Рецензия «Под каким знаменем воевал этот солдат в Великую Отечественную?»
Тип: Рецензия
Раздел: Проза
Автор:
Рецензия на: Последний бой старшего лейтенанта Федулова
Оценка: 5
Баллы: 51
Читатели: 1158 +2
Дата:

Под каким знаменем воевал этот солдат в Великую Отечественную?

Рассказ называется "Последний бой старшего лейтенанта Федулова". Бой, в котором от роты оставались только трое: смертельно раненный Саня Кротов, старший лейтенант Федулов, которому тоже предстояло умереть в этом бою, и рассказчик - молодой солдат.

Ненависть солдата в бою, который мог и для него стать последним, направлена не на немецких захватчиков, а на "всех этих душегубов с синими околышами" (форменная фуражка сотрудников НКВД).

Немецкие захватчики в рассказе называются "враг" и "фрицы". Характеристика, данная рассказчиком врагу, почти комплиментарная: "Враг не только упорен и напорист, он умен и расчетлив. Он сметлив и беспощаден..."

"Все эти душегубы", "все эти гады" и "все эти мерзкие гады" - вовсе не немцы, только убившие товарищей солдата. Нет, это НКВД и "Сталин и его прихвостни".

Невольно спрашиваешь себя, против кого же воюет рассказчик.

Другой вопрос, который задаешь себе: мог ли солдат в смертельной опасности думать об общей ситуации на фронтах и о ее причинах.

"У меня впереди только смерть... А тут, как назло, в голову лезут мысли об общем положении, да еще и наружу они отчаянно просятся".

Ну прямо посиделки на кухне, когда алкоголь развязывает языки и не терпится высказать свое мнение.

Кстати, в тексте ошибка в слове "назло". "Назло" здесь - наречие и должно писаться слитно.

Рассказчик считает "наше положение" безнадежным. Причин безнадежности положения он видит две: во-первых, "душегубы" из НКВД "выворачивали с корнем весь лучший командный состав", и, во-вторых, "все эти гады заседают, жрут и пьют", им ни до чего нет дела, "у них и мозгов своих совершенно так уже не осталось". А мозгов своих у "всех этих гадов" не осталось потому, что они "привыкли перед Сталиным на коленках ползать".

Как мог простой солдат распознать эти две причины? Ведь об этом в советских газетах и по радио стали рассказывать только при Хрущеве в ходе разоблачения культа личности.

На основании каких сведений (и откуда полученных) мог сделать эти выводы простой солдат уже во время войны?

Даже генерал Власов пишет в своем открытом письме от 3 марта 1943 года, что находясь в 1938 и 1939 годах в Китае, он ничего не знал об "уничтожении высшего командного состава Красной армии". Только вернувшись в СССР, генерал, сам принадлежавший высшему командному составу, смог заметить это.

О второй причине, распознанной рассказчиком, Власов тоже пишет: "... на руководящие посты в стране, как и на командные посты в Красной армии, выдвигались подхалимы, люди, которым не были дороги интересы Русского народа".

Это открытое письмо Власова ("Почему я стал на путь борьбы с большевизмом") распространялось немцами в виде листовок. Уж не из этих ли листовок почерпнул сведения об общем положении, его безнадежности и его причинах наш рассказчик?

"Проорав" свое мнение старшему лейтенанту Федулову, солдат выслушивает его ответные слова. Слова эти по смыслу совпадают с тем, что говорится в письме генерала Власова.

Старший лейтенант Федулов соглашается с солдатом: "Я тоже так думаю, но мы ведь сейчас не за Сталина и его прихвостней умирать будем, а за родину, а она, брат, при любом царе все равно одна, и ее отдать врагу нельзя. Мы за нее и перед предками, и перед потомками всегда в ответе".

То, что "родина при любом царе все равно одна", - высказывание, по меньшей мере, спорное. Этот лозунг оправдывал бы коллаборационизм (сотрудничество с оккупантами родины). А врагами родины можно было бы объявить Сталина и коммунистов с комсомольцами.

