Рецензия «Рецензия на стихотворение Рузанны Короткевич "Жизни последний гротеск"»
Тип: Рецензия
Раздел: Стихотворения
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 34
Читатели: 1270 +1
Дата:

Рецензия на стихотворение Рузанны Короткевич "Жизни последний гротеск"

Стихотворение "Жизни последний гротеск" написано в жанре философской лирики и поэтому мы ожидаем от него каких либо размышлений о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. В таких стихах, как правило, должна быть особо яркая выразительность, образность и содержательность. Иногда в философской лирике может присутствовать и скрытый смысл  в виде некого пророчества, или объяснения каких-то не до конца раскрытых смыслов вещей, событий или, например, исторических фактов, мировых загадок, сюжетов книжных шедевров и др. Но все угадать и оценить рецензентам, увы, не дано! Приведу удививший меня авторский текст:

Круг превращается в крест,
Крест превращается в круг,
Где ты, измученный друг,
Жизни последний гротеск?
Машет прощальным крылом
Белого ангела тень.
Ночь превращается в день,
И говорит о былом.
Ангел.
               Соитие дня
С  белым пространством луны...
И не достичь глубины
Той, что стяжает меня.

Трудно что-либо написать, не оправившись от небольшого шока. Философская лирика, конечно, рассматривает вечные темы, в которых определяются  смысл жизни, добра и зла, особенности нашего мироустройства,  цели пребывания людей на земле, но чтобы так!!!
Круг превращается в крест,
Крест превращается в круг,
Мне, далекому от евклидовой   и неевклидовой геометрии человеку,  сразу войти в тему трудновато. Чувствуете, какие высшие геометрические смыслы рассматривает автор??? А, вы, мои читатели, поняли о чём это? 

Мне самой  как-то привычно подразумевать под  термином "гротеск", заявленным в названии стихотворения,  литературный прием преувеличения,  причудливого  смешения образов. Обычно это делается  для достижения наибольшего эффекта творческого замысла, но здесь это вступительное двустишие как бы само по себе и никак не связано с дальнейшими строками:
Где ты, измученный друг,
Жизни последний гротеск?
И опять вопросы. Кто этот измученный друг: Лобачевский или Евклид, а, может быть, неизвестный мне ученый? И почему литературный прием гротеска стал последним для кого-то из них?

Пойдем дальше, может, что-то прояснится в моей голове.

Машет прощальным крылом
Белого ангела тень.

Господи! Нужно срочно вспомнить, как умерли Лобачевский, Евклид и все продолжатели их учения, а то и мне помашет крылом белого ангела тень, каким-то неожиданным образом тень белого ангела появился в строках философской лирики, начавшейся с констатации неизвестных мне геометрических аксиом. То ли это небесный ангел, то ли  белым ангелом автор называет что-то еще более необъяснимое, чем крест и круг, меняющие очертания и переходящие друг в друга. 

Ночь превращается в день,
И говорит о былом.
Ангел.
               Соитие дня
С  белым пространством луны...


Эх, говорила же я, что не знаю геометрии. А тут уже физические природные процессы пошли: "соитие дня с белым пространством луны..." Но, позвольте, "соитие" -  это, на мой взгляд,  соединение кого-то - чего-то с кем-то или чем-то, поэтому соитие может быть "дня с луной", наверное, а не с "пространством луны"? Или, если уж говорить точнее, -  "ночи с луной"? 

И финальные строки:
И не достичь глубины
Той, что стяжает меня.

Автор не перестает удивлять меня своим гротеском!!! Лирический герой, философствуя, пришел к выводу, что нельзя достичь глубины чего-то, наверное, гротеска, который будет стяжать его в трех видах:
1. Наживать (нажить), приобретать (приобрести) (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие. 
2. Своей деятельностью добиваться (добиться), достигать (достичь) чего-либо (славы, уважения и т. п.); 
заслуживать (заслужить), снискивать (снискать) 
3. Доставлять, приносить кому-либо (славу, уважение и т. п.)
А что? Все смыслы хороши! Особенно последний! Так что финал вполне оправданный.

В целом все это наслоение не очень сопоставимых между собой образов и действий произвело на меня странное впечатление. Я, наконец-то, поняла, где я нахожусь и что я делаю. Пора мне сделать такие же однозначные выводы и помахать всем. Все сказанное выше написано не в обиду автору, я о своем соответствии больше размышляю. У автора козыри всегда найдутся, а мне уже крыть нечем. 

