Рецензия «Рецензия на стихи "Тщеславие" от автора Никос Цакилидис»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Рецензия на: Тщеславие .
Оценка: 5
Баллы: 10
Читатели: 556 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Тщеславие" от автора Никос Цакилидис

Тщеславие

Как труден и безрадостен порой
Наш путь среди разливов бесконечных
Тщеславия , где всяк себе герой ,
Наставник и ревнитель безупречный .

Где всяк себе свидетель и судья ,
Расчётливый слуга и повелитель
И на подмостках шатких бытия
Надменный режиссёр и исполнитель .

Кто лишь себе стремится угодить ,
Порывам необузданным внимая ,
Значительность любую утвердить ,
В гордыне никого не признавая .

Забыв причинно-следственную связь
И вечные каноны презревая : 
Сегодня ты в князьях , а завтра - в грязь ,
А дальше - куда выведет кривая .

И главную повсюду ищет роль -
Пусть поперхнутся завистью коллеги -
Фортуною обласканный король
Признания , чинов и привилегий .

Тщеславие - моральная корысть
И к славе неуёмное движенье ,
И мы готовы всякого загрызть ,
Кто зарится на наше положенье .

На статус популярного певца
И звание завидного поэта ,
Для нас чужие души и сердца -
Обычная разменная монета.

_________________________________


Приятно, когда попадаются стихи, где критику почти никакой работы :)

Есть только два момента, на которые я бы обратил внимание.

1.
Кто лишь себе стремится угодить ,
Порывам необузданным внимая ,
Значительность любую утвердить ,
В гордыне никого не признавая.


Глагольная и деепричастная рифмы простоваты «угодить-утвердить», «внимая-признавая».


2.
Как труден и безрадостен порой
Наш путь среди разливов бесконечных
Тщеславия
, где всяк себе герой ,
Наставник и ревнитель безупречный.


Автором определены некие «мы» - люди, которым труден и безрадостен путь среди разливов бесконечных тщеславия.

Маленькое «лирическое отступление»:

Тщесла́вие (от тщетный (напрасный) + слава) — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождающееся желанием слышать от других людей лесть. ((с) Википедия)

В той или иной степени тщеславие заключено в каждом человеке, как социальная характеристика. В людях почти всегда присутствует «стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих». И весьма часто люди ощущают в себе превосходство в чём-либо над теми или иными соплеменниками. А, значит, тщеславие – это своеобразная мерная шкала для всякого человека. Получается нетщеславный человек – это человек, чьё «тщеславие» не имеет завышения по этой шкале.
В таком случае наряду с завышениями по этой шкале нежелательны и занижения. Заниженное тщеславие или честолюбие может соответствовать полной инертности, асоциальности, эгоцентричности и т.д. То есть желательно быть в норме, знать меру.

Противовесом, сдерживающим фактором тщеславия может послужить самокритичность, уважение к другим людям и их достижениям.


Вернёмся к стихотворению.

Поэтому, если тем «нам», от имени которых высказывается автор, трудно и безрадостно среди "разливов тщеславия", значит «мы» в понимании автора - это люди знающие меру, уважающие других и неприемлющие тщеславие.

Однако в конце стихотворения у автора изменяется понимание «мы». Такое впечатление, что автор забыл изначальное своё определение.

И мы готовы всякого загрызть,
Кто зарится на
наше
положенье.

Для нас чужие души и сердца -
Обычная разменная монета.


В итоге, из-за неясностей в определении «мы» (то ли люди, нетерпимые к явлению, то ли готовые сами загрызть кого угодно за положение) теряется часть искренности всего стихотворения в целом. Я бы заменил всех «мы» и «нас» в конце стихотворения на «них», вроде: «для них чужие души и сердца - обычная разменная монета». То же и со словами «загрызть, кто зарится».
___

Стихи мне понравились, и оценка моя высока = 8 баллов.
Всегда приятно почитать.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо написали, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________

Оценка произведения: 8

Реклама
Обсуждение
     22:23 22.10.2020
1
Благодарю всех уважаемых авторов , принявших участие в обсуждении моего стихотворения . Ваши отзывы и замечания ,
несомненно , полезны для меня и послужат необходимым фактором в совершенствовании моего творчества .
Особая благодарность уважаемому Александру О . , который нашёл время и желание посвятить мне столь пространную и не лишённую дружелюбия рецензию , давшую мне надежду на некоторые  будущие успехи в написании стихов .
С искренним уважением и благодарностью ко всем !
     10:04 19.10.2020 (1)

И мы готовы всякого загрызть,

Не почувствовали ли Вы тут некий намек на литературного критика?