Сравните с цитатой из письма Власова.

"Ни Сталин, ни большевики не борются за Россию".

"‎Только в рядах антибольшевистского движения создается действительно наша Родина. Дело русских, их долг — борьба против Сталина, за мир, за Новую Россию. Россия — наша! Прошлое русского народа — наше! Будущее русского народа — наше!"

"Многомиллионный Русский народ всегда на протяжении своей истории находил в себе силы для борьбы за свое будущее, за свою национальную независимость. Так и сейчас не погибнет Русский народ, так и сейчас он найдет в себе силы, чтобы в годину тяжелых бедствий объединиться и свергнуть ненавистное иго, объединиться и построить новое государство, в котором он найдет свое счастье".

Слова Федулова, выражающие идеи предателя Родины генерала Власова, "будут тем единственным флагом, который я пронесу через всю свою жизнь", говорит рассказчик.

Не верю, что солдат, уже до плена убежденный в том, что душегубы и гады - это Сталин и его правительство, бежал бы из плена к партизанам. С такими убеждениями он присоединился бы к власовцам - и стал предателем.

Считаю, что нечестно высказывать идеи предателя генерала Власова от лица ветерана Великой Отечественной войны.

Кроме того, текст содержит ошибки, производящие комический эффект, и не думаю, что автор намеревался вызвать улыбку.

"И вот он обреченно и как-то даже мурлыкающе нежно заорал мне почти в самое ухо".

"А все эти мерзкие гады, которые вместе со Сталиным весь же народ тогдашний  языком своим поганым так и косят, так и косят, любому врагу охотно бы сапоги до блеска с радостью лизали".

Косить языком невозможно ни в буквальном, ни в переносном смысле, ни траву, ни людей.

И еще ошибка: "совсем нисколько не по себе". Словосочетание "не по себе" - это фразеологизм, и использовать его можно разве что с местоимением "как-то": "как-то не по себе".

Да и трудно себе представить, что солдат находится в экстремальных условиях боя, почти все его товарищи убиты, и вдруг ему становится "не по себе" от строгого взгляда командира.

И еще кажется мне оскорбительной и несправедливой по отношению к прошедшим через войну и через плен фраза: "... у меня позади плен, из которого я сбежал к партизанам, и война, и тяжкая мирная жизнь". Война и плен не тяжкие, а мирная жизнь, какую знали все мы, - вдруг тяжкая.



Оценка произведения: 8

Реклама
Обсуждение
     17:24 24.08.2024
Блестящая, чёткая рецензия.
Алёна, браво!
     15:52 24.08.2024
1
Блестящий анализ. Совлечение покровов с агит-фальшивки. Вот такие они, переодетые "псевдо наши".
     15:50 24.08.2024
Алëна, хорошо... 
Отзыв в "личке"
Можно и не только в "личке".
Всё правильно, Алëна!
     20:07 05.11.2022 (1)
Вечер добрый,Алёна!
Наконец нашла работу,которую ранее не читала!
Рада прикоснуться к Вашему творчеству!
Достойная, кропотливая работа!
     23:01 11.11.2022
Спасибо, Надежда!
     04:12 26.06.2020 (1)
3
Вы правы, Алёна! 
Некоторые авторы у нас слишком увлеклись "критическим реализмом" и из вечных студентов превратились в вечных диссидентов. И уже забыта причина, по которой недоучившийся студент свернул на тропу войны с властью, для таких Гражданская война стала уже столетней. Они всё воюют и воюют ... со своим народом. А из-за бугра их подначивают. Потому что геополитическое противостояние никуда не делось после отказа от коммунистической идеологии. Это противостояние очень давнее, даже не со времён Ивана Грозного, а, возможно от Гипербореи и Атлантиды. А ребята заигрались в противостояние власти, "краёв не видят", переполняя себя ненавистью к стране, которая дала им всё. 
     06:50 26.06.2020 (1)
Да, это так. Я в рецензии даже не об этом хотела сказать, а то, что слова предателя Власова приписываются погибшим за Родину и ветеранам Великой Отечественной. Могли бы повторять власовские слова от своего имени, но не приписывать их людям, которых уже нет.
     20:44 15.08.2021 (1)
1
Власов мерзавец в самых разных ипостасях!

Есть книга о судьбе женщин на войне, их взаимоотношениях с нашими генералами и маршалами. Года три назад вышла.

Там приводится с десяток или больше писем Власова к его жене. Все они - лишь о том, чтобы она тщательно хранила его барахло, и на что тратить посылаемые им деньги.
Кроме этого он сделал двум девушкам детей, но ничем не помог материально, отправив из армии. Кажется цветы одной отправил, когда она в тылу от него родила. и одновременно письма им писал, о своей единственной к ним и неповторимой любви!
Взят был в плен ещё с одной.
А в Германии, позже, женился на родовитой немецкой дворянке, не то графине, не то баронессе! 

Конченный подонок.
     20:52 15.08.2021 (1)
Спасибо, Владимир! Я этого не знала. Но что он трус и подлец - это было ясно уже из того, что я о нем читала, а читала я о нем то, что писали нынешние антисоветчики, оправдывавшие и чуть ли не восхвалявшие его.
     21:10 15.08.2021 (1)
1
Маршал Кулик был немногим лучше!
Только что в плен не попал, когда бежал от окружения немцами, бросив оружие, и сменив маршальский мундир на стариковские крестьянские обноски!

Его Сталин, через год, отправил в Крым, когда там началось немецкое наступление, а Кулик отдал свой личный самолёт своей второй жене.
(Первую посадили, и он без развода, взял повторно, себе в жёны, девушку на 25 лет моложе себя.)
Чтобы та, полетела из Москвы, по каким-то своим личным делам в Свердловск!
А Кулик на два часа прибыл в Крым, провёл одно совещание и улетел назад, в Москву!

В это же самое время, его ординарец, полковник, по поручению Кулика, с помощью первого секретаря партии в Краснодарском крае, нагрузил и отправил в Москву, ЛИЧНО ДЛЯ МАРШАЛА КУЛИКА, ПОЛНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВАГОН продуктов!  Это в самое голодное время, начало лета 1942г. 
В той же книге есть перечень, приведённый в деле о расследовании этого вопиющего случая: несколько тонн мяса (говядина, баранина), две тонны мандарин, примерно по две тысячи бутылок коньяка и шампанского,  разные колбасы, орехи сотнями килограмм, итд, итп!

Так что, не зря отстреливали, подобных птиц!
     21:20 15.08.2021 (1)
Кошмар!
     21:25 15.08.2021 (1)
Согласен!
Не хочу сравнивать деловые качества нашего и немецкого генералитета.
Скажу лишь, что у немцев практически не было случаев, чтобы генералы сбегали - бросив войско.
Хотя, по итогам войны их генералов к нам в плен попало больше, чем наших к ним, но массово это было лишь после сдачи Паулюса в Сталинграде, со всем его штабом, и когда немцы объявили капитуляцию в 1945г!
     21:27 15.08.2021
После боя

Андрей Моисеев

Умирала армия, умирала.
Тихо танк подстреленный догорал.
Вывозили экстренно генерала,
Что своих солдатиков растерял.

Вывозили экстренно генерала,
Вдалеке маячили огоньки,
И душа под кителем обмирала
От волны отчаянья и тоски.

В голове гудело у генерала
Грозно и торжественно, как хорал:
- Отчего же армия проиграла?
Как же допустили вы, генерал?

Что-то надо срочно придумать, срочно!
Мысли разбегаются, вот беда!
«Все приказы отданы были точно,
Только исполнение – как всегда:

Штаб тянул резину, врала разведка,
Связь из строя вывел какой-то враг.
Правда, артиллерия била метко –
По своим позициям, мать их так!»

Разыграть придется такую драму,
Про измену можно еще сказать.
Мертвым безразлично – не имут сраму,
А сейчас задача – живых спасать.

Главное, чтоб Ставка не разузнала, –
Мысли так и мечутся, как в бреду! –
Может, обойдется без трибунала,
Может, и добавят еще звезду...

В черном небе звездочка замирала,
И мороз до косточек пробирал…
Умирала армия,
умирала.
Скоро примет новую генерал.

© Copyright: Андрей Моисеев, 2015
     13:15 13.12.2020 (1)
2
Хочу   тебе   сказать   СПАСИБО!   своей   рецензией   ты   здорово   щелкнула   этого   автора  по   носу!!   странные  высказывания  -   интересно   что  его  заставило  это  написать  -  уж  доживал  бы  свой   век,  не  позорясь  и  держал  свои  мысли  при   себе!!!  
     23:17 13.12.2020
Спасибо тебе большое! Очень мне приятно читать такой комментарий!
     22:42 05.07.2020 (1)
3
Внесу несколько замечаний.
Достойно встретили начало войны, прежде всего пограничники. Они входили в состав частей НКВД. Информацию о героически сражавшихся до последнего человека заставах - не побежавших от врага, как многие другие части - сегодня легко найти.
Пограничники оказались наиболее подготовленными, стойкими, хотя и не вооруженными танками и артиллерией, но наиболее боеспособными частями как в начале войны, так и позднее.
В отличие от других общевойсковых соединений - они себя не запятнали ни пленом, ни предательством своей страны.
Более десяти генералов войск НКВД погибло, уже в 1941-1942гг, не покинув своих подчинённых на поле боя!
 Для сравнения с их подвигом, скажу лишь, что в плен немцам, за время войны сдалось около ста пятидесяти генералов Красной Армии!  Такие находились даже в 1944г. (три человека, если правильно помню).
Прекрасно проявили себя войска НКВД в Сталинградской и Курской битве.
Об этом не принято писать, и говорить - но есть документальные свидетельства.
Кстати, в какой-то момент, войска НКВД преобразовали в обычные стрелковые дивизии. И в дальнейшем их слава приписывалась уже не тем же пограничникам, а обычным пехотным частям.
В тыл к врагу, шли в первую очередь сотрудники НКВД, становясь ядром создаваемых там партизанских отрядов и разведгрупп.
Диверсантов вылавливали, мародёров, дезертиров.
Охраняли мосты, заводы, вокзалы.

Короче - "афтору", творчество которого разбирает рецензент - учить и учить матчасть, прежде чем фантазии свои излагать!
 И поменьше "фронтовые" сериалы смотреть на 1 канале и НТВ.
А для начала, пусть он прочтёт хотя бы книгу Николая Старикова, "Правда о войсках НКВД. На фронтах Великой Отечественной.", именно по этой теме! 

Алёне - спасибо!
     23:04 05.07.2020
Владимир, большое спасибо за развернутый комментарий!
     06:59 30.05.2020 (1)
Добрый день, Ержан Урманбаев-Габдуллин! Вы задаете мне вопрос о чести и честности, но не даете возможности ответить на него, я у Вас в ЧС. Даже дети малые знают, что так нечестно.
     16:44 30.05.2020 (1)
 Давайте попробуем побеседовать. Только не стоит нести невежественную чушь. 
 А про Власова все совсем не очевидно, учитывая, что Героя СССР он получил за победу под Москвой, а сдался германским войскам, когда отказался тупо посылать на убой свою армию, как требовали от него бездарные советские военачальники подо Ржевом. Там и сейчас валются пылью и гниют в болотах сотни тысяч солдат и офицеров, штабелями друг на друге с лошадьми вперемешку, составляя памятник и позор той войны и Победы такой ценой ...
 P.S. Ваше рвение к разговору вполне себе  определилось. Кроме совковых штампов в Ваших словах ничего нет... К сожалению, так у большинства граждан РФ ... и РК ...
     21:15 31.05.2020 (1)
1
Про Власова заблуждаетесь. Он попал в немецкое окружение на Волховском фронте, когда наступление его армии не было никак поддержано верховным командованием, в результате чего произошёл полный разгром наших войск. Подо Ржевом его не было.
     22:45 31.05.2020
Возможно, я что-то путаю в конкретике, но по сути все было так. Я давно не освежал той истории с Власовым. Во всяком случае армия не стала кормом для червей, поэтому судить генерала как исключительно предателя невозможно.
 Впрочем, если бы в этой рецензии захотели бы говорить всерьёз, то я бы посидел и покопался в фактах, чтобы невежды не клеили ярлыки всем подряд. Возмутила однозначность оценок.
     11:00 29.05.2020 (2)
Точка зрения на ВОВ либералов России простая и высказывалась ими пудличномного раз за последние три десятка лет - советский народ заставляли воевать с цивилизованной Германией проклятые коммунисты. И если бы мы сдались тогда фашистам, то они, либералы", пили бы лучшее в мире баварское пиво в кафешках на Арбате и на Невском, и заедали бы его лучшими в мире баварскими сосисками.
Вот и все!
 
     06:38 30.05.2020
 Добрый день!
 Режим советской власти стал той почвой, на которой вырос нацизм в Германии. И в цивилизованной Германии во власть пришли фашисты ... В 1939-ом СССР вместе с "новой" Германией (в официальном союзе) начали бойню в Европе, разделив Польшу.
 Так что благодарите Сталина, что он сам навлек на СССР ужас ВОВ, едва не подарив Гитлеру огромную державу...
 А баварское пиво лучше жигулевского и сегодня мы его запросто пьём даже в Урюпинске... Как и едим сосиски.
 Советская власть для этого хорошо постаралась, истребляя крестьянство как чуждый им класс частных собственников ...
     11:04 29.05.2020 (2)
Да, точно. И нечестно приписывать эти взгляды ветерану ВОВ.
Гость      16:13 30.05.2020 (2)
Комментарий удален
     20:07 30.05.2020
1
Да, Вы правы, нет смысла спорить.
     16:37 30.05.2020
Паранойя, считаете? 
 В Вашей консерватории явно есть пробелы в дидактических материалах.
 Вам учиться надо, Станислав.
     06:38 30.05.2020
 Дрбрый день!
 А Вы точно знаете, что такое честь и честность?..
Гость      02:09 29.05.2020 (2)
Комментарий удален
     06:39 30.05.2020 (1)
 А Вы вспомните голодомор и АЛЖИР ...
Гость      08:19 30.05.2020 (1)
Комментарий удален
     15:25 30.05.2020 (1)
 Или Вы считаете, что испытания термоядерного оружия проходили не в мирное время?..
 Распахали пастбища в степи во время войны?..
 Депортировали народы и топили инвалидов войны в реках не после войны?..
 Не к месту считаете? К месту надо бы вспомнить, как ради подарка Сталину к 1-ому мая 1945-го года, истребили на Зееловских высотах 300 000 военнослужащих, прошедших почти всю войну ...
Гость      15:59 30.05.2020 (1)
Комментарий удален
     16:33 30.05.2020
 Товарищи - это термин из уголовного мира 19-го века ...
 Бред с мозгами у Вас и Ваших соратников, то есть товарищей из КПРФ и подобных им утопистов с фанатичными убеждениями.
 Прощайте.
     07:33 29.05.2020 (1)
За идеологию я оценку не снижала, а написан рассказ хорошо, несмотря на наличие нескольких ошибок.
Гость      10:51 29.05.2020 (1)
Комментарий удален
Гость      10:53 29.05.2020 (1)
Комментарий удален
     10:58 29.05.2020
Спасибо!
Реклама