Почему человеческое сообщество, желая того или нет, постоянно пребывает в ситуациях внешней и внутренней конфликтности?
Конфликты жизненно важны как индивиду, так и обществу. Без них нет развития, самоорганизации, прогресса и вообще всякого движения вперед. Конечно, конфликтность предполагает жесткий путь развития, усыпанный как жертвами и разрушениями, так и любовью и гармонией. Но, по-видимому, мы с вами живем не в лучшем из миров. В нем нет других более мягких механизмов, способных эффективно двигать эволюционный процесс: все в нем рождается, развивается, процветает и погибает через противоположности, противоречия и конфликты.
Тем не менее, это наш мир. Поэтому проблема заключается не в уничтожении конфликтов как таковых (это утопия), а в поиске способов бескризисного существования и процветания в конфликтных условиях.
Для того чтобы воплотить эту идею в жизнь, недостаточно провозгласить лозунг — необходимо познать функции, свойства, закономерности динамики, фундаментальные причины возникновения конфликтов, научиться моделировать конфликты и выработать технологии управления ими, обратив эти знания себе на пользу. Следует наконец-то уйти от средневековой методологии умозрительности и эмпиризма, отказаться от пагубного «метода проб и ошибок» и перейти к научному изучению конфликтов на базе современных методов моделирования. Ведь не отвергли же мы такое очень опасное явление, как электричество. А стало это возможным благодаря тому, что ученые познали его свойства и закономерности, научились строить модели этого явления. Не случись этого, мы бы до сих пор крестились при виде разрядов молнии и жили бы при свете лучин.
Вместе с тем, любые методы изучения конфликтов будут бесплодными, если не выработать конструктивную точку зрения на эти явления и не понять, что конфликты представляют собой не только и не столько негативное противоборство социальных и природных сил, сколько многогранное системное явление, имеющее бесконечное многообразие форм своего проявления.
Обобщая современные знания о конфликтах различной природы, системную суть этого явления можно отразить следующими гранями.
Конфликт — это специфическая форма взаимодействия двух и более систем или нескольких компонентов одной системы в ходе их совместного функционирования, которая порождается ресурсно-коммуникационными противоречиями между ними, развивает эти противоречия, разрешает возникшие противоречия кризисным или бескризисным путем и порождает новые противоречия.
В таком понимании конфликт есть не что иное, как новая система или, как говорят, надсистема, образованная конфликтующими сторонами и обладающая уже другими свойствами и качествами, чем каждый из участников конфликта в отдельности. Следовательно, изучать конфликты надо так же, как изучают любые другие системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение соотношения с окружающей средой, построение модели или комплекса моделей, проведение компьютерных модельных экспериментов, объединение результатов и, в конце концов, понимание на основании всего этого глубинного существа конфликтных процессов и определение способов рационального управления ими.
Конфликт — это разветвляющийся самоуправляемый процесс перехода количества в качество, который ведет к нарушению устойчивого функционирования системы и завершается либо ее возвратом в прежнее устойчивое состояние, либо образованием в ней нового устойчивого состояния, либо ее катастрофой и гибелью.
Мы привыкли иметь дело с системами, имеющими вполне определенную цель, то есть точку или область устойчивого равновесия, в которую они стремятся попасть в процессе своего функционирования, и эта точка (область) известна наблюдателю и самой системе. В конфликтующих же системах области и точки устойчивости неизвестны ни исследователю, ни системе, поскольку они формируются и распадаются в ходе развития конфликта. Образно говоря, конфликты — это процессы, теряющие контроль над самими собой. В конфликтах периоды стабильного развития чередуются с интервалами, где система как бы «выбирает» направление своего дальнейшего движения, причем эти моменты не подчиняются какой-либо статистической закономерности, а определяются характером взаимодействия конфликтующих сторон и частичным действием случайных факторов. Подчеркнем, что конфликты представляют собой не хаотичные и не предопределенные кем-то свыше процессы. Они управляемы, но управление здесь особое, основанное не на принципе оптимальности, а на поиске компромисса и применении специальных технологий ухода от конфронтации, кризисов, катаклизмов и сглаживания противоречий.
Конфликт — это динамическое явление, в котором будущее не входит составной частью в прошлое, то есть всякое данное состояние конфликтующей системы не может быть объяснимо только из предшествовавших ему. Конфликт по ходу своего развития порождает принципиально новые состояния взаимодействующих систем, которые невозможно предвидеть заранее.
