Коробка надежды
Лежала коробка уж несколько лет.
Тоскливо жила в ней надежда большая.
Пять лет прожила, результата и нет.
Проститься решил с ней он, тяжко вздыхая.
Надежда угасла, мечты больше нет.
Он очень хотел найти душу родную!
Но в сердце его уж погас яркий свет,
На поиски время он тратил впустую…
Простившись с коробкой - последней надеждой
Он жить продолжал, но без светлой мечты.
Но Чудо в коробке, что бросили прежде,
Вернулось обратно с большой высоты!
И души нашлись, и сплелись воедино!
Теперь их не сможет ничто разлучить!
История эта проста и невинна,
Но чтобы прочувствовать - надо прожить…
_______________________________________
Разберём стихотворение.
Забегая вперёд, скажу, что обнаружил в стихотворении множество в основном смысловых "косяков", что в значительной степени обесценивает стихи. Поэтому высокой оценки, к сожалению, не будет.
"Коробка надежды"
Для начала меня "покоробила" "коробка надежды". Ну, не название это для лирических стихов. "коробка надежды" звучит, как "миска счастья", "табуретка благополучия", "корыто желаний" или "чекушка любви". Для юмористических стихов это стало бы находкой, но для чувственного стихотворения - это совсем не то.
Лежала коробка уж несколько лет.
Тоскливо жила в ней надежда большая.
Пять лет прожила, результата и нет.
Проститься решил с ней он, тяжко вздыхая.
По поводу "Тоскливо жила в ней надежда большая":
Необходимо осознавать, что надежда растёт с возрастанием шансов на успех. И наоборот. Это для людей мыслящих логически. Например, надежда купить батон хлеба просто огромна, если поблизости супермаркет (шансы велики). А надежды стать олигархом, если ты сын столяра и консьержки, просто мизерны (шансы ничтожные).
Поэтому тоскливая надежда, пребывающая в унынии, может означать лишь, что шансов обрести мечту совсем немного. Что подтверждается отсутствием результата в течение пяти лет. То есть надежда мизерная. А автор пишет, мол, большая. Но "большие надежды" связаны с воодушевлением, а не с тоской. Нестыковка... Совсем не сходится. И ситуация вырисовывается надуманной, противоречивой.
Надежда угасла, мечты больше нет.
Он очень хотел найти душу родную!
Но в сердце его уж погас яркий свет,
На поиски время он тратил впустую…
Вот одна из рифм первых двух строф: "лет-нет-нет-свет". Не слишком ли много зарифмованных "нет". Тавтология, а тем более в рифме - не красит.
В "Он очень хотел найти душу родную!" – ритм сильно подкачал. Если читать, выдерживая заданный изначально ритм (амфибрахий, "_ / _"), то слово "найти" остаётся вообще без ударения. А такого быть не должно.
Далее автор пишет о погасшем в сердце ярком свете. Я в недоумении.
Литгерой уже 5 лет пребывает в тоске, унынии, а автор говорит о погасшем ярком свете. "Уж погас" (уже погас), то есть на данный момент погас. Надо полагать, "ярко-тоскливый свет" погас. Причём и надежда "угасла" и свет "погас". Снова тавтология.
Простившись с коробкой - последней надеждой
Он жить продолжал, но без светлой мечты.
В предыдущей строфе "надежда погасла", то есть её не стало. Однако, после этого речь идёт о некой "последней надежде". Очевидно, в предыдущем акте угасли надежды предпоследняя, пред-предпоследняя и четвертая с конца, а с последней литгерой простился в акте следующем. А может, ещё какая завалялась..., самая наипоследнейшая?
Но выясняется ещё более горестное обстоятельство: последней надеждой героя была сама коробка. То есть не угасшая мечта, а изделие из картона ...или древесины. Печально.
Но Чудо в коробке, что бросили прежде,
Вернулось обратно с большой высоты!
Вероятно, надежда всё же не погасла - нас ввели в заблуждение - её бросили, швырнули в высоту (большую высоту, заметьте) и теперь она под воздействием силы тяжести вернулась обратно. Опасная эта надежда... Могла бы попасть по голове.
И души нашлись, и сплелись воедино!
Теперь их не сможет ничто разлучить!
История эта проста и невинна,
Но чтобы прочувствовать - надо прожить…
К сожалению, мне как рецензенту и читателю прожить-прочувствовать не удалось.
В известном фильме "Формула любви" звучит песня "уно, уно моменто..., сакраменто, сентименто". Там история кончается совсем печально: "бедная девушка ждала ЕГО на берегу. Ждала-ждала, пока не дождалась. Она сбросила с себя последнюю одежду и тоже бросилась в бурное море. И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.".
Но в рецензируемом стихотворении всё закончилось так же "уномоментально", ...но куда оптимистичней! К радости благодарного читателя... :)
_______
Авторская ошибка состоит в том, что в погоне за красивыми метафорами автор увлеклась. Она не пишет о конкретных личных проблемах героя, о жизненных препятствиях, о поиске родной души, не пишет в чём должно состоять родство душ, а увлеклась эстетикой описания процесса. И роли играют уже не живые люди с их достоинствами и недостатками, а коробки, непонятные души, надежды и т.д.. Отсюда и тоскливый яркий свет погасшей предпоследней надежды, летящий в коробку с большой высоты.
Конечно же, существуют замечательные стихи, посвященные надежде, душе, удаче... Вспомните, например:
"Надежда - мой компас земной, а удача - награда за смелость..."
Песня была бы пуста, если бы эфемерная надежда то исчезала, то возвращалась, то превращалась и т.д.
Но автор пишет и о другом, жизненном, конкретном и делает это прекрасно:
"Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома,
Снова между нами города,
Взлётные огни аэродромов.
Здесь у нас туманы и дожди,
Здесь у нас холодные рассветы.
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты…
Ты поверь, что здесь, издалека.
Многое теряется из виду.
Тают грозовые облака,
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы".
Сравните.
Лирическая поэзия это нечто неотрывное от жизни в её любых проявлениях, порой неэстетичных, но реально цепляющих за душу своею правдой. Не стоит писать из одного побуждения хоть что-нибудь красивое написать.
Увы, но моя оценка =3 балла.
Надеюсь, не обидел. Критика - не в обиду, если по просьбе и по делу.
Однако, желаю творческих успехов! Может иные стихи получатся более удачными.
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Думаю автор запросил рецензию от желания расти и развиваться. потому и попросил указать на ее ошибки и недочеты.
Собственно Рецензент, на мой взгляд, с этим справился - все обоснованно, доходчиво и компетентно объяснил автору.
Мне только не понятно зачем куча ВЗРОСЛЫХ людей (не ко всем комментаторам относится), накинулись на молодого автора?!
Ударить побольнее - отбить желание писать? Зачем? Почему ? - мне не понять!
Да может она не подобрала слог, рифму,такт, не так смогла выразить свои чувства...ну так и что? Она только учится!
Возьмите да помогите - советом - делом!
Дерьмом поливать - оно всегда легче - чем его разгребать!