Итак, сравнительный анализ!
Акро Авторам Фабулы 2
В дальнейшем я буду приводить интересующие меня фрагменты в "скрытой ссылке", чтобы не утяжелять текст. А по общей ссылке можно ознакомиться со всем произведением - и найти там себя, кто ещё не нашёл в первой подборке.
Это для меня пока внове и удивительно, но это рецензия на произведение Автора, который обращается вторично.
Можно даже вести речь об одной и той же тематике обращений: в первом случае была подборка акро-посвящений Авторам "Фабулы", и во втором - тоже.
Поэтому мы можем читать не только художественно, но и сравнительно, даже математически.
Так, например, в первой подборке было, на минуточку, 31 стихотворение.
Сейчас и здесь их количество достигает 21 - всё равно много.
Можно также попытаться сделать вывод: меняется ли стиль? заметен ли рост? Это замечательная возможность увидеть перемены воочию, буквально на твоих глазах - захватывающее ощущение.
Не знаю, как Вас, уважаемые читатели, а нас такая рецензия очень даже вдохновляет.
Остановимся на том, что нас удивило, чего не хватило, что понравилось.
Возглавляет подборку, конечно же, "ода шефу" - акро в честь Мелкора.
Маг! Создавший волшебный мир.
Его сайт "Фабула", кумир,
Литературных, творческих людей.
(размер этой строки резко выпадает из общего размера. В коротком стихотворении это скорее минус)
Копилка, творческих идей.
Объединил, поэта и писателя
Рука его, рука создателя!
С выводом не поспоришь, но я пыталась определить, что с поэтическими размерами уважаемого Автора? Местами они очень похожи, местами - не очень, но зачастую трудно вычисляемы. Потом сообразила - очень похоже на вариации дольника - "это стихотворный размер, занимающий промежуточное положение между силлабо-тонической и тонической системами стихосложения; с одной стороны, он не имеет метра и, соответственно, стоп, с другой - количество сильных долей (иктов) и интервалов между ними в дольнике упорядочено, но интервалы варьируются, составляя то два слога, то один, а доли могут быть как двусложны, так и трёхсложны" (из интернет-справочников).
В общем, и далее над размером можно будет голову не ломать - сам Автор не ломал. Он думал, как бы лучше раскрыть образ того или иного поэта. Если бы ещё разнообразил рифмы, то цены бы не было этой подборке. Рифмы простоваты. Зато акро - чёткое.
Стихотворение "Искра" интересно авторским подходом и решением самой идеи. Нет, все поэтические ошибки на месте, и я не буду на этот раз на них останавливаться - от лишних запятых до разной длины строк. Рифмы мне местами не понравились ("годы" - "невзгоды"), а местами - очень даже понравились ("словах" - "страх", "слова" - "основа"). Но здесь интересна идея: по инициалам конкретного человека Автор проводит и рисует свою картину философских размышлений: очевидно, того, что у него с этим человеком ассоциируется? Умиротворение, духовные основы, лирика, чувствительность души и высвечиваемые в стихах светлые и не очень стороны жизни - по смыслу хорошо, однако! Я бы не возражала. А уж "быть собой" - кто бы отказался, кто бы не захотел?
Шероховатости и огрехи техники бы только подтянуть... Но серьёзная заявка сделана.
Здесь Автор скорее личностен, чем философичен. Но вот рифма "подобрать" - "ваять" - "знать" - "понять" - это не находка. Все глаголы в неопределённой форме рифмуются. Душа просит поэзии, а получает словарь глаголов разного спряжения.
Амур, мне душу стрелами порвал
Воет душа! Как больно, если б знал
(прочитайте внимательно, с выбранным размером напрашивается "воЕт", а не "вОет", что требовали бы законы русского языка. Но ритмика диктует другое, и душа "воЕт")
И вряд ли сон способен успокоить эту боль
Не может выдержать душа, когда на ране соль
(вот повезло кому-то - ему прилетело стрелой Амура. Казалось бы, живи и радуйся, но не тут-то было: туда ещё и солью попали, как будто не из лука, а из берданки. Да, с такой двойной нагрузкой трудно жить. Я не к тому, чтобы просыпать свою пригоршню соли на страдания поэта, я к тому, что - откуда соль, граждане? В концепции мифов Древней Греции её не было, Амур свои стрелы вроде бы в соль не окунает)
На основе ядов создано много лекарств, в том числе и главное лекарство - смех. Если кому-то помогает - то почему бы и нет? Хуже, когда Авторы пишут пародии, которые никому не понятны и не смешны, кроме них самих, а воображают, что весь сайт запугали, и все дрожат при их появлении.
