Рецензия «Рецензия на стихи "Реквием" автора Алена Лацис»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Реквием
Оценка: 5
Баллы: 12 +4
Читатели: 64 +10
Дата:

Рецензия на стихи "Реквием" автора Алена Лацис

Итак, заупокойно-бодрящее:

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое

Трудно свободно дышать зимой,
Надо бы плакать, да вроде некому.
И, вспоминая июльский зной,
Струны покорно выводят реквием.

Горечь напева волнует дом,
Тускло Луна засияет в зеркале.
Пальцы аккорды берут с трудом,
Зябко и нервно мотив коверкая.

В гордой кантате басит метель,
Время в часах притворилось лекарем,
Врёт, что звенит за окном апрель.
Гулко грехи отпускает реквием...

Тихо молитвы текут слова,
В небо врываясь дорогой Млечною,
Напоминая, в дни Рождества,
Каждый мой миг это ключ от вечности.

Стены качнутся смеясь во сне,
Громко кукушка прокукарекает.
Поднятый ветром пушистый снег,
В старом дворе напевает реквием.

Как же вольготно дышать зимой.
Холод и вьюги — и те с огрехами.
Я улыбнусь и спою иной,
К жизни зовущий, весёлый реквием.

У реквиема - два значения
Ре́квием (от лат. requies — «покой», «упокоение») — заупокойная месса в Католической церкви латинского обряда. Начиная с эпохи барокко, композиторский реквием — высокий жанр концертной духовной музыки, род траурной оратории. Называется по начальным словам интроита (один из элементов литургии) Requiem aeternam dona eis, Domine («Покой вечный даруй им, Господи»), которым открывается традиционная заупокойная месса.
Итак, разберёмся, какое перед нами стихотворение - весёлое-сквозь-слёзы или грустное-сквозь-смех. Такое ли уж оно заупокойное? 

Трудно свободно дышать зимой,
Надо бы плакать, да вроде некому.
И, вспоминая июльский зной,
Струны покорно выводят реквием.

(складывается стойкое ощущение, что никакой перед нами не оркестр и не костёл или же иной храм с оргАном и прочими духовыми и струнными. Такое ощущение, что лирический герой этот реквием хочет подыграть себе на гитаре... Нет, традиционные клавишные - они, конечно же, тоже используют струны, которые у них внутри, в корпусе. Но их трудно нажать напрямую, без помощи рычагов. Итак, это реквием, который лирический герой стихотворения взял - и сыграл. Па-ба-ба-паааааам... па-ба-ба-паааам... От невозможности кому-то выговориться?)

Горечь напева волнует дом,
Тускло Луна засияет в зеркале.
Пальцы аккорды берут с трудом,
Зябко и нервно мотив коверкая.

(бросилась в глаза грамматическая нестыковка: "волнует дом" в настоящем времени, а "Луна" в зеркале "засияет" в будущем. Не хочется усложнять и нагромождать, но здесь бы не помешало единообразие глаголов во времени и желательно пространстве. Но если с Луной в выбранном ритме ничего сделать нельзя, то "волнует" можно превратить во "взволнует", если Автор пойдёт на такой "стык согласных" и не будет потом меня ругать, что я делаю его поэтическую речь неблагозвучной. Нет, можно, безусловно, оставить и так - лирический герой перебирает струны - зимой, голыми замёрзшими руками - и ждёт восхода Луны, по счастью, в помещении, поскольку отразиться в зеркале Луна может при одном условии - если в комнате не задёрнуты шторы и не включен свет. Да, хотя Луна и "засияет" - это всё события одного момента)

В гордой кантате басит метель,
Время в часах притворилось лекарем,
Врёт, что звенит за окном апрель.
Гулко грехи отпускает реквием...

(время, конечно, большой врун, но выдать воющую метель за апрель - это ещё надо постараться... Настроение холода, одиночества и трагичности всё время нагнетается, и я не могу избавиться от ощущения, что "апрель" здесь вроде какой-нибудь "капели" - в рифму. А вот фраза "Время в часах притворилось лекарем" пролилась бальзамом на мою душу...)

Тихо молитвы текут слова,
В небо врываясь дорогой Млечною,
Напоминая, в дни Рождества,
Каждый мой миг это ключ от вечности.

