Рецензия «Рецензия на стихи "Сожженные стихи" от автора Антонина»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 15
Читатели: 703 +1
Дата:

Рецензия на стихи "Сожженные стихи" от автора Антонина

Сожженные стихи

Сожженные стихи… Казнённые. Немые.

Их пламя языком слизало, но они
Мне шёпотом чернил, сгорая, говорили,
Что в них жила душа в предчувствие весны.
Каких-то восемь строк, чернильные помарки.

На память в уголке отмечено число…
Сожжённые стихи… Как быстро и как ярко
Дотла сгорело всё , что сердце берегло.

______________________________

Итак...

Сожженные стихи… Казнённые. Немые.

Поэт может что-либо описывать буквально или метафорически.
Дело ясное, что стихи сожжены по настоящему, то есть левая часть строки описывает реальные события.
Но в правой части строки автору хочется усилить впечатление, и он употребляет метафоры.
"Казненные" - это понятно. Недурно.

А как понимать "немые"? Это же тоже метафора. Понятное дело, что чернила на бумаге буквально говорить не могут. У них нет голосовых связок, поэтому они "немые". Но это примитивное, буквальное прочтение метафоры "немые". Метафора должна быть яркой и живой, поэтому напрашивается иное понимание "немых стихов" - это стихи, которые либо умышленно молчат, либо не умеют говорить. Это отнюдь не лестная характеристика для стихов! Кому нужны такие стихи? Хорошие стихи умеют и обязаны говорить, звучать голосом в умах и душах читателей. Получается, сожгли плохие стихи. А немым стихам в огне самое место.

И это всего лишь из-за одного неточного слова! Совет: поменять на иное. Тем более, что рифма с его участием "немые-говорили" - "ваще никакая".

Их пламя языком слизало, но они
Мне шёпотом чернил, сгорая, говорили,


Ага! Всё ж таки "заговорили"... Немые стихи заговорили... Шёпотом.
Косяк налицо. Требуется срочная ликвидация "немости" стихов.

Но о чём таки заговорили шёпотом немые стихи?

Что в них жила душа в предчувствие весны.

Здесь тоже есть смысловой нюанс.

Представьте себе, что горят строки со словами любви. В момент сгорания они, по идее, могут озвучить эти самые слова любви. То есть, озвучивается то, что написано. И совсем иное дело, когда, сгорая, строки шепчут не своё содержимое (о любови), а иную, косвенную информацию о том, что в них была любовь. То есть идет озвучка не самой любви, а лишь свидетельства о том, что она (любовь) там была.

Второй вариант имеет право на существование, но первый был бы сильнее.
Это нюанс отметит не каждый, но его нужно иметь ввиду.

Каких-то восемь строк, чернильные помарки.  (точка)
На память в уголке отмечено число…
Сожжённые стихи… Как быстро и как ярко
Дотла сгорело всё , что сердце берегло.

По второй части стихотворения лишь одно мизерное замечание.
ПОМА́РКА - это исправление, исправленное от руки место (в тексте).

В голову лезет мысль, что восемь строк представляют собой сплошные помарки/исправления. Но если после "помарки" поставить запятую, то проявляется ощущение, что это перечисление: 8 строк, помарки, в углу число. И всё, вроде, встает на свои места.

Полагаю, что оценка редколлегии довольно высока, по той причине, что не были замечены "немые" и почему-то прощено отсутствие корректной рифмы.
Моя оценка пока = 7.
Основная причина - "немые".
Но если заточить рифму, избавить от глюков и довести до кондиции первую часть, то оценка может значительно подняться.

__________________________________________________________________________

Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:

10 баллов    ---    бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
                            (оценка зарезервирована под неординарный случай)
8-9    ---    замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7    ---    хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5    ---    недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3    ---    стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1    ---    слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
__________________________________________________________________________
 

Оценка произведения: 7

Реклама
Обсуждение
     10:26 17.03.2021 (1)
Кто автор стихов?
Хорошие.
Стихи могут быть немые. Это поэзия.
Трактовок миллион может быть.
Когда в стихах например не сказано о том что хочется сказать - по каким-то причинам.
Или когда не нашел нужных слов и стихи "немеют", не говорят о том, что внутри у них, о чем думал автор когда писал.
Или это стихи любимого человека, например, для героя или героини стиха. Разрыв, например. Как сжигают письма, записи, дневники.
И так далее.
Это метафора, и весьма удачная, на мой взгляд.
Стих понравился. Маленький, четкий, ёмкий и очень лирический.
Не понимаю, к чему тут придираться.
Обидно когда хорошие стихи - и прям публичная порка.
Всё-таки объективность есть в анализе текста - есть определенные категории оценки.
Хотя у Вас шкала такая, с юмором.
9 из 10 поставил бы.
Не жалко)
Мне кажется, это - результат непонимания.
     12:49 17.03.2021 (1)
Постараюсь объяснить свою позицию. При всём том, что я смягчаю свою позицию и повышаю оценку из-за своей ошибки. (Я вдруг обнаружил, что невнимательно читал слово "КазНённые", как "Казённые". Получалась вообще ерунда. Вроде, автор/литгерой переживает за казённые стихи. То есть за стихи откровенно пустые и формальные).

Но претензии у меня всё же остались... В основном из-за слова "немые". (Ранее это подкреплялось словом "казённые").
Конечно же, здесь может быть спор, несогласие мировоззренческого характера. Но...

Но представим себе некого человека, преисполненного внутренних душевных переживаний. Бывает, человеческая гордость (или жизненная скромность) не позволяет ему изливать эти свои чувства и переживания. Получается, человеку есть что сказать, чем поделиться, но он "нем"... в силу своего характера, воспитания. Ну, вроде бы, я вполне красноречиво описал вполне жизненную ситуацию.

Но то, что может быть высоко ценимо в человеке никак не относится к поэзии. Поэзия обязана говорить нам о том, о чем человек мог бы и промолчать.
Немое письмо в своём крайнем, предельном понимании - это чистый (немой) лист бумаги.
И даже в моем примере выше можно почувствовать симпатию к герою, только прочитав мои строки о причинах его "немости", то есть о скромности, о не желании, например, загружать посторонних людей своими проблемами и т.д.

Стихи же должны быть самодостаточны. Они должны говорить. Иначе теряют важное.

И вот здесь нужно понимать нюанс: в стихах Антонины идет речь о стихах. Это же своеобразная матрёшка. То есть у нас здесь два объекта, которые можно назвать стихами: это стихи Антонины и стихи литгероини.
И если стихи Антонины нам говорят (то есть НЕ немы) о душе в предчувствие весны, о том, что сердце берегло, то стихи литгероини - НЕМЫ. То есть ни о чём не говорили..., ни о душе, ни об уме, ни о сердце...., ни о чём. Они же "НЕМЫ" по описанию автора.
А немым стихам самое место в огне.

То есть, если кто не понял, "ни уму, ни сердцу" относится не к стихотворению Антонины, а к стихотворению литгероини, которое было сожжено.
И тут возникает основное противоречие: не могут "НЕМЫХ стихах" "жить душа в предчувствие весны и т.д.".
Я понятно объяснил?
То есть в литгероине может "жить душа в предчувствие весны".
В Антонине тоже может "жить душа в предчувствие весны".
А вот в немых стихах - не может!

Вот и получается: либо определяющий эпитет ("немые") нужно менять, либо выходит ерунда.

p.s
А вначале к этой "ерунде" присоединилось слово "казённые" (так я неправильно прочёл) и выходило, что и для моих сомнений в своих выводах не было повода. Сейчас я поднимаю оценку до 7. Что совсем неплохо. Но суть своих претензий (уже не столь подкрепленных, как ранее) на повестке оставляю.
p.p.s.
Рецензию подредактировал.

     14:31 17.03.2021 (1)
Александр, сожженные - казненные, сожженные на костре, как сжигают еретиков, пророков, ведьм или оклеветанных людей.
Ассоциативный ряд - логичный и естественный.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
​Что тут может мерещиться? Автор все написал нормально. Это объективно - семантика тут ясная и обоснованная.
Немые стихи - это еще и непонятные большинству людей стихи. Тоже может быть?
Придирки это. Не хочу спорить.
Но все таки. На белое говорить что оно черное совсем не правильно.
Стихи сильные, хороший текст.
Или я ничего не понимаю в стихах))

Получается, человеку есть что сказать, чем поделиться, но он "нем"... в силу своего характера, воспитания. Ну, вроде бы, я вполне красноречиво описал вполне жизненную ситуацию.


Я иногда в стихах и половины не говорю. Того что мог бы сказать. Но иногда не надо.
Вот и получается: либо определяющий эпитет ("немые") нужно менять, либо выходит ерунда.


У меня все на местах в стихе при чтении. Я бы не менял, не согласился бы. Короче, напрасная критика - немые стихи - творческая находка и украшение текста. Метафора, очень сильная именно из-за ее парадоксальности. Выразительный образ. Немые стихи. Наделенные душой, жизнью, очеловеченный образ. Стихи обладают речью, а могут молчать и не раскрываться читателю. До поры.
Она ж не описывает пейзаж. Это другое совсем дело. Тут символистское начало есть, и лирика, внутренняя. А внутри многое может  иметь не житейскую логику, а совершенно другую.
Не помню кто-то написал: мои стихи как дети. Не помню автора. Думаю, так не один автор писал. Могут такие стихи существовать? Могут. Авторская метафора. Могут они быть в таком случае - немые, или несчастные, или молчаливые, или болтливые? Могут.
Вообще, Александр, меня в последние пару лет пугает тенденция к выхолащиванию смысла, к упрощению, причем насильственному. Претензии к образам, про то не пиши, про это. Содержание - святое. Технику можно разбирать и спорить, а что касается образа - тут автор главный)
Хороших авторов в сети принялись ругать, хотят чтобы все писали понятно и примитивно, чтоб и коню было ясно про что. Люди всё хотят контролировать. Чуть что не понятое ( не непонятное - а просто не понятое) - начинается наезд.
Просто заметил - раньше такого не было.
Честно, пугает такое. Завтра что начнется - судить будут за стихи. В щебень закапывать. За что? Что кому-то не понятно, потому подозрительно. В расход!
Такие дела. Мрачная шутка. Но в истории такое хунвейбинское явление происходило не раз.

