Строчки из стихотворения Александра Блока стали названием этой рецензии не случайно. Как человек, не очень знакомый с жанром фантастики, я решила для начала обратиться к классической литературе. Написанные с элементами мистики, стихотворения Блока, как мне показалось, имеют нечто общее с данной повестью. Слово «живой» в названии означает не «обладающий жизнью», а "тот, кто обладает жизненной энергией и темпераментом".
Мистическая атмосфера начинает держать читателя в напряжении буквально с первых строк, но по-другому быть и не может. Если рассматривать произведение целиком, то оно должно соответствовать выбранному сюжету на протяжении всего повествования. Полагаю, что с этой задачей автору удалось справиться на «отлично».
Теперь более детально.
Если спросить, какое воздействие оказывают на читателя мистические повествования, ответ, скорее всего будет таким: «чувство страха». Действительно, леденящие душу описания событий и поступков то и дело погружают читателей в атмосферу нереальности и ужаса. С одной стороны, в произведении описывается жизнь самого обычного городка, с другой – постоянно нависающий над этим городком страх, который вызывается действиями вампира по имени Катадор.
Однако, как это часто бывает в жизни, злу в повести постоянно противостоит добро. На этих кардинальных противоположностях, в общем-то, и выстроено всё произведение. Дочитавшие его до конца читатели ощущают перемену мировоззрения и отношения к Катадору. Да, на протяжении всей истории атмосфера кажется более, чем мрачной, но сюжет, не смотря ни на что, всё же носит позитивные черты. А по-другому быть и не может, потому что в свои права вступает Любовь, которая владеет тайным волшебством, которое по силе превосходит чары главного героя. Поэтому, если подойти к рассмотрению данной повести с более упрощённой точки зрения, можно отметить, что в ней описывается борьба добра со злом. На одной чаше весов – чернокнижник, продавший душу тёмным силам, с другой – любовь, возникшая между молодой девушкой и отрицательным героем.
И снова приходят на память строчки Блока:
Окованной навек глухими снами,
Дано ей чуять боль и помнить пир,
Когда, что ночь, к плечам ее атласным
Тоскующий склоняется вампир!
Дано ей чуять боль и помнить пир,
Когда, что ночь, к плечам ее атласным
Тоскующий склоняется вампир!
Автор словно проводит тоненький луч света сквозь своё повествование. Ведь в процессе чтения возникает вопрос: «Разве мучитель способен любить?»
«Способен!» - доказывает нам автор.
Любовь делает человека лучше и чище. Катадор, в котором, кажется, нет ничего человеческого, потихонечку преображается на глазах у читателей.
Да и так ли страшен главный герой, который предстаёт перед глазами буквально в самом начале?
С одной стороны – кровопийца, не делающий послабления живущим в округе людям. С другой – страдающее в одиночестве существо, которое ищет дружбы и взаимопонимания. Когда находится такой человек (Илья Кулагин), который вроде бы пытается понять, что происходит внутри у его нового знакомого, Катадор искренне рад. Сразу понятно, что он не испытывал раньше таких чувств, как привязанность и духовная близость, поэтому он начинает ждать Илью, выказывая нетерпение и волнение.
Автор показывает, что иной раз вампир может стоять выше человеческой слабости. Именно потому он отказывает Илье в передаче своего опыта. Понимая, что человек, превратившийся в его, Катадора, подобие, станет вечным изгоем среди людей, он не желает такой участи своему другу.
Любовь к дочери Ильи – Еве – постепенно делает Катадора более мягким и сглаживает черты, которые обычно свойственны тем существам, которые породнились с тёмными силами.
Однако у каждого явления есть две стороны. Илья, который обещал своему приятелю вечную дружбу, предаёт его, узнав, что дочь отдала сердце вампиру. Дружба, в момент переродившаяся в жестокость, показывает насколько безжалостным может быть ЧЕЛОВЕК! Автор замечательно проводит эту параллель между действиями Ильи Кулагина, который является представителем рода человеческого и Катадором - созданием несколько другого плана. Его гневная речь несёт в себе глубокий смысл: человеческая душа, которая не помнит, что такое добро, сравнивается с испорченным мясом и плесенью. Люди настолько привыкли любить только самих себя, что им даже не приходит в голову, что все те, кто окружает их, тоже достоин уважения.
И разве Илья, который так быстро меняет свои решения и своё отношение, не похож на оборотня? (Естественно, не в прямом, а в переносном смысле этого слова, ибо «оборотень» в данном случае – не тот, кто превращается из человека в другое существо, а тот, кто вчера был добр и порядочен, а сегодня готов бить прикладом ружья и даже убить своего бывшего соседа).
В произведении не указывается время, в которое происходят события, но можно догадаться, что речь идёт о конце 19 – начале 20 вв.
Автору удалось показать, что люди, которые жили в совершенно другой эпохе, очень похожи на тех, кого приходится видеть в современной жизни.
Он словно сетует, насколько горько признавать, что сегодняшнее поколение людей иногда может пасть очень низко. При этом забывается и любовь, и дружба, и хорошее расположение, которое когда-то царило в сердце.
Тому же, кто в мгновенье превратился из друга в злейшего врага, и от кого с такой лёгкостью отвернулось общество, остаётся только воскликнуть:
И я, который пел когда-то нежно, —
Отверженец, утративший права!
Отверженец, утративший права!
Слова Александра Блока и здесь подходят под события как нельзя лучше.
С одной стороны произведение «Плачет душа моя слезою сентября» носит чисто мистический характер. С другой – сквозь строчки видны все реалии сегодняшнего времени.
Произведение хорошо выдержано стилистически. Сюжетная линия продумана. С точки зрения лексикологических требований, предъявляемых к художественному произведению, замечаний нет.
Небольшое количество грамматических ошибок не влияет на восприятие читателем основной мысли. Опираясь на вышеизложенное, считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.
Ссылка: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=91305&N=5