Заметка «О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ И «ЧЕРНОМ КВАДРАТЕ» МАЛЕВИЧА»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 458 +1
Дата:
«Системный анализ»

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ И «ЧЕРНОМ КВАДРАТЕ» МАЛЕВИЧА

Концептуальные системы – это выраженные в символьной форме представления людей о прошлом, настоящем и будущем. Примерами таких систем служат художественные и документальные фильмы, научные теории, компьютерные программы, чертежи различных устройств и сооружений, топографические карты, различного рода полиграфическая продукция.

Смысловая информация, которую несут в себе эти системы, содержится не только в самих символах, но и «между символами», поэтому можно записать: «полная информация системы» = «информация, содержащаяся в символах» + «информация, содержащаяся вне символов».

Например, читая заметку в газете, мы воспринимаем не только слова и текст, но и то, что хотел или не хотел сказать автор этой заметки. Межсимвольная информация не есть что-то трансцендентное. Это вполне реальная информация, носителем которой выступают механизмы ассоциативного восприятия и мышления человека. Различного рода символы только инициируют появление этой информации, но не содержат ее. Поэтому одни и те же символы способны инициировать возникновение самой различной информации в зависимости от того, кто или что является ее приёмником.

Концептуальные системы, у которых межсимвольная информация близка к нулю или в которых можно подходящей заменой символов минимизировать межсимвольную информацию, сохранив при этом смысловой объем полной информации, называются формальными. Примерами формальных концептуальных систем могут служить арифметика, геометрия, алгебра. В составе этих систем имеются заложенные человеком механизмы формальных эквивалентных преобразований, позволяющие за конечное число шагов установить истинность существующих или вновь образованных символьных структур (их соответствие исходным аксиомам). Информация, которую несут в себе формальные системы, воспринимается однозначно или почти однозначно. Неопределенность в ее трактовке сведена к минимуму.

Концептуальные системы, у которых, составляющие их символы почти не несут в себе смысловой информации, называются абстрактными (от лат. abstractio – удаление, отвлечение). В этих системах содержательная информация заключена преимущественно вне изображающих символов. Она воспринимается неоднозначно и несет в себе максимальную неопределенность. Анализ символов, образующих абстрактную систему, не имеет смысла, поскольку в них практически отсутствует содержательная информация, а если таковой производится, то ошибочность решений гарантируется. В системах этого класса предметом анализа должны выступать не сами символы, но характер их влияния на внешнее окружение. Неважно, какими символами в абстрактную систему закладывается информация, – важен ее смысл и то, как она воспринимается окружающими и какое оказывает воздействие на них.

Иллюстрацией системы с крайней степенью абстракции служит известная картина Казимира Малевича «Черный квадрат». Эта картина воспринимается зрителями крайне неоднозначно. Спектр мнений чрезвычайно широк, от полного отрицания, до религиозного поклонения. Бесспорно одно: творение Малевича неизменно притягивает внимание людей. Почему? Ведь, по сути, эта картина не имеет никакой художественной ценности (такой рисунок может нарисовать и ребенок). Величие Малевича в том, что ему удалось в художественной форме выразить одну из констант нашего мира, а именно объект с минимумом символьной и с максимумом межсимвольной информации. По своей феноменологической значимости это сравнимо с открытием таких мировых констант как число «пи», скорость света в вакууме, гравитационная постоянная Ньютона, квант действия Планка и другие. Уже одно то, что «постоянная Малевича» имеет не физическую (как все остальные известные константы), а чисто информационную природу, делает художника первооткрывателем и ставит его в один ряд с самыми выдающимися людьми нашей планеты.
Реклама
Обсуждение
     05:57 23.11.2014
делает художника первооткрывателем и ставит его в один ряд с самыми выдающимися людьми нашей планеты.

Представляю, если бы он намалевал жёлтый шестиугольник или треугольники всех цветов радуги! Его "величие" вышло бы за пределы планеты.
Реклама