Заметка «Пушкин о воле народа, язычестве и христианстве»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 2
Читатели: 1029 +1
Дата:

Пушкин о воле народа, язычестве и христианстве

              Когда Пушкин восклицает:
                                                 
                                                 «Кто волны , вас остановил?
                                                   Кто оковал ваш бег могучий?
                                                   Кто в пруд безмолвный и дремучий,
                                                   Поток мятежный обратил?...»   ,

                                                   неужели не ясно, что под «остановленными волнами мятежного потока» он понимает  свой народ русский, чей «бег могучий окован»  «и обращён в пруд безмолвный и дремучий»…
   
               От несчастной судьбы народных масс, движение общественной жизни и мысли в которых неведомою злою силой остановлено, поэт обращается непосредственно к своей «бурной младой душе, усыплённой дремотой лени»:
                                       
                                          «Чей жезл волшебный поразил
                                          Во мне надежду, скорбь и радость?
                                          И душу бурную и младость
                                          Дремотой лени усыпил?...»

                                                   и тут мы начинаем понимать, что под « волшебным жезлом», «поразившем» его утробу и самые недра души, и остановившем естественное течение народного бытия, Александр Сергеевич подразумевает царский скипетр российского самодержавия, а может быть и иудео-христианскую церковь и её крест – гибельный оплот рабства, лени, сна и лжи.
 
                                           И когда поэт обращается с молитвенной просьбой к «Ветрам», прося их «взрыть воды, разрушить гибельный оплот»; когда призывает «Грозу – символ Свободы» «промчаться» над утратившими свободу, находящимися в духовной и бюрократической неволе «водами», неужели не понятно, что и здесь речь идёт снова о Святых Силах Небесных:              
                                           
                                           «Взыграйте , Ветры, взройте воды,
                                             Разрушьте гибельный оплот.
                                             Где ты, гроза – символ Свободы?
                                             Промчись поверх невольных вод» (1823 г.)


                                             И в более поздних стихотворениях , посвящённых казалось бы описаниям природы: стихий, гор, горных потоков «Кавказ» и «Обвал» поэтом как бы между строк даётся общая символическая картина скованного народного бытия и трепетного ожидания  кардинальных счастливых перемен на праведном жизненном пути его ближних.
 
                                             Александр Сергеевич понимал, что изменить русскую жизнь может только прямая помощь с Неба, что только взобравшись туда, где «мрачные скалы» чуждого мировоззрения сдерживают течение «кипящих и пенящихся валов» с «орлиной» высоты «обвалом» можно затопить снега равнодушия и обрести «широкий путь» в страну, где царствует Ветер Свободы, доступный небожителям, - «где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец».
                                            С горней высоты, «один в вышине, стоя над снегами у края стремнины», оттуда, где «орёл парил с ним наравне»  Пушкин пророчески прозревал «потоков рожденье и первое грозных обвалов движенье».
                                            Пушкин ведал, что «широкий путь» русского народа ведёт в утраченную солнечную страну Гиперборею, что «задних волн упорный гнев пробьёт снега», и как тут не вспомнить Книгу Иова : «От Севера облацы златозарни: В них велия Слава и Честь Вседерджителева. Светлый есть в древностех, якоже еже от Него на облацех».
                                             Эту вот Древность и Честь обожествлял гениальный поэт, воздвигший «нерукотворный памятник, главою непокорной вознёсшийся выше Александрийского Столпа». И возможно это было только лишь потому, что Столп Пушкина – это Столп Родового Вечнозелёного Древа – животворящая Святыня родной русской земли!                    

                                             …И даже в сказке для детей поэт обращается в лице  королевича Елисея к тем же Силам Небесным – «Языческим» Богам – Луне, Солнцу и наконец невидимому, но пронизывающему пространство подобно Духу Святому – всегда Свободному и потому всё и везде ведающему Ветру:
                                                      «Ветер, ветер! Ты могуч,
                                                       Ты гоняешь стаи туч,
                                                       Ты волнуешь сине море,
                                                       Всюду веешь на просторе,
                                                       Не боишься никого,
                                                       Кроме Бога Одного,
                                                      Аль откажешь мне в ответе?»                                                                                                

                                              …. Обращение к Ветру является кульминацией в развитии сюжета «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Ветер конечно отвечает полному чистой святой Любви к прекрасной деве юноше и приводит его к Горе Восхождения и к таинственной пещере, напоминающей языческий дольмен, где на родовых столпах ( «на цепях между столбов») «гроб качается хрустальный».
                                                    Что символизирует сей прекрасный прозрачный гроб и сон царевны поэт предлагает нам догадаться без его помощи самостоятельно. Об этом между строк он повествовал нам с самого начала поэмы, где зеркальце мачехи-царицы сменилось наливным яблочком черницы и закончилось всё беспробудным сном в хрустальном гробу?
                                                     А вокруг той «крутой горы» «страна пустая» «не видать ничьих следов вкруг того пустого места». Королевич Елисей « о гроб невесты милой…ударился всей силой», «гроб разбился» и влюблённый юноша «на свет из тьмы несёт» оживлённую его Любовью царевну, одурманенную «яблочком, напоённым ядом» изуверной веры…?

                                                     Ну, это уж слишком, скажут в привычном гневе христиане «православные», об этом у поэта ничего не сказано.  
-   Нет, сказано. Яблочко библейское, Евино или Адамово неважно, – в любом случае плод древа сатанинского, бросила царевне из-за ограды родового гнезда семейного богатырского, «черница», то бишь монахиня, чуждая духу естества, что почуял верный пёс.
                                                      Когда монахиня, воспользовавшаяся жалостью к ней царевны, бросила ей ядовитый плод, тогда сказала при этом: « Бог тебя благослови: Вот за то тебе, лови!...Ради скуки, кушай яблочко, мой свет. Благодарствуй за обед»

                                                 … Вот читаем, «ради скуки», - «за обед», а не разумеем…
                                                      Разве съесть ради скуки яблочко, значит отобедать? – больно скуден «обед» тот. Нет, здесь речь конечно идёт о церковной «обедне»; и это подтверждают стихи:
                                                  « ……….а глядела
                                                 Всё на яблоко. Оно
                                                 Соку спелого полно
                                                ………………………
                                                 Будто мёдом налилось!
  …                             Подождать она хотела
………………………       До обеда, не стерпела…
                                                              ……………………
                 Закатилися глаза,
                 И она под Образа,
                 Головой на лавку пала,
                                                 И тиха, недвижна стала…»
 
                                                 - здесь Пушкин не оставляет нам места для сомнений в том, о чём у него идёт речь, и если вспомним известную русскую поговорку : « Яблоко от яблони недалеко падает», - становится окончательно ясно, что напоенная ядом обрядоверия, заглядевшаяся на «плод его румяный» царевна упала именно туда, откуда и шло сонное наваждение – под церковные образа.

                                                 Отношение Пушкина к церковным образам не нуждается в комментариях, приведём яркие тому примеры:
                                               
                                                «Ты Богоматерь, нет сомненья,
                                                  Не та, которая красой
                                                  Пленила только Дух Святой,
                                                  Мила ты всем без исключенья;
                                                  Не та, которая Христа,
                                                  Родила, не спросясь супруга.
                                                  Есть Бог другой земного круга –
                                                  Ему послушна красота,
                                                  Он Бог Парни, Тибулла, Мура,
                                                  Им мучусь, Им утешен я.
                                                  Он весь в тебя – Ты Мать Амура,
                                                  Ты Богородица моя» (1826 г.)

И ещё:
                                                  «Забудь еврейку молодую,
                                                   Младенца – бога колыбель,
                                                   Постигни прелесть неземную
                                                   Постигни радость в Небесах,
                                                   Пиши Марию нам другую,
                                                   С другим младенцем на руках.» (1828 г.)
И ещё:
                                                    «С перегородкою коморки,
                                                    Довольно чистенькие норки,
                                                    В углу на полке образа,
                                                    Под ними вербная лоза
                                                    С иссохшей просвирой и свечкой
                                                    ……………………………………
                                                     Две канареечки под печкой ..» (1824 г.)

                 И ещё:
                                                   «Награда вся дьячков осиплых пенье,
                                                    Свечи, старух докучная мольба,
                                                    Да чад кадил, да образ под алмазом,
                                                    Написанный каким-то богомазом…
                                                     Как весело! Завидная судьба!» («Гавриилиада», 1821)
Реклама
Обсуждение
Гость      02:55 12.02.2015 (1)
Комментарий удален
     12:53 12.02.2015
-2
Где Ваше сообщение глупое и мой ответ? - Зачем мне Ваша страничка..) Вы нужны мне как прошлогодний снег.
Гость      02:13 12.02.2015 (1)
Комментарий удален
     02:32 12.02.2015 (1)
Майонез трижды нерусский жрите сами, с попсовостью или без, не важно. Главное, вышеобозначенное хавайте без смысленно и без ослепления своим маразмом. И без недоработанности валяйте, с глухостью беС-ликой и беС-стыжей, Ух..  не принимайте в расчёт..)
     02:35 12.02.2015
всё-всё, я понял, не смею далее..
:)
Реклама