Ссылка на первоисточник: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=151607
Итак, начнем с того, почему же всё-таки рассказ назван «Мокрица»?
В справочнике по биологии можно найти такую информацию, что мокрицы (тип членистоногие) появились в позднем меловом периоде. Не каждый вид животных (а с точки зрения научной классификации мокрицы всё же относятся к королевству животных) может похвастаться столь древней историей существования рода. То есть, если оглянуться назад, можно увидеть, что временнóй период нахождения мокриц на Земле весьма длительный. Автор словно с первых строк рассказа дает понять, что у каждого из нас есть прошлое, хорошее или плохое – но оно есть. И желательно его не забывать. Неплохо также иногда возвращаться туда хотя бы мысленно. И если мокрица ввиду примитивного устройства головного мозга не может этого сделать, то человеку воспоминания вполне доступны.
Если обратиться к классической литературе, на ум приходит повесть Франца Кафки «Verwandlung» - «Превращение». Точно так же, как и Бисквит, герой рассказа Кафки – Грегор Замза – в одно прекрасное утро обнаруживает себя гадким насекомым огромных размеров. За что так судьба подшутила над Грегором – сказать сложно. Вернее, в характерной манере изложения Кафки – вообще не представляется возможным. То есть, герой рассказа поставлен перед реальностью: превращение совершено – и точка. А уж зачем это сделано, почему так произошло, это читателю (на пару с главным героем) предоставляется додумать самому. Аналогично Бисквиту, Замза продолжает пребывать в здравом уме и твердой памяти – но… это не приносит никаких результатов, поскольку теперь он не в состоянии даже встать с койки и открыть дверь. Герой рассказа «Мокрица» тоже слаб: он не может взять с прикроватной тумбочки даже пачку сигарет, поскольку она кажется ему тяжёлой.
Если говорить о том, как построен рассказ, можно сказать, что автор использовал такой вид построения, как «контрамоция». Именно этим термином обозначают обратное движение во времени. При этом автор допускает, что сознание главного героя работает в обычном режиме, и что он воспринимает действительность адекватно. То есть меняется время – меняется возраст героя. Чем дальше часы времени отщёлкивают периоды жизни назад, тем моложе становится герой, его физиология «молодеет» с возвратом в прошлое, которое уже было прожито, когда он был младше. Правда, надо отметить, что у Бисквита как бы проявляется «вторая» или «параллельная» память. То есть он запоминает то, что с ним происходило в те моменты, в которые его периодически возвращала невидимая машина времени. Поэтому можно сказать, что автор воспользовался не просто понятием контрамоции, а дискретной контрамоцией. Дискретная контрамоция заключается в том, что на какой-то период Бисквит получает своеобразную передышку, и тогда превращается в человека, живущего в реальном времени и воспринимающего жизнь с точки зрения, какой она должна быть в его возрасте. Но кто-то невидимый неожиданно возвращает его в те дни, которые уже давно пережиты. И тогда главный герой не просто видит себя помолодевшим – он ощущает себя в других условиях, тех, которые не очень увязываются с более поздними периодами жизни. Например, он понимает, что телевизоры «Sony» с кинескопом уже давно не выпускаются, мебель в квартире тоже устаревшего образца.
Модель повествования – типичный нелинейный образец, когда эпизоды, происходя то в одном, то в другом временном периоде, «перепрыгивают» взад-вперед. Однако все события, происходящие с главным героем, не являются разрозненными. Они связаны временнóй цепочкой. Так, например, Бисквит видит в прошлом своего друга
Игоря Ершова, и этот же персонаж присутствует и в настоящей жизни главного героя. Жена, которую главный герой знал со времен юности ещё молодой девушкой, также никуда не исчезла.
С точки зрения эмоционального восприятия, или же способности читателя понимать и распознавать ощущения героев рассказа, а также возможности понимания того, как к ним относится сам автор, можно сделать вывод, что сам создатель рассказа вырисовывает своего главного персонажа с нескрываемой улыбкой и даже усмешкой. Бисквит по задумке автора превращается не в относительно разумное существо, а практически в паразитирующее в домах членистоногое. Для выживания мокрице не надо много – было бы тепло и влажно, и этого вполне достаточно. И тут автор проводит чёткую параллель, предлагая взглянуть на условия, в которых живет его герой. А живет он не просто в квартире или доме, а в роскошном трехэтажном особняке. Когда Бисквит превращается в мокрицу, он готов довольствоваться даже щелью в плинтусе – этим автор хочет показать, что на самом деле человеку не надо слишком много для того, чтобы жить. Самое главное – жить в безопасности. Как показано в рассказе, шикарный особняк может оказаться очень даже неприемлемым местом для обитания – смотря с какой стороны посмотреть!
