ЛитНаИс

ЛитНаИс

Владелец:
Авторы: 13
Комнаты: 3
Заметки: 15
Читатели: 1119
Дата создания: 13:28 24.03.2023
✅Литература/Наука/Искусство

Попытка понять окружающий мир в его пестроте и многогранности, сложности и противоречивости.



Реклама
Обсуждение
     10:55
Напиток дня
Морс с тоником
— Три джина и столько же тоников. 
  Гей посмотрела на него с интересом. Хозяин говорил ей, что если кто-нибудь потребует "джины и тоники" вместо "джина с тоником", то он настоящий дон, то есть преподаватель, ведь они обожают каламбурить. 

Колин Декстер "Последний автобус на Вудсток" 

"Последний автобус..." — первый роман Декстера в череде детективных романов о инспекторе Морсе.
Отвлёкшись от основной сюжетной линии, пытаюсь разгадать каламбур, вникая в филологические тонкости тоника. 
В узком (языковом) смысле "tonic" означает "то, что относится к ударению", "тонический", а в медицинском — "оказывающий взбадривающее воздействие".
Таким образом, преподаватель из Оксфорда обыгрывает привычную фразу, превращая её в каламбур. "Три джина и столько же ударных" ("ударники" в русском языке несут дополнительную смысловую нагрузку, поэтому лучше о них забыть) — говорит он, вызывая интерес барменши ("молодой женщины с ярко-рыжими волосами и сияющими глазами").
О, это очаровательное, завораживающее воздействие слов:)
🍸
     17:55 19.11.2024
Отчего сердце мое страдает иногда без всякой известной мне причины? Отчего свет помрачается в глазах моих, тогда как лучезарное солнце сияет на небе? Как изъяснить сии жестокие меланхолические припадки, в которых вся душа моя сжимается и хладеет?.. Неужели сия тоска есть предчувствие отдельных бедствий? Неужели она есть не что иное, как задаток тех горестей, которыми судьба намерена посетить меня в будущем? 

Читая "Письма русского путешественника", поневоле забываешь, что это произведение в большей степени литературное, нежели документальное.
Написано молодым человеком 23 лет. Написано для определённого круга читателей того времени.
Поэтому постоянно попадаешь в  одну и ту же ловушку, увлекаясь игрой авторского замысла. Стойко воспринимая происходящее как реальность. 

Страдающий меланхолией автор, гуляя по окрестностям Парижа, забредает в Булонский лес. Там его внимание привлекает готический замок. Заброшенный, естественно. Ибо не бывает, по закону жанра, меланхолии без таинственных мест. Вместо привидения он обнаруживает пожилую женщину — нищенку, которая рассказывает историю своих злоключений, о смерти горячо любимой дочери Луизы. Сама история женщины удивительным образом напоминает "Бедную Лизу". Повесть увидит свет в 1792 году. 
Так что, грустить иногда полезно:) 
     13:31 19.11.2024
📖 "Призраки" Фрэнсиса Бэкона
Об ошибках человеческого сознания. 
     16:05 18.11.2024
Теперь замечу одно то, что кажется мне главною чертою в характере Парижа: отменную живость народных движений, удивительную скорость в словах и делах. Система Декартовых вихрей могла родиться только в голове француза, парижского жителя. Здесь все спешат куда-то; все, кажется, перегоняют друг друга, ловят, хватают мысли, угадывают, чего вы хотите, чтоб как можно скорее вас отправить. Какая страшная противоположность, например, с важными швейцарами, которые ходят всегда размеренными шагами, слушают вас с величайшим вниманием, приводящим в краску стыдливого, скромного человека; слушают и тогда, когда вы уже говорить перестали; соображают ваши слова и отвечают так медленно, так осторожно, боясь, что они вас не понимают! А парижский житель хочет всегда отгадывать: вы еще не кончили вопроса, он сказал ответ свой, поклонился и ушел! 

Николай Карамзин "Письма русского путешественника" 

     17:23 16.11.2024
     10:41 15.11.2024
     21:45 13.11.2024 (1)
Некто Сюбле де Ное, будучи губернатором в Фонтенебло, сжег Микель-Анджелову картину, за которую Франциск I заплатил превеликую сумму. Изображалась нагая Леда — и так живо, в таком сладострастном положении, что губернатор не мог видеть ее без соблазна. 

Николай Карамзин "Письма русского путешественника" 

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

     21:58 13.11.2024
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Франсуа Сюбле де Нуайе (1589 - 1645) - один из сторонников кардинала Ришелье, государственный секретарь Людовика XIII и член его совета. Он был известным покровителем искусств.

Франсуа происходил из аристократической семьи, известной служением французской монархии и непоколебимой католической верой. Род Франсуа стал известен благодаря сыновьям Жана Сюбле, двоим из которых было пожаловано дворянство к концу правления Карла IX. В конце 16 века семья поселилась в квартале Маре в Париже и в Нормандии.

Франсуа Сюбле де Нуайе являлся протеже своего дяди, Жана Бошара, президента Парижского парламента и сюринтенданта финансов, который и проложил своему племяннику путь в финансовый совет. Франсуа встал во главе семьи после ухода отца в картезианский монастырь. В 1613 году он женился на Изабель Ле Сюэр, которая принесла ему богатое приданое и дальнейшие связи с дворянством мантии.