(может быть, "в дни Рождества" запятыми не выделять? А после них желательно поставить двоеточие: напоминают - что именно? Что "каждый мог миг..." А после "мига" тире бы не помешало...)

Ощущение грусти не покидает лирического героя - и нас вместе с ним. Аккомпанируя себе на чём-то струнном, он исполняет прощальную песню. С чем - или кем - прощается он, если о потере напрямую не сказано? Только настроение, подчёркнутое и зимой, и метелью, и общей бесприютностью, несмотря на наличие дома - только это и показывает боль утраты. При такой боли и Рождество - не в Рождество...

Стены качнутся смеясь во сне,
Громко кукушка прокукарекает.
Поднятый ветром пушистый снег,
В старом дворе напевает реквием.

(хочется "смеясь" заключить в запятые, как в объятия...)

Меж тем абсурдность нарастала. Лирический герой так тосковал, что даже тосковать уже невмоготу, и возник образ "кукарекающей кукушки" - надеюсь, это не намёк на тех поэтов, которых обвиняют в том, что они хвалят друг друга в благодарность за похвалу или ожидая её? Как-то не место тут столь легкомысленным трактовкам. А вот горе, дошедшее до парадоксальных и абсурдных образов - вполне. Ну любой человек устанет от горя и захочет вырваться из этого состояния. Пусть метель поёт реквием - ей сподручнее.

Как же вольготно дышать зимой.
Холод и вьюги — и те с огрехами.
Я улыбнусь и спою иной,
К жизни зовущий, весёлый реквием.

(можно я немножко похулиганю? "Хоронили тёщу" это называется, "порвали два баяна". Да простят меня тёщи... (с) - анекдот, народный юмор, больше-так-не-буду)

Итак, лирический герой, ощущая невыносимую тоску от потери, которую усиливает зима, буквально раздавливая его своими метелями и лунным светом, внезапно обрёл себе силы жить. Нет, он не увидел свет в конце тоннеля - он сам зажёг тот самый фонарик, который для кого-то может показаться таким светом. В первую очередь - для нас, его читателей. Он всё-таки стряхнул с себя зимний морок, причём посреди зимы, находя в ней и лёгкое дыхание, и повод для улыбки. 

Зима во всех мифологиях - время смерти. Природа погружается в сон, словно бы умирает до новой весны, а весной возрождается. Божество сна Гипнос в греческой мифологии - брат Танатоса, божества смерти. Не случайна тема реквиема показана именно в зимнем обрамлении. Но именно в этом обрамлении и зарождается жизнь - где-то там, под сугробами, под вой метели, спят-умирают всяческие шишки, семечки и пушинки, чтобы прорасти весной новыми цветами, деревьями и травами. Но, поскольку человек - не пушинка, не шишка, он от погоды и времён года не зависит, то он проходит этот "полный цикл" гораздо раньше и приходит в себя под ту же музыку, под которую ещё недавно умирал от тоски. И реквием в этом понимании действительно может быть "к жизни зовущим"... 
Правда, лучше это делать действительно в одиночестве, когда тебя слышит и видит только Луна и снег. Если спеть такое при зрителях, да ещё собравшихся по скорбному поводу - не так поймут. В стихах внутреннее обновление выражено прекрасно.  

Напоследок хотелось бы добавить кое-что о ритмической организации этого стихотворения: если это не логаэд, то что же тогда логаэд?
Логаэ́ды, логаэдические стихи (от греческого λογαοιδικός — про­заи­че­ски-сти­хо­твор­ный, буквально «прозо-песенный») — стихи, состоящие из разнородных стоп в регулярной последовательности. Характерны для метрического стихосложения, в тоническом получили распространение как подражания античности и оригинальные эксперименты.
Здесь все признаки "разностопной", но при этом ритмически организованной речи. 
И чем-то античным изначально действительно повеяло... Не случайно братья Гипнос и Танатос посетили мою корректорскую голову - без них явно не обошлось. 

Оценка:

5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.

Здесь:

10

- за красоту строки,
- за оптимизм.

Оценка произведения: 10

Реклама
Обсуждение
21:02 29.03.2025(1)
2
Георгий Тригубенко

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
"У реквиева - два значения"- реквиема


21:26 29.03.2025(1)
1
Слово Автора
Спасибо! 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Бывает)))

21:48 29.03.2025
2
Георгий Тригубенко
Пожалуйста! 
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​А кто из нас не делал опечатки?

Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама