Самое интересное, что произведение умудрилось как-то не нести никакой авторской позиции. Не назвать же позицией лозунг "мы так не умеем". А нужно? Именно вот так? А зачем? Прочитала комментарии. автора впечатлило количество народа. Так на то он и праздник, чтобы раз в год в таком количестве собраться. Раз в год и на Пасху у нас бывает такое же количество народа в храмах. А в моём детстве на праздник Иди Байрам делали специальное лакомство. Наподобие нашего гоголя-моголя. А ещё варилась специальная халва мучная, и пеклась огромная метровая тонкая лепёшка. И мы бегали по домам, скороговоркой выпаливали фразу праздничную, я сейчас не вспомню, как она звучала и нам насыпали в карманы жареные пельмешки, халву, завёрнутую в лепёшечный конвертик, конфеты, давали в бумажных стаканчиках мишалду - гоголь-моголь. Иди Байрам был мой любимый мусульманский праздник.)) А ещё Навруз.
Так всё мое "произведение" и состояло из заголовка.
Конечно, будь в Москве больше мечетей, то таких снимков не получилось бы.
Но и видно, что ислам в Москве на подъёме. Как и во всём мире.
Я знаю как себя вести лишь в христианских храмах и в другие сам по себе не захожу. Но контингент у нас на праздниках и у мусульман весьма различен.
Я не могу представить себя, совершающим на улице какой-то религиозный обряд. Правда, школьником ходил на праздничные демонстрации. Это для взрослых и был религиозный обряд. А для нас - возможность пошкодить. После школы ни разу не был.
А вообще-то, мне просто понравились снимки. Вот и сделал единственную ссылку здесь. А литературщина после пришла. Дискуссии я и не ожидал. И позиции никакой нет.
Мне снимки тоже понравились. Только один вызвал недоумение. Там девушка какая-то через головы мужчин лезет куда-то. Что это? Другого времени не нашла, как в религиозный праздник полезть в мужскую толпу?
"Мы так не умеем" - это больше публицистический приём. Но я не могу представить себя, совершающим на улице какой-то религиозный обряд. И я сравнил массовость исламского праздника и православных. Последние не впечатляют. И преобладают пожилые женщины. Традиция таких праздников не возродилась. Я ж долго жил в Замоскворечье. Недалеко была закрытая Историческая мечеть. В бывшей Татарской слободе. А православных храмов было рядом много. В этом смысле - уникальное для советских лет место. Но по людности праздник чувствовался только на Пасху.
У РПЦ есть всё. С прихожанами проблема.
публицистический приём - несомненно Но я не могу представить себя, совершающим на улице какой-то религиозный обряд. - всего лишь Ваш личностный опыт И я сравнил массовость исламского праздника и православных - всего лишь различная форма справления обрядов, в православии это скорее личное уединение... Последние не впечатляют. - а посему и впечатляться особо-то и нечем
а по поводу не шибко-то большой востребованности православии у нас, ну так 80 лет гонобили, да выкашивали, да моск промывали, в укропии вона - за четверть века фашиков выпестовали...
исламу-то такого счастья не досталось, в виду малой востребованности оного во времена оные
Цитата-то не от меня, а от Арджуны. Он всегда немного сумбурен.
Сталин-то православие реабилитировал в 43-ем. Знаменитая сделка с Сергием. Последний был прав. Прекратилось физическое истребление клира. Но РПЦ стала частью государственной машины. И ей это и сейчас нравиться.
А секс - это, конечно, западное половое извращение. Но поскольку нового человека вырастить пока не удалось с этим злом приходится мириться. Интернет, правда, уверяет, что при Сталине как-то умели без секса. Не помню. Я тогда совсем маленький был.
исламу-то такого счастья не досталось, в виду малой востребованности оного во времена оные
К исламу это "гнобили" относится в той же мере. В Москве, кажись, была одна мечеть. Татарское население всегда было значительно. В поволжских и уральских городах вне Татарии и Башкирии мечетей практически не было. Там татары и родственные с ними были весьма весомы. Были и национальные слободы. Они официально не фиксировались, но фактически так.
в православии это скорее личное уединение..
Вы разве не видели как наши вожди от Пасхи к Пасхе крестились всё ловчее. Как раз православие и предписывает общие молитвы. Посещение храмов. Помните ж "к обедне"
А крестные ходы. А встречи чудотворных. Но вот к мощам очереди были огромны. Но это ж заморская диковинка. Экзотика. Эксклюзив. И суть в стоянии.
На мой скромный взгляд, у РПЦ сейчас есть всё. Но есть одно слабое место. Это прихожане. Не столько количественно, сколько по половозрастному составу.
Я на это обратил внимание давно, когда забрёл в центр трех религий в Отрадном. Сама идея мне на кажется удачной, но построили, так построили. Мечеть была у входа. Около неё было людно. Я не знаю, как себя вести в мечетях, и в них не захожу. В православную зашел. И пребывал там в гордом одиночестве. Служка была. До синагоги не дошёл. Тоже не знаю, как там себя держать. Как-то был со спутником. Тот, правда, мне так показалось, не знал ни языка, ни обрядов. Но около той синагоги в Отрадном кто-то всё же стоял.
Веровать или нет - это личное дело. Но, пусть и формальное и по праздникам, следование обрядам, как-то скрепляет народ. Пусть как дань традиции. Это не мифические пропагандистские "скрепы" с трибун.
Это по содержательной части. А мой заголовок - это и публицистический ход.
Автор, похоже, догадывался, что его фотографии будут восприняты неоднозначно. И их правильно поняли. Публикация, в сущности, бытовых фотографий редко становится темой новостей и политической дискуссии. Эти фотки стали.
И кусочек из беллетристики, напечатанный в 2008-ом. На эту же тему - Знаешь, когда я впервые о нём услышал, - сказал Николай, - сплетническое такое. Ехали из Риги или Вильнюса. «Как вам церкви?», - спросили попутчики. «Церкви и церкви», - отвечаю. «Они ж открыты?!» - восторгаются. «В Москве - около 50», - пожимаю плечами. «А у нас, гад-Ельцин, одну на двухмиллионный Свердловск оставил». «Ельцин - кто?» - спрашиваю. «Секретарь наш, двусторонний какой-то», - хихикают.
Не совсем документально, но примечательно.
Неужели в 2008 году на весь Свердловск была одна церковь?
В сравнительно небольшом Кёниге на 2008 год минимум пять действующих только в городе было,
на сегодня, по-моему, семь (а строительство мечети пока заморожено, вроде).
Думаю, будь всё наоборот - православные молились бы дома на иконки, но не стали бы молиться на проезжей части города, мешая горожанам. Не в упрёк мусульманам, просто культура разная.