.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

Целые строчки рифмуются здесь между собой и по смыслу и по звучанию.

Какая из двух рифмующихся строчек возникла раньше у поэта, которая из них породила другую, нельзя сказать. Так нераздельны эти строчки-близнецы.

Наш слух радует и в нашей памяти надолго остается оригинальная, полнозвучная, острая рифма или созвучие.

Но бывают случаи, когда простая глагольная рифма сильнее и уместнее самой причудливой, самой изысканной.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Величавая эпическая простота этих строк вполне соответствует суровым в своей бедности и скромности рифмам: "влачился - явился".

А вот другой пример.

В "Евгении Онегине" говорится:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.

Было бы странно, если бы в такой прозаической, деловой строке вдруг оказалась щегольская, причудливая рифма. Да и рифмующаяся с ней строчка:

И раб судьбу благословил -

по своей спокойной серьезности не требует мудреного, вычурного окончания. Глагольная рифма тут несомненно на месте.

Или возьмем стихи Жуковского:

Раз Карл Великий пировал;
Чертог богато был украшен;
Кругом ходил златой бокал;
Огромный стол трещал от брашен;
Гремел певцов избранных хор;
Шумел веселый разговор;
И гости вдоволь пили, ели,
И лица их от вин горели

Глагольные рифмы последнего двустишия здесь вполне закономерны.

Торжественный тон баллады постепенно уступает место естественному разговорному тону:

Вслед за патетической фразой:

Гремел певцов избранных хор... -

идет простая, житейская:

Шумел веселый разговор...

А кончается этот отрывок уже совсем запросто:

И гости вдоволь пили, ели,
И лица их от вин горели.

В заключительных строках той же баллады, где юный Роланд простодушно признается, что грозного великана, похитившего талисман, убил он, - поэт опять дает волю глагольной рифме.

..."Прости, отец.
Тебя будить я побоялся
И с великаном сам подрался".

Здесь тоже глагольная рифма отлично выполняет свое назначение. Напряжение героической баллады разрешается веселым признанием Роланда так же естественно и легко, как в басне Крылова открывается замысловатый ларчик с секретом.

А ларчик просто открывался.

Недаром же и Крылов в этом случае тоже воспользовался глагольной рифмой. Простая рифма как бы подчеркивает, как просто открывался этот ларчик.

Говоря с начинающим автором о бедности глагольных рифм, о том, что они являются для стихотворца линией наименьшего сопротивления, рецензент должен только предостеречь поэта от нечаянного, бессознательного пользования этими простейшими рифмами.

Можно и должно обратить внимание молодого автора на сложные и богатые достижения современной стихотворной техники, но опасно и вредно толкать его на путь механического рифмоплетства, трюкачества, одностороннего и преувеличенного интереса к рифме.

Заядлый рифмоплет несноснее присяжного остряка.

Нельзя разряжать поэтическую энергию стремлением к непрестанным внешним эффектам, к остроте каждого двустишия или четверостишия.

Как умно собирают и берегут поэтическую энергию наши крупнейшие мастера стиха - Пушкин, Тютчев, Некрасов. Сколько у них скромных строчек, скромных рифм, ведущих за собой строчки огромной силы и глубины чувства.

Нельзя требовать от поэта: будьте оригинальны, прежде всего - оригинальны, ищите свои рифмы, свою манеру, вырабатывайте свой - особенный - почерк.

Как будто человек может по своему желанию быть оригинальным.

В результате такого стремления к оригинальности во что бы то ни стало многие из молодых авторов так бы гримируются, наскоро приобретают ложную индивидуальность.

Легко уловить манеру, особенности стиля, скажем, Игоря Северянина, но как сложно, как трудно определить, охватить индивидуальность Чехова. Легко написать пародию на Андрея Белого, но поддается ли пародии или даже подражанию проза Лермонтова?

Тут нет или почти нет тех внешних особенностей и примет, служащих для пародиста нитью, за которую он может ухватиться, чтобы распутать узел, разобрать по ниточкам ткань.

Только глубокое и любовное изучение Пушкина, всего Пушкина, начиная с лицейских стихов и кончая дневниками и письмами, дает нам представление о его личности, о его почерке. Так и складывалась эта огромная личность - не сразу, а постепенно, вбирая в себя весь мир, всю человеческую культуру. Оттого-то она и стала своеобразной и навсегда своеобразной останется.

А как быстро исчезают на наших глазах ложные индивидуальности, как легко расшифровывается, а затем и забывается их манера, стиль.

Начинающему автору говорят: ваш эпитет банален, трафаретен. Нельзя ли найти что-нибудь посвежее?

Автор перебирает десятка два-три эпитетов и находит какой-нибудь поновее. Но отрывается ли он таким образом от трафарета, от шаблона, от банальности? Ничуть.

Для того чтобы успешно бороться с банальностью, отойти от рутины и трафарета, надо зорко и внимательно наблюдать мир, глубоко думать и чувствовать.

Меньше всего заботились об оригинальности своего учения Маркс, Энгельс, Ленин.

Не стремились к своеобразию ради своеобразия ни Павлов, ни Лев Толстой, ни Чехов.

Шекспир посвятил ложной оригинальности, мнимой новизне иронический сонет:

Увы, мой стих не блещет новизной,
Разнообразьем перемен нежданных.
Не поискать ли мне тропы иной,
Приемов новых, сочетаний странных?

Я повторяю прежнее опять,
В одежде старой появляюсь снова,
И, кажется, по имени назвать
Меня в стихах любое может слово.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Все то же солнце ходит надо мной,
Но и оно не блещет новизной!7

Я думаю, что искать во что бы то ни стало оригинальную рифму - занятие не слишком полезное.

