Я нитью Ариадны...
Ночь разлила чернила,
И расплескала звезды.
Любила-не любила?
Раскаиваться поздно.
Что было-миновало,
След заметёт порошей.
Ты нежно покрывало
На плечи мне набросишь.
Луна глядит устало,
Зима слагает пазлы.
Я нитью Ариадны
В судьбу твою вплетаюсь.
__________________________________________________
В наличии коротенькое стихотворение любовно-лирической тематики.
- По технике стихосложения есть вопросы к последней строфе, а именно к некорректным рифмам: «устало - Ариадны» и «пазлы - вплетаюсь». Совпадение лишь ударных гласных корректной рифмы не создаёт.
- Усугубляет ситуацию то, что этот недостаток падает на финальную строфу. В стихосложении финальная строфа имеет особое значение. Она должна заключать в себе смысловую точку, развязку. Здесь желателен сильный ход, усиленный поэтическими средствами, в числе которых, естественно, находится ритм, рифма и т.д. И когда усиления…, ожидаемого усиления (!), не происходит, и даже наоборот, читателя посещает некоторой степени разочарование. Я извиняюсь за сравнение, но тут всё как в сексе. Он может быть блестящим, но без финального оргазма – обломс!
- Есть еще одна причина, по которой неважная финальная рифма снижает впечатление от стихотворения. Будь это поэмой, то совершенно ясно, что по ходу долгого повествования поэма может получать сюжетную и эмоциональную акцентуацию неоднократно. И оценивается длинное произведение иначе, нежели стих всего из трех строф. Короткий стих должен выглядеть цельным бриллиантом, где каждая строфа играет особую роль.
Все мы не пушкины, и, возможно, сравнение наших стихов с бриллиантом не совсем уместно. Но пусть это будет агат, малахит, … кусочек мрамора, наконец. Каждый пишет в силу своих возможностей и понимания. Я лишь пытаюсь передать мысли о поэтических средствах, и целях, и гармонии, как её понимаю я. Понимаю, что и я не Белинский. Но уж как умею.
Существует фраза из рекламного обихода «два в одном». Получается, в этом стихотворении неудачные рифмы в финале имеют тройной негативный эффект: «три в одном».
О смысловой стороне стихов:
Стихотворение проникнуто грустинкой… Я послушал аудиофайл с авторским исполнением. И автор читает именно так…, с грустинкой.
Ночь разлила чернила,
И расплескала звезды.
Первые две строки – ночь, чернила, звезды - фоновые краски на полотне стихов, они задают общий тон настроения. В поэзии (и не только) существуют "слова-маркеры", которые задают читателю определенный ракурс восприятия, необходимый автору. Так, например: «ночь, чернила, звезды», «луна устало», «след порошей», - призваны настроить читателя на печально-философский лад. Если автор не претендует своими стихами на философию, то слова-маркеры могут делегировать ощущение созерцательности и чувство легкой депрессии.
Под произведением в комментариях обозначилась полемика на тему вторичности «ночи и чернил». Мол, как минимум один, а на поверку многие авторы используют в вариациях эту пару слов в одной фразе. Плагиат? Заезжено, вторично? Мое мнение таково: на «ночь с чернилами» патентов не выдают, как и на семь нот в музыке. Стихотворений, использующих эти понятия в сочетании, может быть множество. Плагиата здесь нет. Но, увы, больших плюсов нет также. Это как яйцо. Если у вас первое или уникальное – значит вы Фаберже или Ряба. В остальных случаях вы – точно не Фаберже и, увы, даже не Ряба. Тут уж ничего не поделать, даже если автор самостоятельно сформировал фразу.
Любила-не любила?
Раскаиваться поздно.
В этих строках опять таки передается настроение, поскольку не наделены полнотой смысла. Присутствует недосказанность. Абстрагируемся от смысла и впитываем настроение. В последнем мелькает негатив, поскольку героиня смирилась с чем-то в прошлом.
Что было-миновало,
След заметёт порошей.
Ты нежно покрывало
На плечи мне набросишь.
Героиня расстается с прошлым, а в настоящем имеет место любовь. Пока не с её стороны.
Луна глядит устало,
Зима слагает пазлы.
Я нитью Ариадны
В судьбу твою вплетаюсь.
«Зима слагает пазлы» - неочевидно, туманно. Остаётся фантазировать на тему «зимних пазлов». Может это ледяные узоры на стеклах? Опять недосказанность оставляет читателю лишь настроение.
Я нитью Ариадны
В судьбу твою вплетаюсь.
Финальная мысль свидетельствует о том, что героиня играет ведущую роль в судьбе героя (второго плана).
_____________________
В итоге имеем короткий стиш-настроение с вкраплением смысловых намеков, с красивым, но рядовым началом и с не вполне удачной (с точки зрения поэтических средств) концовкой, тоже не лишенной некоторой эстетики («нить Ариадны», «в судьбу вплетаюсь»).
Назвать такое стихотворение плохим – язык не поворачивается. Назвать такое стихотворение творческой удачей – права не имею.
В поэзии частый случай, когда пара неточных, непродуманных фраз или вольное обращение со смыслом отнимает заслуженный успех.
Считаю, что зачитанное в литературном кружке или на капустнике такие стихи имели бы все шансы на аплодисменты. А автор явно располагает ресурсами для создания добротной поэзии.
Маргарите Сергеевой (автору стихотворения) от всей души желаю творческих находок и удачи!
+1 бонус-балл за чувственность
__________________________________________________________________________
Предлагаемая трактовка рецензионных оценок по моей шкале:
10 баллов --- бьюсь в диком восторге, высший пилотаж, классика жанра ... или хочу понравиться девушке.
8-9 --- замечательно, отлично, есть тема для взятки на предмет исправления на 10.
6-7 --- хорошо пишете, товарищ, мне бы так, как вы.
4-5 --- недурно, но есть над чем работать, работать и работать, как завещал великий Мао после своей смерти.
2-3 --- стихи новичка, но, возможно, это великолепные стихи, которые я не потрудился понять.
0-1 --- слов нет, чудо как хороши, есть шанс срубить за них большие бабки.
____________________________________________
| Помогли сайту Реклама Праздники |