Первое летописное известие об основателе Родов Шереметевых, Колычевых, Романовых - Андрее Кобыле, появилось в 1347 году в связи с сватовством Московского Великого князя Симеона Иоанновича Гордого к Марии Александровне Тверской, проживавшей с сестрой Ульяной ( с 1350 г.супругой Великого князя Литовского Ольгерда), матерью Анастасией ( вдовой Великого князя Тверского и Владимирского Александра), братом Всеволодом ( в 1345-1348г.г. Великим князем Тверским) и ещё тремя братьями, в её родовой вотчине - Холме.
Симеон Гордый оставил в наследство своей жене, Марии Холмской, значительный удел (Пресняков А.Е. «Образование Великорусского государства. Очерки по истории ХIII-XVст. С-Пб., 1918»).
Сын Андрея Кобылы, Фёдор Андреевич Кошка, в 1390 г. отдал свою дочь за младшего сына Великого князя Тверского Михаила Александровича, Фёдора Михайловича, племянника Марии Александровны Холмской (Троицкая летопись с 437(6898)г. осень).
Очевидно, что владение Шереметевыми землями Бежецкого Верха и Великого Новгорода стало следствием этих родственных отношений.
О богатствах Кобылиных-Кошкиных свидетельствуют на севере Руси : Кобылинские сёла на Вологде, подаренные правнукою Андрея Кобылы боярыней Марией Фёдоровной Голтяевой сыну Великого князя Василия Тёмного Борису Васильевичу Волоцкому (А.Барсуков. Род Шереметевых, том 1 гл.2. С-Пб.1881) ; расположенные в 30 верстах от Красного Холма; урочище Кошкино на северо-востоке и село Кобылино-Перетерье на юго-востоке, а также несколько сёл с подобными именами в имении Колычевых у древнего г.Радилова ( Кимрский район), где ещё в XVI-XVIIст. были разрушены два монастыря.
Отметим также вотчину Романовых село - Хабоцкое в 10 верстах от Красного Холма, владелицей которого была инокиня Марфа, мать митрополита Филарета, отца первого Русского царя Михаила Романова.
Сородич Константина Александровича Беззубцова, отца Андрея Константиновича Шереметя и его современник, Иван Андреевич Колычев, был новгородским наместником, когда назвал своего старшего сына Степана Стен-Стуром .
Степан Иванович Колычев, отец митрополита Филиппа, владел поместьем в Деревской пятине Новгородской земли в 1495г .
Праправнук Андрея Кобылы, Андрей Константинович Шеремет, в 1478 г. участвовал в походе на Новгород со своею собственною дружиною .
Отметить должно , что соединёнными войсками москвичей и тверичей предводительствовали тогда «болший боярин московский» князь Данило Дмитриевич Холмский со своим родным братом , тверским воеводою Михаилом Дмитриевичем Холмским .
Троюродные братья Андрея Константиновича Шереметя, Яков и Юрий Захарьичи-Кошкины были Новгородскими наместниками в 1480г.г.
И позже в 1550г.г. Семён Васильевич Шереметев, внук Андрея Константиновича Шереметя, был послан на воеводство в Великий Новгород с почётным званием Новгородского дворецкого. …
Однако, летописец Николо - Антониевого Краснохолмского монастыря поминает ктитором и основателем монастыря и экономического (монастырского) селения Спас-на –Холму ( он же город Красный Холм) не князей Холмских и не боярина Андрея Константиновича Шереметя, но его послужильца , некоего Нелединского-Мелецкого, являвшегося согласно «Разрядной книге» Бекетова дружинником А.К.Шереметя.
Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (т.VI стлб.87, прим.201, М.1989) цитирует «Разрядную книгу»: «… по его Государеву изволению распущены из княжеских дворов и из боярских служивые люди, и тут им имена, кто чей бывал, как их поместил государев писец Дмитрий Китаев….Мустафины, Татьянины, Нестеровы, Нороватые, Нелединские: те шереметевские послужильцы 5 семей».