Всё надо делать со вкусом, удовольствием, толком и расстановкой - как адресат этого акро. Одно время я очень даже сильно напрашивалась стать его "объектом".
А, и ещё раз убеждаюсь, что общий ритм рецензируемого произведения - действительно "дольник": ловить тут размер оказалось делом зряшным и трудным. Зато смыслов - сколько угодно. Орфография и запятые не в счёт: "владеющЕя" я всё-таки не смогла пережить, поправила на "владеющая".
Вот с этим поспорю - почему "непризнанный", если как минимум здесь, как максимум читателями и как минимум Автором акро он признан? Пулитцера не получил, возможно - ну да мы тут многие его не получили, но это не мешает нам творить, на радость себе и людям. То же касается и адресата посвящения - очень позитивный человек, и его более чем признаЮт. Поэтому с эпитетом - не соглашусь, пожалуй. Может быть, не "непризнанный", а "скромный" - по смыслу?
Будем вместе Парнас штурмовать
Оды Музе прекрасной, слагать
Рысака Пегаса, седлать!
(ну вот это уже что-то народное, так лирично начали и фактически прибауткой закончили, на глаголах-инфинитивах. Но это присказка - не сказка, у нас ещё много стихов впереди)
Очень мило! Послание настолько очаровательно, что однообразие и шаблонность рифм почти не отвлекают: "день" - "тень", например.
Но рисуется трогательная и умиротворяющая картинка.
Надеюсь, Автору понравилось.
Это посвящение удивительному мастеру слова, и очень приятно, что в адресуемом ей акро Автор был особенно поэтичен и изобретателен по части образов. Здесь и горы, и фужеры в часть дня рождения, и "багровый лист", вызывающий красочные аллюзии, и в целом - трогательная осенняя картинка с добрым лучом солнца.
А вот по части размеров - это стихотворение особенно похоже на "стихотворение в прозе", местами ритм таков, что не напоминает даже дольник, он в каждой строчке попросту самостоятелен, особенно чётные строки "выпадают" из общего музыкального и поэтического ряда. Но, возможно, нужны и такие стихи, и окончательное впечатление создают яркие образы.
Внимание, спойлер!
Данная подборка содержит посвящение мне. То есть Вашей покорной слуге (или не очень покорной, тут уж как кому повезёт), в общем, "Слово Автора" тут встречается. Но в данном акро, посвящённом другому адресату, воспет сам рецензент. Так что, можно сказать, "профессионально", как коллега к коллеге, и я могу "примазаться")))
Нет, он не Бог и не Мессия
Контроль стихов его стихия
Его все помыслы чисты
Ведь не приемлет пустоты
Истинный поклонник Музы
Чистильщик, ценитель красоты.
(ну прям вылитая я! Хотя, конечно же, это не я, простите нахалку. Фамилия чётко читается в первых буквах строк, но мне нравится, как здесь говорится о рецензентах в целом. Только почему "чистильщик"? "Чистить" - это улучшать, убирать какие-то вещи, которые делают идею стихотворения замутнённой, не дают в ней разобраться, а мы можем только указать: "Не помыто", "Окрашено", "Вытирайте ноги", "По газонам не ходить")
Я жаловалась только на глагольную рифму, но здесь Автор решил удивить меня ещё и грамматической: "причалит" - "отчалит". Сам замысел ясен: приставки поменял - и в бой, чего проще. Но, по неписаным (или написанным) правилам поэтической техники, так лучше не делать, это и вызывает шутки в духе рифм "ботинок" - "полуботинок". В общем, я крайне недовольно.
