Рецензия на стихи "Опрокинутые вишни. Чуть надкушенное лето" от автора Владимир ЛитвишкоОпрокинутые вишни. Чуть надкушенное лето
Опрокинутые вишни.
Чуть надкушенное лето.
Мы играем в третий лишний,
вскользь условившись об этом.
Нарочито взгляд бесстрастен
и улыбки белозубы.
Над красавицей не властен.
Видишь грудь, глаза и губы.
По утрам, к столу - все вместе.
Позже - на море прогулка.
Комплименты. Привкус лести.
Сердце бьющееся гулко.
Вечера уносит флиртом.
Остроумьем стол искрится.
Отдают настойки спиртом.
Перед сном краснеют лица.
Дни сплетает жаркой лентой.
Духота стоит над пляжем.
Ты - не выиграл ни цента.
Шаг вперёд не сделан даже.
Нет у девы предпочтений.
О победе думать рано.
Пыл усилий. Море лени.
Тень курортного романа.
___________________________
Недлинное стихотворение писано короткими фразами – мазками поэтической мысли. Перед глазами умозрительно предстаёт довольно симпатичная картина курортной любовной интриги; по масштабам скорее "интрижки", но "интрижка" - невкусное слово, и потому пусть будет "интриги". Герои молоды и полны эротического томления, но волны их желаний разбиваются о скалу неприступности юной красавицы. Вероятно, такая игра забавляет и её, но проведена черта, за которую не заступить. Зато можно вдоволь насладиться флиртом.
Чувствуется рука опытного стихотворца.
В процессе чтения стихотворения отметил для себя несколько моментов, вызвавших вопросы.
Опрокинутые вишни.
Чуть надкушенное лето.
Мы играем в третий лишний,
вскользь условившись об этом.
У слова "опрокинуть" есть два толкования: литературное и просторечное/разговорное.
Литературное - подразумевает предмет, который повернули, перевернули, поставили набок, вверх дном. (пр.: опрокинутая чашка).
Разговорное - подразумевает некое содержимое, которое вывалили наружу из некой (опрокинутой) ёмкости, сосуда, носителя. (опрокинутые вишни из стакана)
Кто чувствует разницу, того слегка "царапнут" "опрокинутые вишни". И, поскольку они в первой же строке и даже вынесены в заголовок, я бы заменил на иное слово.
Нарочито взгляд бесстрастен
и улыбки белозубы.
Над красавицей не властен.
Видишь грудь, глаза и губы.
Вернёмся к фразам-мазкам. Сразу вспоминаются "раскадровка" Блока:
"Ночь, улица, фонарь, аптека."
При всей краткой наглядности, порой мазкам не хватает завершённости и стилистического сопряжения.
Если бы мысль не была бы скована размером поэтических строк, можно было бы сказать так: "над красавицей не властен, и возможно было лишь взглядом касаться груди, глаз и губ". Подобную длинную мысль не втиснуть в заданную строку – и это проблема для поэта. Всяк справится по-разному. В данном случае:
Над красавицей не властен.
Видишь грудь, глаза и губы.
С одной стороны – всё понятно, с другой стороны – одного слова "видишь" стилистически и по смыслу не хватает для удачного сопряжения. Получается отрывисто. Впрочем, на помощь приходят читательские знания и опыт, которые дорисовывают то, что не отразил автор.
По утрам, к столу - все вместе.
Позже - на море прогулка.
Комплименты. Привкус лести.
Сердце бьющееся гулко.
Вечера уносит флиртом.
Остроумьем стол искрится.
Отдают настойки спиртом.
Перед сном краснеют лица.
Здесь всё так же писано мазками, но в них присутствует завершенность мысли, посему не вызывают каких-либо нареканий.
Разве что в строке "Комплименты. Привкус лести" левая и правая стороны настолько близки, что напрашивается стилистическое сопряжение. Например: "В комплиментах привкус лести".
Дни сплетает жаркой лентой.
Духота стоит над пляжем.
Ты - не выиграл ни цента.
Шаг вперёд не сделан даже.
Нет у девы предпочтений.
О победе думать рано.
Пыл усилий. Море лени.
Тень курортного романа.
Здесь я задумался над парой моментов.
"Духота" – в этом слове есть одна тонкость, когда мы говорим об окружающей атмосфере. Чаще слово "духота" употребляют в связи не с жарким, а несвежим воздухом. В самом слове корень "дух" на это, как бы, намекает. Когда, скажем, в комнате множество людей "надышали" (своим "духом"), то образуется та самая "духота". А вот в родственном слове "душно" следует характеристика не окружающей атмосферы, а человеческое состояние. Мне "душно" – значит, не хватает воздуха, а такое может быть и на пляже. Очень близкие, но различающиеся понятия, и эту разницу мало кто замечает. Таким образом, вряд ли "духота" стоит над пляжем, скорее "зной".
Второй момент связан со строками:
Ты - не выиграл ни цента.
Шаг вперёд не сделан даже.
Как следует из стихотворения, претендентов на внимание дамы – двое. "Ты - не выиграл ни цента." – очевидно, обращение к конкуренту. Но и литгерой, ведущий разговор от первого лица, надо полагать, не продвинулся ни на копейку. В таком стихотворении, описывающем соперничество, говорить только о "провале" соперника явно не достаточно, половинчато. Я бы посоветовал отразить обоюдное фиаско. Например:
"Ты (он) - не выиграл ни цента,
Да и я - копейки даже"
Можно поиграть со словами "копейка", "грош"...
Собственно, это не обязательно, а всего лишь пожелание.
Что в итоге?
В итоге всё очень мило. Мне понравилось... Зацепило ностальгическое.
Лично я никогда таких пари не заключал, но случаи, когда мне с другом нравилась одна девушка, были.
Оценка?... Ну, не знаю причём тут вообще оценка. Понравилось и всё..., пусть без восторженных прыжков до потолка, но пришлось по душе.
Обычно, если поэт слабенький, то делаешь послабление, а тут не тот случай. Нехай будет по-строгому.
С учётом указанных моментов — 8 баллов.
Автору — больших творческих удач и удовольствия от процесса!
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
(оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________ Оценка произведения: 8 |
Позволю себе небольшое авторское уточнение, или пояснение.
Жара. Лень. Алкоголь. Лёгкий флирт по принципу - пусть девушка выберет того, кто более интересует её, сама.
Опрокинутые вишни - просто отсылают читателя к приведённой перед стихотворением акварели, и, как бы намекают на некоторую свою "домашнюю" доступность. Не нужно лезть через забор, чтобы их сорвать, условно говоря. Согласитесь, что активно общающаяся с обеими ЛГ дама, сидящая в кресле-качалке или гамаке - более соответствует этому образу, чем неприступно проходящая мимо них на улице, к примеру.
Литературный герой ведёт здесь речь от первого лица, глядя на себя, слегка со стороны. Поэтому слова "ты не выиграл ни цента" обращены им к себе самому, как впрочем и всё стихотворение. Честно говоря противник - приятель и не волнует ЛГ, и не особо интересует. Возможно это и не приятель вовсе, а просто случайный знакомый появившийся на отдыхе по месту проживания ЛГ.
Если получится у ЛГ добиться от предмета воздыханий, чего-то более существенного, чем щебетание и улыбки - хорошо. Не получится, значит всё окончится приятным общением за столом и на пляже. Тоже неплохо.
Мы ведь не знаем ни возраста всех трёх участников этого небольшого флиртующего коллектива, ни степени и глубины их возможного предварительного знакомства до отдыха, ни избранной ими в данном случае стратегии поведения.
Согласитесь, что некоторая разница в возрасте возможно играет для девушки какую-то роль.
А жара, лень и алкоголь, и рамки установленные для общения самой девушкой - видимо не располагают форсировать выстраивание этих взаимоотношений, в данном конкретном случае.