Оригинальные, новые, своеобразные рифмы приходят естественно и свободно, когда их вызывают к жизни оригинальные, новые, своеобразные мысли и чувства. Они рождаются так, как рождались меткие слова у запорожцев, сочинявших письмо турецкому султану, или у Маяковского, когда он писал "Во весь голос".

Боксер дерется не рукой, а всем туловищем, всем своим весом и силой, певец поет не горлом, а всей грудью.

Так пишет и настоящий писатель: всем существом, во весь голос, а не одними рифмами, сравнениями или эпитетами.

Мы ценим хорошую, звучную, меткую рифму и не собираемся отказываться от нее, как это принято сейчас в модной поэзии снобов. Но когда рифма становится самоцелью, чуть ли не единственным признаком стихов, когда рифма и стихотворный ритм перестают работать, то есть служить поэтической идее, поэтической воле, - их ждет неизбежная участь. В течение какого-то времени они остаются внешним украшением, а потом и совсем отмирают за ненадобностью.

Рифмой великолепно пользуется живая народная поэзия. Там рифма появляется то в конце строчек, то в начале, то в виде точной рифмы, то в виде свободного созвучия.

Вот, например, колыбельная песня, записанная где-то на Севере:

И ласточки спят,
И касаточки спят,
И соколы спят,
И соболи спят.
Ласточки спят все по гнездышкам,
Касаточки - по закуточкам,
Соболи спят, где им вздумалось.

Как

Реклама
Обсуждение
     19:52 30.03.2015 (1)
3
В стихах прежде всего должна быть гармония. Есть гармония, - и всякая рифма будет в строку и зазвучит и засияет, и глагольная в том числе. Нет гармонии, - и самая правильная рифма не спасёт.
     20:08 30.03.2015 (1)
1
Гармония..Ритм..Смысл...
     10:02 31.03.2015 (1)
4
Можно добавить ещё созвучность. Но не времени или некоторым сиюминутным тенденциям, но чему-то тонкому, неуловимому в душе читателя, что делает поэзию актуальной независимо от века, эпохи.
     10:40 31.03.2015 (1)
1
Если говорить о песне..То да..
Не каждый текст перекладывается на музыку..
Иногда не читаешь стихотворение, а поёшь
Как будто в тексте уже заложена музыка....
     14:22 31.03.2015
3
"Как будто в тексте заложена музыка..." Это и есть гармония )
     12:36 31.03.2015 (1)
1
Оксюморонный амфибрахий синекдохствует антитезно и триолетно над РОДным Глаголом. Доколе будем терпеть? Ведь даже «наше всё» предлагал именно этой частью речи «жечь сердца людей». Поскольку: «Ведь рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут. А чтоб им путь открыть широкий, вольный, Глаголы тотчас им я разрешу...Вы знаете, что рифмой наглагольной Гнушаемся мы. Почему? - спрошу. Так пИсывал Шихматов богомольный; По большей части так и я пишу. К чему? скажите; уж и так мы голы. Отныне в рифмы буду брать глаголы».

Увы, не следуют потомки совету Мастера, «западные» каноны запрещают. И, возможно, потому не интересна будто бы "русская", на самом деле чисто «европейская» поэзия европейцам. Она такая же, как у них. В отличие от «русских» былин и произведений великой прозы. Ау, поэты! Пушкин амнистировал глагол!
     13:10 31.03.2015
Вы правы..Глагол - это Жизнь....
     19:58 30.03.2015 (1)
1
я вам больше скажу, кто считает глагольную рифму скучной или не правильной является латентным гомосексуалистом...
     20:07 30.03.2015 (2)
Вы правы. Надо использовать все слова великого русского и могучего....
     20:24 30.03.2015
а русский мат, это вообще сакральный хранитель нашего языка...
     20:17 30.03.2015 (1)
1
Ну, ребята, про гомиков вы того... палку перегнули.  
     20:23 30.03.2015 (1)
1
но вы тоже с Электом того, перегнули... так же можно заикой сделать...
     20:24 30.03.2015
     16:58 30.03.2015 (2)
Я не критикую глагольную рифму, но для себя считаю её скучной. Именно поиск рифмы самое увлекательное в поэзии, иначе я бы не сочинял свои опусы.
     19:19 30.03.2015 (1)
1
Я не критикую глагольную рифму, но для себя считаю её скучной


Куда скучнее полное отсутствие рифмы, прикрываемое фиговым листом, например,  указанием на  "вольный или белый стих".
     19:28 30.03.2015
Всякие стихи имеют право на жизнь...
Даже вольные и белые.
Как в прозе, так и в поэзии должно быть разнообразие жанров и течений....
     16:59 30.03.2015 (1)
Скучной рифмы не бывает..А глаголы это движение..а значит жизнь....
Можно конечно использовать её реже
но совсем избегать..глупо...
     17:03 30.03.2015 (1)
Более того,- невозможно.
     17:08 30.03.2015
Вот и я..про это..Но лучше использовать ту рифму..которая в тему..
Пусть она будет даже глагольная..чем втыкать ля-ля....
     19:17 30.03.2015 (1)
1
Дуракам, которые есть на Фабуле, Вы не объясните, что наличие любой рифмы, даже бедной, глагольной или любой другой, - это намного лучше, чем ее полнейшее отсутствие, что встречается у так называемых поэтов современности на каждом шагу.

Важное ваше замечание: обычно нападают на глагольные рифмы или прочие иные - бездарности, а поскольку они сами бездарности, то невероятно наглы и хамовиты. Рубят с плеча, бьют наотмашь.
     19:20 30.03.2015
Кому надо..тот поймёт и знания лишними не будут.
Я сам прочитал и решил поделиться со всеми...
Это для эрудиции...полезно знать....
Реклама