Оценку стихотворения можно было бы завысить, ибо не вина автора в том, что мне здесь пригрезилось, но что делать, если я уже установила систему критериев, не отбрасывать же ее?


1. Соответствие теме и жанру - 2 балла.
2.  Художественность текста - 1 балл.
3. Гармония формы и содержания (в т.ч. техника стихосложения) - 1балл.  
4. Воздействие на чувства и воображение читателя - 0 баллов
5. Авторская индивидуальность - 2 баллов.
 

Оценка произведения: 6

Реклама
Обсуждение
     18:52 03.04.2017 (1)
Сейчас минусы устраним:)))
     18:54 03.04.2017 (1)
     18:56 03.04.2017 (1)
Вот и все, словно их и не было:)))
Лилия, не обращайте внимания. Здесь неадекватных авторов хватает.
     19:01 03.04.2017
Ну что делать, придется возвратить их туда, откуда они были досрочно выпущены. 
     22:45 29.03.2017 (3)
Неевклидова геометрия в курсе средней школы не изучается. Не изучалась и ранее.
Разве что факультативно или в физматшколах.

Текст рецензируемого стихотворения не есть философская лирика. Ибо определяющим здесь является не жанр.
Это запоздалый (лет на сто) символизм. Следственно, явление несколько анахроничное.
Вспомним классическую - из Рубальской, разумеется, - виньетку ложной сути совокупно с плеснутым в хрустальный мрак бокала колдовством.
     09:57 30.03.2017
Ага, за несоответствие жанру еще баллик сминусуем
     23:38 29.03.2017 (1)
Я в восторге!
     23:40 29.03.2017 (2)
Опять иронизируете.

Вас никогда не понять, где Вы серьёзны, а где - нет.

Здрасьте.
     23:53 29.03.2017
Я сейчас понял, что хочу увидеть Вас. В скайпе я eugryumov. Наберите!
     23:45 29.03.2017
здрасте! такое впечатление, что Вы хотите понять.
     23:01 29.03.2017 (3)
Текст рецензируемого стихотворения - шедевр, а Рузанна - блистательная поэтесса. Этим все сказано. 
Рубальская отдыхает.
     15:50 30.03.2017 (1)
-1
Дорогая Лилия, простите...
Я прочла Вашу рецензию и, конечно,ставлю  "Очень понравилось"... 
НО...
Я так и  не поняла смысл словосочетания :"стяжает меня" в  этих последних строках произведения...
"И не достичь глубины
Той, что стяжает меня".

Если   значение слова слова "стяжать",  это:
1.. Наживать (нажить), приобретать (приобрести) (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие. 

Я   примеряю    значения к  к строке:

"И не достичь глубины
Той, что наживает   меня".  или: 
"Той, что приобретает меня?

Далее:
2. Своей деятельностью добиваться (добиться), достигать (достичь) чего-либо (славы, уважения и т. п.); 
заслуживать (заслужить), снискивать (снискать)
 
Значит,  так? 
"И не достичь глубины
Той, что  снискает  меня"?   "Той что, добивается меня "?

Далее:
3. Доставлять, приносить кому-либо (славу, уважение и т. п.)

Тогда  так? 
И не достичь глубины
Той, что уважает   меня"?   "Той,что доставляет славу   меня?

Так и  не поняла: кто тут  чего  достигает,  и  кто кого  "стяжает"...



И ...Насчёт "отдыхающей" Рубальской Вы, надеюсь,   пошутили?   
     16:00 30.03.2017 (1)
Да, Стаси, Вы правы, я пошутила насчет Рубальской. И насчет стяжания славы любыми способами тоже. 
     16:02 30.03.2017
-1
     00:58 30.03.2017 (1)

сегодня Людмилу Максакову изучал

блистательная женщина

у Вас, Лилия, есть общие черты с Людмилой

это очень хорошо
это радует

люблю умных и острых людей
.
     10:05 30.03.2017 (1)
Интересно, Егор, как Вы ее изучали? 
     12:51 30.03.2017
версии есть
?
скажу сразу
анализы не брал

