Заметка «О ЦЕЛОСТНОСТИ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 8
Читатели: 489 +1
Дата:
«Целостность»

О ЦЕЛОСТНОСТИ

Объект, состоящий из нескольких выделенных частей, обладает целостностью, если в нем в результате взаимодействия частей образуется новое качество, отсутствующее у частей, и каждая составная часть приобретает иные качества по сравнению с качествами, присущими этим же частям вне данного объекта. Таким образом, целостность отражает особенность не всякого, а определенного вида целого, такого, где достаточно выражено единство и где обязательно имеются выделенные части, влияющие друг на друга. Простое механическое вычленение какой-либо части из такого целого приводит к тому, что мы получаем нечто другое, чем оно было в целом. Еще Аристотель образно указывал по этому поводу, что рука, отделенная физически от тела, – это уже не рука.

Интуитивное осознание целостности окружающего нас мира воплощено в художественных творениях великих мастеров эпохи Возрождения Микеланджело и Леонардо да Винчи. Попытки научного осмысления феномена целостности находят свое отражение в философских учениях Канта и Гегеля. Эмпирическое понимание целостности природы присутствует в трудах выдающихся естествоиспытателей и биологов девятнадцатого столетия Дарвина, Геккеля, Гумбольдта. В частности Гумбольдт писал: «Природа, рассматриваемая в целом, созерцание полей и лесов дает наслаждение, которое значительно отличается от того, которое вызывает анатомирование какого–либо организма или изучение его достойной удивления структуры. Здесь детали вызывают любознательность, там же целое оказывает действие на фантазию». Однако фундаментальные исследования механизмов образования целостности в объектах живой и неживой природы начались только в первой четверти ХХ века.

Загадочные механизмы целостности психологического восприятия человеком внешнего мира подверглись экспериментальному и теоретическому изучению в системном направлении психологии – гештальтпсихологии. В результате этих исследований было выявлено более ста штампов (гештальтов восприятия), с помощью которых человек преобразует в своей психике отдельные сигналы внешнего мира в целостные образы. Далее было доказано, что люди и животные, организованные в систему, воспринимают внешнюю ситуацию и ведут себя совершенно иначе, чем в случае их разобщенности. Другими словами системные психологические механизмы и коллективное поведение формируются и развиваются по иным законам, чем индивидуальная психика и персональное поведение. Вместе с тем, они коррелированы, определяя друг друга и формируя то, что называют целостностью социальных и биологических систем.

Механизмы образования целостности физических объектов были вскрыты Нильсом Бором в результате анализа взаимодействий внутри многоатомных молекул вещества. Оказалось, что при образовании химических соединений электроны атомов не локализуются вокруг ядер, а распределяются особым вероятностным образом по всей системе. Каждый электрон можно обнаружить в любой точке химического соединения с определенной, пусть ничтожно малой, вероятностью. В результате все электроны веществ, вступающих в химическое взаимодействие, становятся как бы «коллективизированными», принадлежащими уже не одному какому-то определенному атому индивидуально, а всей образовавшейся молекуле, всем составляющим ее атомам сразу. Именно в этом современная квантовая химия видит главную причину особой целостности даже самых простейших – двухатомных молекул.

Начало изучения целостности экологических систем, то есть систем, образованных взаимоотношениями человека с объектами живой и неживой природы, было положено трудами Вернадского. В них убедительно показано, что человек и природа не только взаимосвязаны, но в этой системе уже совсем скоро не останется «резервных» элементов, то есть природных объектов, исчезновение которых из-за деятельности человека не вызовет обратной реакции со стороны природы. Именно эта ответная реакция составляет основу механизма восстановления целостности экосистем, возможно, с самыми негативными последствиями для человечества.

Зачем мы должны интересоваться этой самой целостностью? Жили бы, да жили и не тужили без нее. Оказывается, любая проблема, решенная без понимания ее целостного характера, то есть фрагментарно, неизменно влечет за собой негативные последствия. В экономике это проявляется в виде непредусмотренного ущерба или упущенной прибыли, в судопроизводстве – в осуждении невиновного человека или в не наказании преступника, в военном деле – в проигрыше сражения, в обыденной жизни – в сильнейшей головной боли по поводу того, как жить дальше, и в порождении новых еще более трудноразрешимых проблем.