Я без намеков - я в общем говорю, об истории, а не о конкретных людях.
Просто это передается. Как грипп)




     14:32 17.03.2021 (1)
Так и не понял что за Антонина. Ладно, найду по гуглу.
     22:06 17.03.2021
Уважаю Ваше мнение. Но останусь при своём. Оно мировоззренческое.
Антонина легко ищется на стихи.ру

Теперь об этом:
"Завтра что начнется - судить будут за стихи."

Завтра не судить начнут, а читать перестанут. Уже и сейчас мало кто читает. А если приложить усилия и последних читателей можно лишиться.
     21:30 02.05.2019 (1)
Этих стихов нет, их сожгли, поэтому они немые для всех, кроме автора,
который их сжигал и слышал их шепот.
     23:09 02.05.2019 (1)
1
Если "немые" относится к тому факту, что сожженные стихи (пепел) не говорит, то этот вариант, по-моему, совсем тривиален.
________
Это как:

"... посреди гостиной лежал трупппп ... немой ... и бездыханный..."
Как будто трупы в отдельных случаях разговаривают или могут дышать ;)
     18:22 03.05.2019 (1)
Не все так тривиально, как вам кажется. Они стали немы для всех, но не для автора.
Пример некорректен. Стихи сравнивать с трупом?
     10:54 04.05.2019 (1)
ИМХО. И пример корректен и есть иные рассуждения... См. дискуссию с Валентином Филипповым.
     22:40 04.05.2019 (1)
Стихи- это одновременно и материальное и духовное понятие, а труп - это материальное тело. Если вы не видите разницы и можете это ставить в один ряд, то, извините, мне не о чем с вами разговаривать.))
     08:27 15.03.2021
С вами давно говорить нет желания. Разве что на языке пародий, да эпиграмм.
У меня под вас уже целый сериал :)) Половина Фабулы в "поржать" не отказывает себе в удовольствии...
Но, может, хоть так научитесь толковое писать...
     21:54 03.05.2019 (1)

Сожженные стихи… Казнённые. Немые.

казнь  состоялась. Стихи  сожжены, значит мертвы, коли  мертвы - значит  немы!

Они  не  кричали  в  ужасе  перед  грядущей  смертью,  а найдя  в  себе  силы шептали  автору  то,  что хотели сказать. На эти  строчки  можно  взглянуть  с разных  позиций и  сделать  разные  выводы. Мне  кажется,  что  некоторые  ваши умозаключения  несколько  надуманы.
     10:50 04.05.2019 (1)
Вот именно: "коли  мертвы - значит  немы".

И сразу 3 нюанса:
1. "Немые" и "немы" - разные по своим смысловым оттенкам слова. Немы - значит не говорят (без указания причин). А "немые" - это не способные говорить.
2. Когда, например, умер Пушкин. Человек, стоящий у гроба мог бы впасть в размышления о немости уст, которыми еще недавно произносились великие стихи... Потому, что видишь недвижные уста, и трудно свыкнуться с мыслью о том, что они больше никогда ничего пе произнесут и т.д. О немости уст можно рассуждать, пока они есть.
А сожженные стихи в буквальном смысле - это уже не стихи, а кучка пепла.
А говорить о том, чего уже нет, "немые" - это уже странно.
3. Это смысловая тавтология. Это всё равно, что упоминать раскаленный огонь, мокрую воду и т.д.

А вот после этих строк... как бы вернуться назад к тому моменту, когда они горели и шептали - можно...
     11:06 04.05.2019
Иногда  бывает  так, пишешь,  крутишь  в  мыслях  поставленную задачу и  вот  вроде получилось.
А  кто-то  умудренный прокомментировал,  читаешь  комментарий  и думаешь: разве  я об этом  писал?
И  точно. перечитаешь отстранено и видишь,  что  можно  понять  и так. Мне   нравилось  писать  отзывы на  мистические  рассказы. Бывало  такие  мысли появлялись,  что  автор  переспрашивал: неужели тут.  в этих  строчках  такой смысл. 
"коли  мертвы - значит  немы".

Я  не согласен с этим  выражением. Любая  смерть  кричит о  завершении пути.
А  есть  такая  смерть. которая  вызывает  об  отмщении. 
Много  ситуаций  можно  перечислить,  когда  смерть не  молчит.
Реклама