А вот, наконец-то, и она - правда о фабулянах. Ща узнаем, кто мы такие на самом деле. "Хмельная орда, разгульно-пьяная от сонетов" тут рисуется. И эти ряды пополнились новым адресатом посвящений Автора. Но я вижу здесь не только подспудную правду о нашем скромном собрании, но и некую аллюзию к "дружеским пирушкам", своеобразному "Гаудеамусу" авторов - поэтов и сочинителей. Хотелось бы, чтобы так оно и было - я за дружбу. Автор акро явно - тоже.
"Я вас пишу" - однако, смелая мысль! Ощущается некая полемика-аллюзия с "нашим всем", солнцем русской поэзии Сан Сергеичем. Вот только фразу "Ароматом цветов густоты" я не сразу поняла, всё стоит в таких хитрых падежах, что общая идея как-то ускользает: кто тут объект, а кто субьект? Может быть, не допускать таких хитрых инверсий? Инверсия - изменение нормального порядка слов в предложении. Обычно имеет место в поэтической речи по требованию размера, но мы уже установили, что в размерах Автор очень волен. Попробуем разобраться: если переставить в обратном направлении, как в обычном предложении, то получится "Ароматом густоты цветов", то есть цветов столь много, "густота", что от них и аромат концентрированный. Ок, разобрались, ура-ура-ура.
Здесь новая литературная аллюзия и новый смысловой подход: в течение всего акро Автор спрашивает у адресата пожеланий, что адресат больше любит, что в этом акро хотел бы видеть? Интересно, что на этом можно построить целое посвящение))) Невидимая полемика завершается обещанием создать стихи - но вот они, созданы, уже перед нами - очередное акро.
А здесь я нашла поэтическое преувеличение. Оно есть и в предыдущем стихотворении, но здесь настолько явное, что не могу не отметить. Свеча - безусловно, символ: творчества, таинственности, некоего романтизма и ореола мистицизма. Но в данном случае она стоит в контексте:
Листок бумаги. Тусклый свет свечи -
И вот уже легли неровно строки.
Автор так часто использует образы XIX века, очевидно, обращаясь к образцам классической поэзии, что доходит до забавного - ну вот при каком свете свечей сегодня можно сочинять стихи? Ещё бы и гусиным пером - тогда и вовсе было бы похоже. Мы пишем шариковой ручкой или набираем сразу на компьютере, да и свечи у нас - электрические. Когда это даётся не как образ, а как описание процесса творчества, то вызывает небольшую долю скепсиса. Нет, я не против образности, но вот здесь почему-то эти "свечи" поданы иначе, не как символ, а как осветительный прибор, и наводят на прозаическую мысль о перебоях с электроэнергией.
Этому акро повредило отсутствие тире. "Лекало - облаков отряды, А нить - сверкающий ручей" было бы лучше.
Но образность очень яркая, всё взаимосвязано. А "алмазная дымка" в конце вызвала у меня целый шквал ассоциаций: есть такой, довольно современный вид творчества - "алмазная вышивка". И это очень увязывается с первоначальным образом о швее, волшебнице, создающей волшебный наряд.
Это стихотворение не только одно из самых целостных и завершённых по образности, но и одно из самых ритмически выдержанных. Любо-дорого читать, прошлись ровненько. Дольник - уже и не дольник, он плавно превращается во что-то более зримое, ощутимое и вычисляемое, во вполне популярный и узнаваемый ямб. А небольшое отступление от ритма в двух последних строчках выглядит как поэтический приём - акцент на "финише".
Ну и здесь, в этой подборке, есть посвящение рецензенту, которое я уже спойлерила. Разбор данной части могу выразить в двух словах: "Мне понравилось!" - и благодарности Автору. Не так уж часто читаешь посвящение рецензенту, это такая редкость - не тапочек, не помидор, а стихи, и поэтому я останавливаюсь, недорецензировав это произведение, но - несомненно, дочитав.
Стихотворение в общей концепции дружеских посланий авторам сайта "Фабула".
Как говорится, ну, за идею!
Оценка:
5 - за смелость (обратиться к рецензенту - заказать рецензию способен только истинный герой)
5 - переходящий вымпел (знамя, кубок, флажок, приз рецензентских симпатий, плюс в карму) в разных номинациях.
Здесь
7
- за чувства добрые, что лирой пробуждал
- за технику акро.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Это Вы о себе так?