Ссылка на первоисточник: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=146709
Чего только ни бывает в детстве! Когда я была маленькой, мне почему-то казалось, что жизнь у мальчиков намного интереснее, чем у девочек. Мальчишки всё время куда-то залезают, откуда-то прыгают, от кого-то убегают… Их постоянно берут туда, куда девчонкам ни за что не попасть: на футбольные матчи, на скачки, на мотогонки. Одного моего соседа отец даже на завод как-то раз взял. Уж как он ухитрился это сделать – это нам было неведомо. Только потом пятилетний Дима недели две собирал около себя дворовую компанию, рассказывая нам о том, что видел в цехе и как там работают станки.
Детские воспоминания, как правило, очень сильны. Оттого, что с маленьким человеком всё происходит в первый раз, а первые впечатления всегда самые запоминающиеся, это первое восприятие чего-то особенного остаётся с человеком на всю жизнь. Главному герою произведения «Посмотреть самолётики» впервые в жизни довелось попасть на аэродром и увидеть самые настоящие самолёты.
Автор строит повествование так, что читатель воспринимает происходящее именно глазами ребёнка. Он передаёт восторг, который охватил мальчика, которому раньше не доводилось видеть такой мощной техники: Они мне показались очень красивыми, словно игрушечные, переливались серебром. На моих глазах увеличивались и стали настоящими, большими.
Неудивительно, что после поездки на аэродром, мальчик загорелся идеей увидеть самолёты ещё раз. Позвав с собой младшего брата, и совершенно не подумав о том, что дорога на аэродром довольно длинная и трудная, он отправляется в путь.
Там, где взрослый тысячу раз всё просчитает, ребёнок всё делает по мере возникновения препятствий. Причём маленький человечек, как показано в рассказе, решает проблемы достаточно легко. Устали от долгой дороги – значит, просто надо сесть в траву и отдохнуть. Захотели пить – квасная бочка рядом. Купили квас, утолили жажду – и можно идти дальше.
О том, что дома их хватятся, дети даже не подумали. У них всё происходит естественно, словно само собой разумеющееся. Мальчик не чувствовал за собой вины, когда ушёл из дома вместе с братом, для него пусть до аэродрома был сродни приключению, но самое главное – впереди обоих ожидали самые настоящие большие самолеты! Поэтому он очень удивился, когда увидел машину, из которой выбежал папа. Можно себе представить, что дома почувствовал отец семейства, обнаружив пропажу обоих сыновей! Но, опять же, это может представить себе взрослый читатель, для ребёнка было ясно только одно: папа сердит не на шутку. Понять внутреннее состояние старших ребёнок не сможет, пока сам не повзрослеет. Я стал лихорадочно думать, как же случилось, что нас нашли, ведь никто не знал, куда мы шли… - одно это предложение говорит о том, что ребёнок сожалеет о том, что их секрет был раскрыт, но то, как перепугалсиь родители, он не понимает.
Малышу и в голову не пришло, что все те, кого они с братом встретят на своем пути, непременно запомнят двух малолетних «героев». Впрочем, как читатель понимает, то, что детей запомнили, это было к лучшему, а то поиски могли бы затянуться надолго.
В конце своего повествования автор показывает то, что мальчик оказался настоящим мужчиной. Наказанный ремнем и поставленный в угол, он молчал. Жалел он при этом только о том, что посмотреть на самолеты второй раз не удалось. Ну, а боль в ногах, которая последовала за длительным походом, лучше всяких нравоучений объяснила не привыкшему к дальним путешествиям мальцу, что прежде, чем пускаться в разного рода странствия, нужно много чего предусмотреть. И, конечно же, рассчитать свои силы.
Что сказать? Опыт, если даже он сопровождается не самыми приятными ощущениями, это в любом случае опыт.
Опыт, который дается жизнью каждому.
Стилистический анализ.
Данное произведение – это не мемуары, это воспоминания о событиях, которые произошли с самим рассказчиком. Поэтому хоть повествование и происходит от лица уже взрослого человека, его желание передать всё то, что он когда-то пережил в детстве – налицо.
Самолёты в рассказе всегда самолётики - именно так, как человек называл их в детстве. Только когда речь заходит о том, как мальчик читал Большую Советскую Энциклопедию, вот там уже появляется самолёт - ведь это взрослая серьёзная книга, и по-другому быть просто не может! И дальше – опять возврат в детство, где были самолётики – и только так.
Своё путешествие в самом начале рассказа главный герой называет не иначе, как авантюрой. Став старше, он понял, насколько рискованным (и – главное – сомнительным!) было дело, которое он предпринял вместе с младшим братом.
Наказанный, мальчуган стойко молчал. Наречие «стойко» хорошо передает внутренний настрой главного героя: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Даже в маленьком человеке уже видны черты настоящего мужчины, который не хнычет по каждому поводу.
В языке, которым написан рассказ, прослеживается стиль именно детского изложения, т.е. главный герой не анализирует, не делает попыток сопоставить события или дать оценку своему поведению – хорошим оно было или плохим – он просто рассказывает.
Причём рассказывает так, как будто с ним вся эта история произошла вчера.
Грамматические недочёты имеются в незначительном количестве, на общее восприятие текста они не влияют.
На основании вышеизложенного считаю, что произведение «Посмотреть самолётики» заслуживает высокой оценки.
| Помогли сайту Реклама Праздники |