изучал...
это подразумевает что изучил

но это не так, ещё не изучил

понимаете
люди могут многое если захотят

хотя, считаю, что понял её довольно хорошо
.
     23:05 29.03.2017 (1)
Ммм... Нет, не шедевр.
     18:38 30.03.2017 (1)
Неужели?
А автор считает свои опусы непревзойденными шедеврами.
Мы должны быть счастливы, что живем с ней в одно время.
Саша, чувствуете сколько Вам счастья привалило?
     18:47 30.03.2017 (1)
Единственное, к чему там можно придраться, - это странность словоупотребления последнего глагола.
Всё остальное - абсолютно то же самое, что и Софира, и Якутянка, и... ну и так далее. Не лучше. Но и не хуже. Короче, общее лицо самодеятельной художественности.
     18:50 30.03.2017 (1)
А вот и неправда Ваша.
Автор считает, что мы должны падать ниц перед ней.
И с ее творчеством никто на сайте не может сравниться.
Вот вернется она из "отпуска" и все Вам подробненько объяснит.
Можете уже начинать бояться:)))
     18:55 30.03.2017 (1)
Автор считает, что мы должны падать ниц перед ней.
Это уже из другой области.
Многие "молчаливые скромницы" ("Ой-ой-ой, ну какая из меня поэт! Что вы,  что вы,  Иван Васильевич!" ) тоже так считают. Только не озвучивают. Да и скромники - тож.
     18:59 30.03.2017 (1)
Из этой области, из этой.
Жаль, что вчерашние комментарии я не сохранила.
     19:11 30.03.2017 (1)
Да не надо мне этих комментариев.
"Всё я про неё знаю" (надеюсь, это не буквально будет воспринято? Если что - адресую к сцене Миронова и Мишулина из спектакля Захарова-Горина).
Так вот. Я сейчас не о личности, а о качестве текста. Оценивать который лучше всё-таки безотносительно к персоне автора.
В самом деле, объясните мне разницу между

Не разводи вокруг меня трагедий!
Я не боюсь насупленных бровей,
И окрика бичующих плетей (каково? окрик плетей!),
И гневных глаз, что цвета жгучей меди.

и

Машет прощальным крылом
Белого ангела тень.
Ночь превращается в день,
И говорит о былом.

И там, и здесь - какие-то символы, понятные только автору. Но беда не в том, что это присуще только Соломее или только Рузанне, а в том, что это - общая беда красивой типо поэзии. И в этом смысле рецензируемый текст ничем не хуже (но, повторюсь, и не лучше) всей остальной массы подобного бессчётного.
     19:19 30.03.2017 (1)
Александр, можно Вас попросить перенести дискуссию в другое удобное место. Например, на страницу Рузанны.  Я же ясно написала здесь, что это моя последняя рецензия на этом сайте. Мне бы не хотелось удалять Ваши комментарии, но и длинного хвоста ненужного никому, кроме Вас,  обсуждения  тоже не хочется. Заранее благодарю за понимание.
     19:34 30.03.2017 (1)
Всё, нужна разрядка.
Лилия, давайте посмеемся.
Я сейчас именно так смеялась (Вы поняли о чем я).
     19:47 30.03.2017
Спасибо Вам! Улыбнули!
     19:22 30.03.2017 (1)
1
с геометрией можно немного покумекать...
бег по кругу  превращается в посильную ношу (крест)
 а эта посильная ноша и есть бег по кругу

дальше о поиске друга, с которым лг испытает  последнюю страсть или
что-то в этом роде...


концовку не осилил...
     19:30 30.03.2017
Спасибо, Виктор! Всё, что мы здесь пишем, совершенно не нужно Рузанне! Ей нужна только нервозная обстановка вокруг этого заказа, поскольку рецензент не выставил ей ту оценку, которую она сама себе поставила.  Так зачем это обсуждение? Предлагаю все закончить.
     20:32 29.03.2017
БЭдная Рузанна. Как она негодует сейчас под этим стихом.:))))))))))
     16:01 29.03.2017 (1)
Надо молоко за вредность выдавать рецензентам. Вы еще от Безшуток не отошли, а тут...

Я не знаю, если не задумываться о чем это, то мне скорее понравилось. Абстракция какая-то, что-ли...
     17:57 29.03.2017 (1)
Поздно, молоко надо выдавать уже не мне. 
     21:10 29.03.2017 (1)
     21:19 29.03.2017 (1)
2
Вник в ситуацию...

Лилия, все, что ни делается...


«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».
     21:46 29.03.2017
Как точно подмечено!
Особенно перед свиньями, пытающимися примерить корону:)))
     13:07 29.03.2017 (1)
Где вы, пародисты?
     13:11 29.03.2017
доброволец
комсомолец
наводчик

мы родом из С.С.С.Р
.
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама