Рецензия «Рецензия на стихи "Растоптанная душа" от автора Елена Соседова (Эллен)»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Растоптанная душа
Оценка: 4.5
Баллы: 6
Читатели: 316 +2
Дата:

Рецензия на стихи "Растоптанная душа" от автора Елена Соседова (Эллен)

Растоптанная душа


Вновь весна, и опять не спится,
Не поётся душе, как прежде,
Не взлететь ей свободной птицей,
Потеряла давно надежду...

Растоптали, изгадили душу,
И рубашку смиренья надели,
Да ворон заставили слушать,
Чтобы  в ней соловьи не пели!

В горле-крик… не найти спасенья!
Рукава затянули покрепче,
Мне дожить бы до Воскресения,
Может, станет немного легче…

И душа крылья вновь расправит,
Воспарит снова над землёю!
Жаль... нельзя ничего исправить,
Ухожу, душу взяв с собою...


___________________________

Разберём стихотворение.

Вновь весна, и опять не спится,
Не поётся душе, как прежде,
Не взлететь ей свободной птицей,
Потеряла давно надежду...


Первое, что бросается в глаза, это неровный ритм. Вот его схема:

_ _ / _ _ / _ / _
_ _ / _ _ / _ / _
_ _ / _ _ / _ / _
_ _ / _ _ / _ / _

Перед нами смесь трёхсложного с двухсложным ритмом. Заметим, однако, что в каждой строке ритмическая схема (_ _ / _ _ / _ / _) повторяется, подобная ритмика именуется Логаэдом. Конечно же, это корректно при условии, что далее и до самого конца эта схема будет повторена. Забегая вперёд, посмотрим ритмическую схему второго четверостишия:

_ _ / _ _ / _ _ / _
_ _ / _ _ / _ _ / _
_ _ / _ / _ _ / _
_ _ / _ _ / _ / _

Как можно увидеть, здесь начался полный разнобой, который сильно обесценивает стихи. На мой вкус, уж лучше писать верлибром, который мало к чему обязывает, чем слагать стихи с ошибками ритма. Но есть альтернатива: постараться не ошибаться ;). Это несложно и требует лишь внимательности.
Но возвратимся к первой строфе.

Итак, опять весна, не спится, душе не поётся, не летается птицей и нет надежды.

В строфе содержится ряд смысловых ошибок и шероховатостей.
Когда автор пишет "вновь весна", "опять не спится", он словами "вновь" и "опять" указывает на повторяемость некого явления и связанной с ним проблемы.
Например, "опять весна", а значит "опять распутица, по которой вязнут даже трактора". Обратите внимание на то, что проблема связана именно с "опять весной" (!), а значит есть стопроцентная надежда, что придёт "опять лето" и проблемы "опять весны" исчезнут. Но надежду на разрешение проблем литгероиня потеряла давно! То есть проблема потерянной надежды никак не связана с "опять весной" и с "опять не спится"...
Такие несостыковки следует замечать. Русское литературное слово должно быть осмысленно и весомо.

Далее, у большинства людей весна ассоциируется с пробуждением к новой жизни, к новым свершениям и надеждам, а у автора всё наоборот. Отметим метафору с птицей. Весной, как известно, прилетают перелётные птицы, стартуют птичьи свадьбы, базары... В итоге, у автора погибает метафора, поскольку отсутствует корреляция авторского душевного состояния с весенним птичьим настроением.

Далее отмечу заезженность словесной атрибутики: "весна, душа, не спится, птицы, надежды". Правда, есть надежда, что всё как-то заиграет в последующих четверостишиях.

Растоптали, изгадили душу,
И рубашку смиренья надели,


И снова про душу. К слову, в последней строфе стихотворения есть ещё два упоминания души: "и душа крылья вновь расправит" и "ухожу, душу взяв с собою". Слишком много "душ" и почти ничего познавательного о самОй душе.

Не понятно так же, кто эти злыдни, что "растоптали, изгадили душу и рубашку смиренья надели"... Соседи по даче? Врачи-психиатры? Налоговая инспекция? Никакой информации.
Но читателям недурно было бы знать кто и зачем надел смирительную рубашку. Если это, скажем, насильники, читатели посочувствовали бы литгероине; а если это врачи, то, возможно, посочувствовали бы врачам. Для достижения читательского сочувствия недостаточно писать о страданиях души (о самом их наличии), но необходимо донести до читателя суть проблемы, причины, источник, обстоятельства..., дабы читатель мысленно поместил себя на место литгероя, примерил на себя "проблемы" и вошел с героем в чувственный резонанс.

"Рубашка смиренья" – неологизм такой? (производный от "смирительная рубашка").
Вроде "резинка жевания" от "жевательная резинка". С такими фразеологическими метаморфозами обращаться бы осторожнее.

Да ворон заставили слушать,
Чтобы  в ней соловьи не пели!


Таки это были не врачи, а меломаны-орнитофобы :).
Здесь основная претензия относится к "в ней". "В ней" - это в чём? ...В рубашке смирения ... соловьи не пели?
Если серьёзно, то такое местоимение обычно указывает на последний упомянутый объект. В данном случае на смирительную рубашку, а не душу.

В горле-крик… не найти спасенья!
Рукава затянули покрепче,


Чередование устойчивых ассоциаций с птицами и устойчивых ассоциаций со смирительной рубашкой, по-моему, так же не красит стихотворение.

Мне дожить бы до Воскресения,
Может, станет немного легче…


Ну, вот...! Всё-таки есть надежда, что станет легче. А то сначала утверждалось, что надежда давно потеряна.

И душа крылья вновь расправит,
Воспарит снова над землёю!
Жаль... нельзя ничего исправить,
Ухожу, душу взяв с собою...


Если душа воспарит над землёю (а тело, надо полагать, останется на земле (хоть физически, хоть метафорически)), то нельзя "уйти, душу взяв с собою". Птиц в полёте пешеходам за пазуху не засунуть.

________

По-моему, много ошибок набралось:

Во-первых, техническое исполнение подкачало.
Во-вторых, имеет место множество смысловых ошибок, погрешностей, нестыковок.
В-третьих, имеет место недостаток информации о литгероине, о её конкретных проблемах, об источниках проблем. Получились стихи о неопределённой душе, беспричинном насилии, о птицах различных пород и смирительной рубашке.

В принципе, поменьше "красивостей", побольше определённости, побольше внимательности в техническом плане и всё было бы тип-топ.

А так, увы, пока 4 балла.

Творческих находок автору!
Здоровья и благополучия!

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 4

Реклама
Обсуждение
     12:01 09.03.2022 (1)
Благодарю за подробный разбор стихотворения.
Никогда  не думала, что выплескивая в данную конкретную минуту  эмоции, их нужно ваначале "причесать", соотнести с событиями прошлого, заглянуть в будущее и выстроить сюжет стихотворения, опираясь на массу деталей,  начиная  с весенней распутицы и застрявших на проселочной дороге тракторов, заканчивая листопадом и отлетом птиц на юг.
 Никогда   не "разжевывала" стихи  читателям.
На мой взгляд,  у каждого может быть собственная версия происходящего в стихотворении.
Но правилам приходится подчиняться.  Что ж, буду учиться  писать стихи по правилам.
Ещё раз благодарю за ваше мнение о стихотворении. 
     22:19 09.03.2022 (1)
1
Спасибо за ответ.
Заранее смирился с тем, что на меня обидятся за критику. Рад, что не угадал. :)

Все проходят эти этапы.
     01:23 10.03.2022
Благодарю  от всей души!
Ну что же , обидеться можно. Для этого много ума не нужно.  Важно другое - обиды нужно уметь прощать, а ещё лучше - совсем не обижаться,  особенно на критику.

 Желаю вам от всей души  удачи и  терпения,  при разборках  стихов, подобных этому.
Реклама