Исследователи, изучавшие происхождение рода Нелединских-Мелецких (БугановВ.И. «Разрядные книги последней четверти XV- нач. XVIIв.в. как исторический источник.» М.1962; Бычкова М.Е. «Родословные книги XVI-XVIIв.в. как исторический источник.»М. 1975; она же, «Польские традиции в русской генеалогии XVIIв.»журнал «Советское славяноведение»,1981,№5) установили, что в конце XVIIст. Нелединские-Мелецкие при помощи подложных грамот со ссылкой на легендарного выходца из Польши Станислава Мелецкого пытались доказать древность и знатность своего рода .
Палата родословных дел, куда Нелединские-Мелецкие представили свои документы, признала родословную их фальшивой, установив что Станислав Мелецкий, из Польши никуда не выезжал. (Исаков В.З. Примечания к «Памятникам литературы древней Твери», Тв.2002г. стр.248-250).
Основание Николаевского Антониева монастыря под Красным Холмом связывается с иноком Кирилло-Белозерского монастыря Антонием и относится к 1461г., а возведение белокаменного Никольского собора, причём не только русскими, но и итальянскими зодчими («Угличский летописец» указывает Аристотеля Фиорованти) , к 1481г.
Об этом свидетельствуют и натурные археологические исследования А.М.Салимова, руководителя научно-исследовательского сектора ГУПНРЦ «Тверьпроектреставрация».
В 1492г. началось строительство белокаменного Дмитриевского собора с трапезной.
Ясно, что род Нелединских не мог обладать средствами на возведение белокаменных строений (ближайшее месторождение белого камня находится у Старицы или Зубцова).
Вероятно фамилия Нелединских-Мелецких образовалась от местных гидронимов, речек Неледины и Мелечи, притоках реки Могочи, на которой стоит Краснохолмский Николаевский монастырь. Это предположение высказал ещё в конце XIXв. историк А.К.Жизневский (« Древний архив Краснохолмского Николаевского монастыря.»М. 1879). Однако им до сих пор приписывают воеводства и наместничества в Вологде, Устюжне , Бежецке, Угличе, Ржеве, Нижнем Новгороде…
Возвышение Нелединских связано скорее всего с опричниной, именно тогда Нелединские получили вотчины от Иоанна Грозного в районе Удомельских озёр, в уделах князей Холмских-Рюриковичей и бояр Юрьевых (Романовых).
Обладание Нелединскими землями Бежецкого Верха кажется вполне правдоподобным… и где бы и когда ни писалась история Краснохолмского монастыря начинается она с доброхотных даров странствующему монаху Антонию, о котором отсутствуют какие-либо исторические сведения, родовитыми Нелединскими.
Вызывает удивление наименование монастыря в честь двух святых : Святителя Николая архиепископа Мирликийского и некоего безродного инока Антония.
По правде сказать ктиторами белокаменных соборов могли быть не только родовитые Шереметевы, но и князья Холмские из Рюриковичей- Данила Дмитриевич Холмский «болший боярин Московский», победитель в битве с новгородцами при Шелони в 1471г. и его сын, также воевода Московский, Василий.
Тем паче, что роды эти были дружны: отметим присутствие всех потомков Андрея Константиновича Шереметя – Ивана, Василия и Бориса на свадьбе Василия Даниловича Холмского и любимой дочери Ивана III Софии Ивановны 13 февраля 1500г. Они находились среди ста других боярских детей в поезде с женихом… История умалчивает о приданном Софии, о богатствах и имениях Холмских князей.
Остались лишь воспоминания об их владениях на севере, более чем в ста верстах к западу от Красного Холма : волость Лощемля на Мологе и волость Кострецы на притоке Волчины - Тифине в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (данные краеведа Ю.М.Смирнова).
