Окружающие В.Цоя утверждают, что в этом альбоме ( "Звезда по имени Солнце") по большей части была затронута тема "смерти". Будто бы Цой чувствовал некую безысходность. Так ли это на самом деле?? Ваше мнение???
Ну да, этот альбом отражал безысходность, но не Цоя, а нашей страны - переход СССР в дни красно - жёлтых дней, Цой как-бы чувствовал в какое состояние идёт страна, и поэтому, он включил в этот альбом песню “Странная сказка.”
Вся страна в то время, походила на странную сказку, и Цой это знал….
Я жил в то время. Безысходность была во всём. Какая-то недосказанность, незавершённость, и это при том, что никто не ждал положительных изменений. Были, конечно люди, которым нужно было легализовать украденное у народа и жить шире и без того, чтобы прятаться от закона. Но никаких новых идей, надежды впереди не было.
Конечно чувствовал, уже начиная с фильма "Игла" Виктор давал нам ясно понять, что герой устал, и кто продолжит его одинокий след?
Третий куплет говорит всё, сам за себя!
#1 - Андрей, я позволил себе исправить название темы, потому что в контексте сего названия, речь идёт об имени звезды. А имя всегда пишется с большой буквы.
Согласен с вами Евгений. Не заметил!!)
Знаете, Андрей, это для Виктора было очень важно. В этом, собственно говоря, суть всей песни, как Откровения... Естественный свет Солнца, как живого Существа живого мира здесь противопоставляется холоду цивилизации.
Человек стоит перед выбором... Что ему важнее, войти в иерархию искусственного лукавого, разрушающего естественную жизнь "мира" ценностей современности - вписаться в социум, или же везде и во всём следовать живому свету Солнца, для которого наша "современность" лишь зловонная куча грязи, где бесцветная холодная "жизнь" - "белый снег" покрывается "серым льдом" - человеческих неискренних отношений "на растрескавшейся земле" , т.е. земле, где люди живут без Рода и без племени, пытаясь "петлёй дорог", как удавкой связать сонное сознание - "городом", как "лоскутным одеялом" накрыть, прикрыть, закрыть людей от света Естества - от света Солнца.
Над городом "плывут облака" предубеждений, предустановлений, "закрывая Небесный Свет". И ещё того гаже "жёлтый дым" лживых отношений между людьми - лукавых выделений сонного несвободного сознания.
Цой точно, ни капли не лукавя, указывает на причину нестроения жизни на земле - "городу две тысячи лет", т.е. прямо говорится о том, что "город" - цивилизация появилась после Рождества Христова!
И дальше Цой указывает, что эта цивилизация ему не указ, потому что и она, со всеми её извращениями, "прожита под Светом звезды по имени Солнце".
"Пусть Солнце будет солнцем в городе N.
Пусть на Небе Солнце остаётся Звездой!
Я тяну свою ладонь!
Согрей меня, и я пойму, что Ты со мной!
Солнце! Зови меня огнём!
Солнце! Согрей меня!
Солнце! Скучает за окном, Солнце!"
"Пусть Солнце будет солнцем в городе N", но "Пусть Солнце ( с большой буквы) на Небе остаётся Звездой!" - Это так же, как «Городу две тысячи лет, прожитых под светом Звезды по имени Солнце» , или
"И пускай фонари светят ярче далёких Звёзд.
Фонари все погаснут, а Звёзды будут светить!".
А "Подросший ребёнок, воспитанный жизнью за шкафом, теперь ты видишь Солнце. Возьми, это твоё!"?!
Или же припев из песни "На улицах танки": "Я хочу видеть Небо, чистый Солнечный Свет!" ,
или "Я солдат солнечных дней" ( "Эта игра не для меня"),
или "Небо закрыто одеялом из туч. Солнце прячется где-то вдали. На землю попал всего один луч, он греет нас и наши мечты" ( "Живи сегодняшним днём"),
или " Небо нас слышит, и всё дело в Нём. Должны мы сберечь Небесный наш Дом" ("Небо нас слышит"),
или "Живое сердце, горячая кровь, живая душа и вера в Любовь! Синее Небо с собою зовёт! Я хочу видеть чистым Восход!" ( "Снова в небе Звезда!")...
По сути везде одна и та же Космическая Мысль! Одно и то же противопоставление Света Естества - тьме социальной цивилизации.
Получается гармония естественного мира и дисгармония неестественного в жёстком отрицании друг друга. И потому "две тысячи лет война, война без особых причин", ведь есть главная причина... и молодость чувствует всю фальшь, лицемерие - "в этом мотиве есть какая-то фальшь, но где найти тех, кто услышит её?" - старшего, привыкшего уже к искусственной жизни цивилизации поколения, и поэтому война молодых представляется Цою, как "лекарство против морщин"....
Естественные отношения молодых - это "красная, красная кровь" естественной жизни и кровью молодости "жива земля, цветы и трава, согретые Светом Звезды по имени Солнце".
Хочется напомнить это гениальное стихотворение:
"Белый снег, серый лёд
На растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней
Город в дорожной петле.
А над городом плывут облака,
Закрывая Небесный Свет.
А над городом жёлтый дым.
городу две тысячи лет,
Прожитых под Светом Звезды
По имени Солнце!
И две тысячи лет Война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых,
Лекарство против морщин.
Красная-красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два - на ней цветы и трава,
Через три - она снова жива
И согрета Лучами Звезды
По имени Солнце!