Не явилось ли это для вас сдерживающим фактором,отчего  сильно "грызть" не стали 
     10:13 19.10.2020 (1)
Не почувствовал.
Видать, не обременён тщеславием. ;) Так..., разве что в незначительной степени. :)
     11:00 22.10.2020
В Петренко  Когда нужно запечатлеть предмет (событие в динамике),  глагольная рифма самое подходящее средство.
     08:00 19.10.2020 (1)
1
Стихотворение великолепно - и по значимости, и по форме текста!
Единственное, на мой взгляд, замечание;

Забыв причинно-следственную связь
И вечные каноны презревая :
Сегодня ты в князьях , а завтра - в грязь ,
А дальше - куда выведет кривая .

Кажется ударение в последней строке "кУда", я не ошибся?
     10:05 19.10.2020 (1)
Точно. Еще и это.

Увлекся, понимаешь... Не заметил.

____
p.s.

А самое интересное, что при чтении в слух, ...да, при актерской манере чтения, ... да, при прочтении "куда" без акцентирования (как бы пиррихием), с ударом на "ы" в слове "выведет" - и всё нормально :)) Но в классическом понимании - небольшой сбой. Вы правы.
     22:01 20.10.2020 (1)
В упор не понимаю и не слышу при прочтении ударения на "У". Изначально у меня оно читается нормально.
     00:44 21.10.2020 (1)
1
Поясняю.
Ритм стихотворения:

_ ! _ ! _ ! _ ! _ ! _     (ямб) накладываем ритм на строку. Все акцентированные гласные обозначим заглавными буквами.

аАль-шеУ-да-вЫеЕт-криА-я

Вот и получается, что если следовать ритму, то читать следует "кУда", то есть неправильно, а если прочесть нормально "кудА", то страдает ритм.
_____________

Но есть своеобразный "хак" (который вы использовали, можно сказать, инстиктивно). Слово "куда" тоже можно прочитать как пиррихий, то есть без ударения. И тогда на слух ошибка почти незаметна. И всё же это маленький брачок, поскольку в русском языке нет слов без ударений.
     23:11 21.10.2020 (1)
Разъяснение принимаю, более того, Вы абсолютно угадали, как я читаю в таких случаях - без ударения. Но в поэтической практике (особенно у классиков) встречаются ещё куда более страшные прегрешения: ударение делается и подавно не на тот слог, где оно должно быть. А это уже побольше "брачок", нежели произносить без ударения. Но всё это, на поверку, оказывается допустимым и оправданным для автора (и в поэзии в целом), если произведение удалось, а сам автор - достаточно авторитетен. То есть, когда это имеет место быть у знаменитости, то это "гениальная находка", ну, а у начинающего автора - "маленький брачок". Разве не так?
Нет-нет, Александр, я не спорю даже - просто рассуждаю... Да и голый академизм в поэзии не всегда оправдан.
     03:09 22.10.2020 (1)
1
Если брать Пушкинские и более ранние времена. Времена Ломоносова, Державина. Поэзия, как искусство, только развивалась... методом проб и ошибок. Принятых допущений, искажающих литературный язык было больше. Короче говоря, так было принято. Но это не значит, что такие приёмы и стиль должны нравиться. 
     09:11 22.10.2020
"это не значит, что такие приёмы и стиль должны нравиться"
Охотно верю. Но лично для меня, оттого вероятно, что я не искушён в теории стихосложения, они не то, чтобы "должны", а просто нравятся, если ненавязчивы и хорошо ложатся на слух. Но и Ваши доводы, безусловно, авторитетны для меня. Делаю вывод (для себя): в поэтическом творчестве, конечно же, надо стремиться к идеалу, но, дабы не разочароваться в своих способностях что-либо закончить, иногда следует делать уступки "золотой середине".
А вот с другим тезисом:
"Принятых допущений, искажающих литературный язык было больше"
я бы поспорил в части "искажающих". Впрочем, спорить не буду, так как недостаточно компетентен. Просто предположу, что указанные допущения у классиков не искажали литературный язык, а являлись его естественным развитием, проявлением "живого процесса", как впрочем и в наше время. Но этот "живой процесс" шёл и идёт не в вакууме, а в литературном сообществе, где в разные периоды времени превалируют те или иные предпочтения.
     21:51 20.10.2020 (1)
1
В первом пункте рецензенту не возражаю. Но мне кажется, проблема глагольных рифм в критике слишком надумана. Она отражает лишь в той или иной степени субъективное восприятие эстетики стиха критиком. В чисто читательской же среде это не режет слух. Многие произведения Вероники Тушновой остаются востребованными и любимыми читателем несмотря на то, что в них изобилуют глагольные рифмы.
Со вторым пунктом, пожалуй, соглашусь полностью.
     01:08 21.10.2020 (1)
Глагольную рифму ухо отличает легко. И её простые формы воспринимаются как нечто простоватое, неполноценное. И особенно часто этими формами пользуются именно начинающие (поскольку подыскивать глагольную рифму куда легче, чем иную), тем самым такого начинающего автора можно угадать на раз.