Вторая аналогия проводится с помощью контрамоции, где читатель видит Кирилла Петровича совсем молодым. У него ещё нет богато обставленного особняка, он живет в обычной городской квартире, но его это вполне устраивает. Недаром автор показывает, как его герой приходит именно в эту квартиру после того, как он расстается с девушкой. Срабатывает «параллельная память»: зная, с какими проблемами мужчина столкнется, если женится на Еве, как бы убегает от них в свое жилище. Оно, это жилище, в разы скромнее особняка, но именно в нем Кирилл чувствует себя защищенным.
Хотелось бы также остановиться на такой детали, как название фильма. Безусловно, автор не случайно назвал фильм, который смотрели Кирилл и Ева, «Игры разума». Разум главного героя и вправду словно играет с ним в какую-то непонятную игру, перемещая его по линии жизни всё выше и выше. Но при этом сознание как бы даёт главному герою второй шанс: не наделать тех ошибок, которые он сделал, будучи совсем молодым. Друзьями, как показало время, надо называть только тех, кто прошёл с тобой все «испытания на прочность». Женитьба – шаг тоже весьма ответственный, поэтому надо тысячу раз убедиться в той, кого собираешься называть своей «второй половинкой». Ну, и роскошь, о которой было сказано выше и которая предстала перед взором читателя в виде богатого особняка – так ли она на самом деле нужна? Над всеми этими вопросами и предлагает задуматься автор.
Каковы отношения между главным героем и его супругой – это можно понять, если провести стилистический анализ текста.
Буквально в первом абзаце мы видим, что жена названа не любимой женщиной, не той, кем восхищаются и дарят комплименты – автор пользуется весьма сухим выражением – «законная супруга». Кирилл Петрович явно боится свою вторую половинку, потому что обнаружив своё далеко не чудесное превращение в мокрицу, он пытается хоть как-то объяснить, что в членистоногое существо превратился он – её муж! Он направляется к ней на трясущихся лапках.
После погони от обожаемой (автор явно иронизирует) супруги, от чьих прелестных (снова ирония) ножек он чуть не погиб, превратившийся в мокрицу супруг, едва успевает скрыться под плинтусом. «Обожаемая» супруга в это время орёт вне себя от злости, после чего яростно пинает стенку. Добавить к характеру героини просто нечего, автор всё сказал сам, нарисовав портрет женщины буквально несколькими штрихами.
Здесь хотелось бы обратить внимание на небольшой авторский недочёт. Ева поначалу называет мокрицу «противной гнидой», и здесь всё сходится, т.к. и гнида, и мокрица – это существа женского рода. Но вдруг женский род меняется на мужской: «Ещё в постель залез (а не залезла!) ко мне, сволочь!»
О том, что главного героя не особенно уважает и его друг, свидетельствует фраза: «Бросай ты своего Бисквита». Правда, Ева не торопится последовать словам любовника. Она уже беременна от него, но муж об этом не знает. Да и каков резон бросать спутника жизни, с которым удобно и вольготно живётся? Свечной заводик, который тому оставил дедушка, явно даёт неплохую прибыль. Налицо жадность и лицемерие женщины: она не любит тех, с кем проводит ночи любви – её, прежде всего, интересуют деньги и прибыль.
Дочка более благосклонно относится к Бисквиту. Она ласково называет его папочкой, приветствуя с утра. Пока же главный герой думает над тем, как поймать супругу на неверности, сознание его вновь переключается.
Через какое-то время он обнаруживает себя со стороны совсем молодым, но – что самое интересное – он замечает около себя всю ту же мокрицу! Таким образом, автор пытается показать, что бывает с людьми, которые не видят никого кроме себя. Судьба, если продолжать жить в нескончаемом удовольствии и роскоши, легко может всё перевернуть с ног на голову и дать понять чрезмерно себялюбивому человеку, что в её руках он не более, чем мелкая букашка. Или мокрица.
Рассказ оканчивается словно незавершенными строчками. С одной стороны, автор как бы даёт своему герою второй шанс пересмотреть своё потребительское отношение к жизни, с другой – читатель так и не видит, какое решение принял главный герой.
Одним словом – рассказ, окончание которого читателю предлагается додумать самому. Решится ли Кирилл Петрович, привыкший к роскоши, перекроить свою жизнь или так и останется поклонником богатства, даже зная, что в один прекрасный день, всё это может исчезнуть?
Грамматических ошибок не найдено.
С лексикологической и стилистической точек зрения рассказ написан достаточно хорошо.
На основании вышеизложенного, считаю, что рассказ «Мокрица» заслуживает высокой оценки.
| Помогли сайту Реклама Праздники |