Многие полагают, что, изучая прошлое, можно найти некие «золотые» правила, которые позволят предупредить, избежать, урегулировать любой конфликт. Это — иллюзия. В конфликтах наши знания о прошлом часто становятся не союзником, а врагом человека. Конечно, их не надо игнорировать, но в конфликтных ситуациях следует руководствоваться только личными соображениями, отдавая себе отчет в том, что лучший способ предвидеть то, что будет, изучать то, что было, но знать, что всё, бывшее прежде нас, никогда уже не повторится с абсолютной точностью. Феноменология конфликтов такова, что в них нет и быть не может «золотых правил», но зато конфликтам присущи свойства, функции и закономерности в развитии, знание которых позволяет человеку нормально жить в конфликтных условиях и даже разворачивать их себе на пользу. Положительным примером в этом отношении может служить использование в развитых странах законов конфликтной по своей природе рыночной экономики для урегулирования конкурентных отношений в интересах потребителя и вообще для стабилизации экономики. Отрицательный пример тоже есть — деятельность отечественных «практикующих конфликтологов». Не отягощенные знаниями теории конфликта, но раскусившие психологию нашего обывателя, они без тени смущения берутся разрешать любые конфликтные проблемы за вознаграждение, не унижающее их собственное достоинство. В результате возникает реальная опасность «американизации» науки о конфликтах — превращения ее в доходный бизнес, делающий деньги на бедах, несчастьях и пороках людей, но не разрешающей насущные проблемы личности и общества.
Конфликт — это регулирующая часть самоорганизации систем любой природы, обуславливающая неустойчивый, нелинейный, необратимый характер процессов их внутреннего развития и взаимодействия со средой. Без конфликтов невозможна самоорганизация систем, предполагающая самостоятельное формирование их состава, структуры, свойств и вообще движение без принуждающего влияния извне.
В таком аспекте конфликтные процессы выступают уже не только в качестве негатива, который нужно искоренить из нашей жизни, но и как явления, несущего в себе потенциал созидания и совершенствования природы и общества, через разрушение всего старого, непригодного и отжившего, через продвижение всего нового прогрессивного жизнеспособного. Другой вопрос, в каких формах реализуется этот созидательный потенциал. Пока социальные конфликты выливаются чаще всего в конфронтацию, кризисы, противоборства и катастрофы, воплощая известный принцип: вначале нужно разрушить, а потом уже строить. Уродливые антигуманные формы конфликтов будут существовать до тех пор, пока человек в своем эволюционном развитии не достигнет определенного духовного, культурного и интеллектуального уровня и не научится жить не по понятиям, а на основе норм права.
Конфликт — это атрибутивное (неотъемлемое) свойство всех форм движения материи, выступающее основным фактором и движущей силой эволюционного процесса в социальных, биологических, физических, технических, технологических и других системах.
Сфера действия конфликтов безгранична. Их можно наблюдать в живой и неживой природе, в искусстве и культуре, в технике и политике, в атомах вещества и в космосе, в семейных, производственных и межгосударственных отношениях. Разнообразные по форме, они не просто сопутствуют природным и общественным процессам, но решающим образом определяют характер их развития и конечный результат. Глубоко заблуждается тот, кто считает конфликты прерогативой человека. Человек разумный сам является продуктом борьбы за существование — природных конфликтов. Образовав в процессе своей эволюции социум, он продолжил дело, начатое природой: сам стал источником и причиной социальных конфликтов. Эти конфликты имеют уже иное качество и принимают другие формы. Вместе с тем, они эволюционно объединены с природными, а следовательно, путь к постижению сущности конфликтов, связанных с деятельностью человека, проходит через познание конфликтности как атрибутивного свойства всех форм движения материи.
* * *
Вот такой кошмар получается. Привыкли мы к тому, что конфликт – дело очень нехорошее и с доисторических времен начали борьбу с ним. Боремся, боремся, ... и будем бесплодно бороться до тех пор, пока мы поймем, что бесконфликтность – такая же иллюзия, как создание вечного двигателя. Вместо тщетной борьбы с конфликтами нам всем надо научиться жить и процветать в условиях конфликта с самим собой, обществом и природой. При этом важно понимать, что «злонамерен», «коварен» и «порочен» не конфликт, а мы с вами с нашей самостью, гордыней, убогой духовностью, ограниченными знаниями и приверженностью безрассудно следовать за теми, кто сулит «рай земной».
Впервые такую мысль высказал