Однако само написание города Красный Холм или Спас - на - Холму предполагает существование «Холма», исчезнувшего, словно Китеж-град из русской истории. Столица удельного Холмского княжества, древний город Холм был предан забвению вероятно оттого, что московские власти не хотели вспоминать о церковных интердиктах - закрытии храмов в Пскове и Москве, связанных с именем основателя Холма Великого Князя всея Руси Александра Михайловича Тверского (затем Псковского), его дочери Марии Александровне Холмской, его сыне вел. Кн. Всеволоде Александровиче Тверском и родственнике Холмских князей русско-литовском митрополите Романе-твериче.
У Эккехарда Клюга в «Истории Тверского княжества»(Тв.1994 в прим. 91, стр.189) чтим: «Согласно одному византийскому источнику- Никифору Григоре, Роман был родственником Ульяны, жены литовского князя Ольгерда ; тем самым он находился в родственных отношениях с Тверским княжеским домом» ( См.Тinnefeld..S.369 и также «Православие и русская культура в древней Литве» И. Самсонова , ЖМП стр. 46. )
Иноком Краснохолмского Николо - Антониевского монастыря был Вассиан (Василий Андреевич Шереметев), постригшийся в Троице-Сергиевом монастыре в 1537г., то есть тогда же, когда и его родственник, Фёдор Степанович Колычев - митрополит Филипп. Останки Василия Андреевича Шереметева находятся под спудом на территории монастыря.
Здесь же и захоронения других потомков Кобылиных и Шереметевых и других княжьих и боярских родов : Щербатовых, Мещерских, Сицких, Орловых, Бутурлиных , Тютчевых, Стрешневых ……
Монастырский летописец упоминает, что надгробия Кобылиных и Шереметевых были отмечены красной камкой. Доподлинно известно также, что здесь похоронен Фёдор Васильевич Шереметев, младший сын инока Вассиана, коий также как и его отец был монахом Краснохолмского Николо - Антониевского монастыря .
Известны вклады Ивана Васильевича Шереметева-Большого 1521г. и более ранние, вклады Фёдора Васильевича и отца их Василия Андреевича и настолько серьёзные, что строительство Дмитриевского собора с трапезной монастырский летописец приписывает исключительно Шереметевым.
Знаменательно, что этот белокаменный собор возводился с 1492г., то есть с даты предполагавшегося Конца Света (5508+1492) и во время коронования на Московское царство (1498) Дмитрия Ивановича, внука Ивана III от Марии Борисовны Тверской, в Успенском соборе Московского Кремля.
Освящение в честь Дмитрия Солунского решило впоследствии участь храма . Дело в том, что Елена Ивановна Шереметева , дочь Ивана Васильевича Шереметева – Меньшого, жена царевича Ивана, в момент убийства Иваном Грозным её мужа 14 ноября 1581г., была на последнем месяце беременности
«Царь ударил её рукой по щеке, а потом принялся бить железным посохом . Несчастная в ту же ночь выкинула младенца мужеского пола» (А.Барсуков, «Род Шереметевых». гл.XXXI). Народ отказывался верить, что дважды лишился наследника престола. Ходили легенды, что маленький царевич Дмитрий Иванович, названный так в память об умершем в 1552г. первенце, младенце Дмитрии от Анастасии Романовой, жив.
В 1586 г. собор был снесён в связи с воцарением на престол Фёдора Иоанновича и его душеприказчика Бориса Годунова . «Приготовление материалов для фундамента» началось якобы с 1587г.
В монастырском летописце указано, что «белый камень для Покровского собора ломали монахи на реке Мологе ломами, кирками и жолнами, кои сделаны были в Устюжне Железопольской» . Иначе как глумлением сей факт не назовёшь . Дело в том, что Устюжна была подарена Иваном Грозным «старице, царице Леониде»- Елене Ивановне Шереметевой по смерти мужа царевича Ивана . Ломали очевидно не камень на Мологе , его там нет, ломали
Помогли сайту Реклама Праздники |