Связи семьи Бошар с кардиналом помогли Франсуа Сюбле попасть в поле зрения Ришелье. В начале 1630-х годах Ришелье поставил Нуайе контролировать армию Шампани и Пикардии, где он отличился, в частности, под его наблюдением были созданы замечательные укрепления, и он приобрел также полезный опыт .
После внезапной смерти жены Франсуа де Нуайе стал вести такую строгую частную жизнь, что его недоброжелатели приписывали ему тайное пострижение в Общество Иисуса. Как и другие в ближайшем окружении Ришелье он пытался наладить отношения с иезуитами.

В 47 лет Нуайе был назначен государственным секретарем по военным делам. С 1640 Франсуа и его соперник Леон Бутийе, граф де Шавиньи, государственный секретарь по иностранным делам, являлись ближайшими политическими советниками Людовика XIII и кардинала Ришелье, которым Нуайе передавал конфиденциальную информацию, являясь устным переводчиком и докладчиком. Как министр, отвечающий за военные дела, за крестьянские восстания в провинциях, Франсуа Сюбле занимал заметное место в совете. Король, который видел в нём сперва лишь шпиона Ришелье, постепенно признал его заслуги.

Нуайе многое сделал для модернизации армии, систематизируя и приводя в порядок набор в армию, выдачу жалования солдатам, принимал меры по проблемам жилья, создания военных госпиталей, пытался сделать так, чтобы бюрократия непосредственным образом зависела от королевской воли. Сам он постоянно перемещался с места на место, сопровождая Ришелье и короля и посещая все военные фронты во время Тридцатилетней войны.

Сюбле де Нуайе в 1638 году стал сюринтендантом королевских строений. Здесь он использовал систему патронажа, основанную на кровном родстве и знакомствам. Королевские проекты касалась восстановления и украшения интерьеров в замке Фонтенбло и Лувре. Церкви Парижа и городские строения также требовали внимания. Пожалуй, самым важным жестом Нуайе на этом посту можно назвать тот факт, что Никола Пуссен вернулся из Рима в Париж.

Биограф Франсуа Сюбле де Нуайе Камиль Лефоконньер подсчитал, что на пике своей карьеры он имел доход около 50000 ливров, с официальных вознаграждений за службу, с арендной платы из Нормандии и Парижа, и с приданого покойной жены.

Он всё время находился между несколькими резиденциями - то рядом с королем в Фонтенбло, то недалеко от кардинала в Рюэле. В Париже его дом был на улице Сент-Оноре.

В апогее своей власти в 1642 году, Ришелье скончался. Король не смог противостоять кликe недоброжелателей Нуайе, которую возглавляли Шавиньи и кардинал Мазарини. Он попросил разрешения оставить двор и покинул его стремительно в апреле 1643. Смерть Людовика XIII вскоре дала ему некоторую надежду на возвращение, но этого не произошло. Он удалился в Дангю, где и скончался 20 октября 1645 года в окружении друзей и родственников.


     12:31 13.11.2024
Лион, 1790 год

Какая-то старушка подралась на улице с каким-то стариком; пономарь вступился за женщину; старик выхватил из кармана пистолет и хотел застрелить пономаря, но люди, шедшие по улице, бросились на него, обезоружили и повели его... a la lanterne (на виселицу); отряд национальной гвардии встретился с сею толпою людей, отнял у них старика и привел в ратушу — вот что было причиною волнения! Народ, который сделался во Франции страшнейшим деспотом, требовал, чтобы ему выдали виновного, и кричал: "A la lanterne!" Пономарь кричал: "A la lanterne! A la lanterne!" Бабы-торговки кричали: "A la lanterne! A la lanterne!" Те, которые наиболее шумели и возбуждали других к мятежу, были нищие и празднолюбцы, не хотящие работать с эпохи так называемой Французской свободы. 

(Н. Карамзин "Письма русского путешественника") 

     10:55 12.11.2024
1
Жа́воронок. Имя этой весенней птички вызывает множество споров. Его выводили из «яроворонок» (или «жароворонок»), потому что «яро» в древнерусском значило «весна»; тогда «жаворонок» — «вешняя птичка». Видели в нем уменьшительную форму от «жаворон», а это слово считали близким к «гавран» — «ворон». В этом случае «жа-» — такое же звукоподражание, как «га-» в «гага», «гагара». Связывали это слово и со старославянским «гаяти» — «каркать», и с древнеиндийским «gáyati» — «поет». А окончательного и бесспорного решения вопроса все еще нет.


  📖 Источник
     20:41 11.11.2024
Бальмонт и Метерлинк
Московский Художественный театр поручил Бальмонту вести переговоры с Морисом Метерлинком о постановке его «Синей птицы». Поэт так рассказывал Тэффи об этом эпизоде:
Он долго не пускал меня, и слуга бегал от меня к нему и пропадал где-то в глубине дома. Наконец, слуга впустил меня в какую-то десятую комнату, совершенно пустую. На стуле сидела толстая собака. Рядом стоял Метерлинк. Я изложил предложение Художественного Театра. Метерлинк молчал. Я повторил. Он продолжал молчать. Тогда собака залаяла, и я ушёл. 



У Станиславского совсем другие впечатления от встречи с Метерлинком. 📖 Здесь 
Реклама