В чем здесь вопрос? Что мешает воплощению целостного подхода везде и всегда? Дело в том, что, не расчленив сложную проблему на части, невозможно понять ни сути целого, ни тонкостей в деталях, но всякое расчленение приводит к потере целостности и требует немалых сил и умений, чтобы восстановить целостную картину. В общем, получается как в известной басне про журавля: нос вытащишь – хвост увязнет, хвост вытащишь – нос увязнет. В реальной жизни это означает, что перед нами всегда стоит дилемма: повременить с принятием окончательного решения по данной проблеме и продолжить изучение происходящего, или прекратить изучение и принять решение о предпочтительном курсе действий на свой страх и риск. Вопрос очень сложный, ситуативный и не имеющий однозначного решения. Научных рекомендаций здесь не существует, но иногда полезно воспользоваться следующим правилом: если проблема не подпирает или подпирает несильно, то не спеши рисковать и принимать решение (расчленяй, изучай и соединяй); если проблема уже держит за глотку, то брось все, рискуй, незамедлительно принимай решение и действуй. При решении многих проблем (особенно конфликтного содержания) время решает все!
Реклама
Обсуждение
     17:09 27.12.2014 (2)
Да, и в современной науке большой методологической проблемой остаётся то, что исследователь хорошо владеет анализом (как методой разделения целого на части), но не придаёт должного значения синтезу полученных результатов. В свою очередь синтезу знаний в разных областях науки препятствует наличие разных идеалов научности в математике, физике, биологии и гуманитарных науках. Столкнулся с этим, когда обсуждал тему достоверности полученных мною результатов эпидемиологического исследования с математиком. Мы друг друга не поняли.
     20:35 27.12.2014 (1)
По моему мнению синтезу знаний в разных областях науки препятствует почти полное отсутствие системной грамотности у большинства ученых. Например, даже в медицинских вузах не преподают такой предмет как системный анализ. То же самое наблюдается в физике, математике и далее по списку. Наше образование строится по фрагментарному принципу: так удобнее и проще. Ну, а неизбежные системные ошибки будут потом, когда те, кто рулит современным образованием, выйдут в тираж. Так, что предъявлять претензии за кривые города, новые эпидемии, гибельную экологию и т.п., будет уже не к кому.
     05:23 28.12.2014
К сожалению, на данный момент всё так.
Но будем надеяться на лучшее в будущем.

С наступающим Новым Годом, Виктор!  
     18:21 27.12.2014 (1)
Вы, что ли, врач-эпидемиолог?
     18:25 27.12.2014 (1)
Да
     18:29 27.12.2014 (1)
Удивительно.
Врач - это здоровско.
     18:32 27.12.2014 (1)
А почему удивительно? Непохож на врача?  
     18:37 27.12.2014 (1)
А  Елена Бородина - детский невропатолог патамушта.
Оттого и удивительно.

Похожи. Почему нет?
Врач - это же не нечто стандартное, как министр иностранных дел, например.
     21:22 27.12.2014 (1)
А я воспитатель в детском садике. Дети и их родители довольны. И я догадываюсь - почему)))
     21:24 27.12.2014 (1)
Врёте Вы всё.
Какой из Пенки воспитатель?
Ужос один...
     21:37 27.12.2014 (1)
Дети подросли. И Пенки превратился в надзирателя)))
Хотя, вся наша система заточена на превращение заключённого в нормального человека.
Кто в это верит?
============
Не верь своему "ужосу", Алекс!)
     21:55 27.12.2014 (1)
Пенки, у Вас День рождения когда?
     22:02 27.12.2014
Никогда. Не люблю всё эту шумиху вокруг ДР. Хотя, сам всегда поздравляю)
     15:31 27.12.2014 (1)
В процессе изучения проблемы мышления вышла на мысль, что чтобы что-то понять о любой проблеме необходимо принять во внимание ВСЕ, весь мир, как он есть, целиком. После этого принятия этой позиции родился ряд пресуппозиций в дополнение и мысли о позиции мыслителя. И... мышление стало работать как часы. За две недели мне удалось понять по своим задачам больше, чем за несколько лет. Однако при этом оно стало работать по неким иным принципам, которые я понять не могу. Устойчиво проявляется ряд феноменов, которые проявлялись и ранее, но редко. И, кроме того, поняла, что каждая задача имеет свой цикл развития, свое временной период ее разрешения.
Можно я опубликую Вашу статью на моем сайте: http://resource1000.ru/
     16:31 27.12.2014
Ок! Буду только рад. Я всегда с глубоким уважением и с любовью относился к коллегам из Белоруссии.
Реклама