Но если кому-то нравится "глаголить" - его воля. "Каждый выбирает для себя"
     22:50 21.10.2020 (2)
1
"тем самым такого начинающего автора можно угадать на раз"
Ну да, ну да...

А знаешь, всё ещё будет!
Южный ветер еще подует,
и весну еще наколдует,
и память перелистает,
и встретиться нас заставит,
и еще меня на рассвете
губы твои разбудят.
Понимаешь, все еще будет!
В сто концов убегают рельсы,
самолеты уходят в рейсы,
корабли снимаются с якоря…
Если б помнили это люди,
чаще думали бы о чуде,
реже бы люди плакали.
Счастье — что онo? Та же птица:
упустишь — и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
тоже ведь не годиться,
трудно с ним, понимаешь?
Я его не запру безжалостно,
крыльев не искалечу.
Улетаешь?
Лети, пожалуйста…
Знаешь, как отпразднуем
Встречу!

(Вероника Тушнова)

И тд и тп...
Можно, конечно, и из классиков кое-что при вести. Но ведь я не в принципе против  осуждения глагольной рифмы (даже где-то согласен с Вами), а говорю лишь, что это в бОльшей степени субъективное восприятие критиков, нежели объективный изъян художественного произведения. Ну, не нравится это кому-то, особенно тонко чувствующим поэзию, и всё тут. Ничего с этим не попишешь...
     02:49 22.10.2020
1
В моём ответе не зря я употребил фразу "простые формы" (глаголов).
У поэтессы простая форма только одна: "томиться-годиться".

Далее... Полностью согласен с Красиловым.

Самый интересный ответ на всё это: а попробуйте написать так же!
Но чтобы сделать маленькое чудо, нужно быть чудотворцем.
То есть нужно быть исключением из правил.

И, наконец, по моему мнению, в песне это слушается интереснее, чем стихотворением. 
     23:03 21.10.2020 (1)
1
Очарование стихотворения Вероники Тушновой не в том, что там использованы глагольные рифмы, а в том, как они использованы. Обратите внимание - во всём стихотворении нет ни одной мужской рифмы. Все рифмы - женские и две дактилических (с якоря - плакали, безжалостно - пожалуйста).
Автор поставил как бы автограф на стихотворении: женские рифмы - стихотворение написано женщиной.
     23:30 21.10.2020
Согласен с Вами, Александр. А разве я говорю, что нужно идти по пути наименьшего сопротивления и использовать глагольные рифмы ради глагольных рифм? Напротив, если они вписываются в содержание и форму и не режут слух при чтении, то почему бы и нет, тем более, если автор не злоупотребляет ими. В современных же дискуссиях тренд идёт к тому, чтобы наложить табу на глагольную рифму в любом случае. В результате бывает так, что талантливый автор зачастую, вместо того, чтобы использовать простой и понятный всем глагол, подходящий по всем параметрам для рифмы, рисует уму непостижимую метафору, очевидно, для особо изысканных и тонких ценителей поэзии, красивую по форме, но замысловатую, как абракадабра, по смыслу.
     21:37 21.10.2020
Стихотворение хорошее, рецензия и комменты отличные. Жаль, что в отделе прозы рецензенты и редакторы - пустое место, тщеславные бездельники.
     01:09 19.10.2020 (1)
Здравствуйте, Саша. Стихотворение и вправду очень хорошее. Рецензия весьма об'ективная. Мне больше всего понравилась Ваша шкала оценок: уж очень лояльно-щадящая и оптимистично-веселая.
     10:13 19.10.2020
Спасибо, Валечка
Реклама