И мы знаем, что так было всегда,
Что Судьбою больше любим,
Кто живёт по Законам другим
И кому умирать молодым.
Он не знает слово "да" и слова "нет".
Он не помнит ни чинов, ни имён
И способен дотянуться до Звёзд,
Не считая, что это сон.
И упасть, опалённым Звездой
По имени Солнце!"
Это стихотворное произведение очень совершенной художественно-литературной формы. Содержание здесь раскрывается очень последовательно и с какой-то роковой непреложностью. Каждое слово имеет необычайно богатый смысл... Этот смысл явлен как в субъективной плоскости, так и в объективной художественной картине мира, что поступенно развёртывается перед нами. "Снег", "лёд", "дым", "облака", "город", "Звезда", "Свет", "Луч", "Солнце", "кровь","Закон","Судьба" - последовательный ряд сакральных понятий, разумея смысл которых можно добраться до глубины образного строя этой гениальной песни.
Это первая песня которую я услышал у Цоя. Как запала в душе, так до сих пор и держится!
На холодной земле
стоит город
большой.
Там горят фонари, и
машины гудят.
А над городом ночь,
а над ночью луна,
И сегодня луна
каплей крови
красна.
Дом стоит, свет
горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась
печаль?
И, вроде, жив и
здоров,
И, вроде, жить не
тужить.
Так откуда взялась
печаль?
А вокруг благодать
- ни черта не
видать,
А вокруг красота -
не видать ни
черта.
И все кричат:
Ура!, и все
бегут вперед,
И над этим всем
новый день встает.
Дом стоит, свет
горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась
печаль?
И, вроде, жив и
здоров,
И, вроде, жить не
тужить.
Так откуда взялась
печаль?...
О чём эта песня? О том же, что и "Звезда по имени Солнце"... здесь тот же "город" - цивилизация "на холодной земле" и тяжёлое предчувствие скорой развязки...
Маленький человек со светом своего уютного домика, искусственными фонарями и гудением машин противопоставляется Ночи Мироздания, в которой "Луна, каплей крови красна"...
Люди социума "вроде живы и здоровы" и не лишены перспективы жизни - "из окна видна даль", но эта перспектива лишь в их "окне" - ограниченном индивидуальном потребительском взгляде на жизнь...
А в скорбной действительности уже ничего не видно, уже мир оголён от красоты, искренности и правды и движение масс "вперёд" под крики "Ура!" автоматично и никуда не направлено и не избежать разоблачения - "Встающего над этим всем Нового Дня"...
Это, конечно, и пророческая, и политическая песня, Смысл которой совершенно однозначен.
Спасибо, Андрей, ты хотя и прервал рассмотрение песни "Звезда по имени Солнце", но тем не менее ещё ближе подвёл нас к осознанию её последнего куплета. Просьба теперь писать именно о нём, чтобы не нарушить последовательность наших мыслей.
Евгений Обухов
А теперь вспомним сообщение об этой песне #50 в теме "Смысл песен Виктора Цоя" Елизаветы Гаммель:
"Он не помнит слова "да" и слова "нет" - категоричность признак ограниченности, не упирается в крайность, а мыслит и чувствует широко, безгранично". - Я не совсем здесь с Елизаветой согласен.
У Виктора Цоя есть противопоставление естества и цивилизации, где его лирический герой твёрдо становится на сторону Света Солнца, и только потому слова "да" и "нет" в системе ценностей социума для него уже не имеют никакого значения.
И именно поэтому "он не помнит ни чинов, ни имён" - не признаёт для себя ложных авторитетов "и способен дотянуться до Звёзд, не считая, что это сон" (т.е. не принимает для себя ограничений, как это положено в социуме, считая т.н. "внешний" Божий мир своим достоянием - "теперь ты видишь Солнце! Возьми - это твоё!").
А теперь задумаемся над словами: "Судьбою больше любим, кто живёт по Законам другим, и кому умирать молодым". Что обозначает эта вот Любовь Судьбы к человеку?
И почему, Любимому Судьбою, "умирать молодым"? Какая же связь существует между Любовью и Смертью? Здесь такая глубина искренности и правды, что дух захватывает!
Это о том, что праведный искренний человек всегда неугоден в лживом подлом искусственном мире. Ему постоянно с огромным напряжением приходится преодолевать везде и всюду смерть.
А "смерть стоит того, чтобы жить". А "любовь стоит того, чтобы ждать" понимания - в искреннем участии в жизни мироздания, свободного, на равных основаниях, как внешнего, так и внутреннего, субъективного и объективного.
Если праведный человек не уходит от пути, данного Судьбою, то он неминуемо столкнётся с врагами Рода человеческого, и "на этом пути остаётся только отвага одна" (Парменид, V век до н.э.).
После этого рассмотрения нельзя согласиться и с другой трактовкой Елизаветы:
"И упасть, опалённым звездой по имени Солнце" - Но чрезмерная надежда и свобода опаляет, ослепляет, что приводит к неминуемому падению".
- Здесь речь не об ослеплении и надежде, а о прямом желании лирического героя остаться в огне Солнца даже после смерти. Здесь безстрашие праведной жизни в безкомпромиссном отношении к добру и злу. Творение добра и правды.
"Солнце моё, взгляни на меня.
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня.
Вот так."
| Помогли сайту Реклама Праздники |