Освоившись мало-мальски,
Юный портняжка-март
Серенький драп февральский
Переменил на жаккард.
Чёлкой взмахнув небрежно,
Выбрал он синий цвет,
Тонкою коркой снежной
Лишь подчеркнул силуэт.
Платье слегка приталил,
Точно длину нашел
И серебро проталин
бросил на нежный шелк.
Взялся всерьез за дело
будет фасончик нов!
сверху украсил смело
рюшами облаков...
Этот заказ-из срочных
Он дошивал без сна.
Видим теперь воочию
Едет на бал Весна!
Как видим, стихотворение написано богатым поэтическим языком. Картина, которая возникает в нашем воображении, очень живописна. Какие же художественные средства использует автор, чтоб добиться такого эффекта?
Во-первых, это приём олицетворения месяца марта, который начинается уже с заглавия. Стихотворение называется "Портняжка-март". Само слово "портняжка" с уменьшительно-ласкательным суффиксом настраивает нас на особое восприятие, которое связано с ностальгией по детству и добрым сказкам. И, действительно, перед нами и разворачивается волшебная сказка Весны, которая ассоциируется с Золушкой, собирающейся на бал. И в этом красочном стихотворении, и в сказке о Золушке та же особая атмосфера подготовки к празднику и переменам в жизни.
Во-вторых, художественные образы, которые использует автор, Они очень удачно описывают работу портняжки-марта (серебро проталин, подчеркивающее силуэт платья; рюши облаков, наброшенные сверху). А образ самого марта при этом напоминает образ Феи, помогающей Золушке получить все атрибуты, необходимые для очень важного в ее жизни первого бала.
В-третьих, это ритм стихотворения. Прислушайтесь! Это почти ритм колыбельной, которую пели нам когда-то мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие сестры и няни. Однако некоторые нарушения ритма и стихотворного размера всё же есть. Они становятся очевиднее при подсчете слогов и простукивании стоп. Первая и вторая строфы несколько выбиваются из этого убаюкивающего ритма. Количество слогов построчно в первой строфе: 8, 6, 7, 7; во второй: 7, 6, 7, 7; а дальше уже стандартно одинаково: 7, 6, 7, 6 до последней; потом опять: 7, 6, 8, 6. Совсем небольшие отличия на один слог, но он-то и мешает чистоте ритма и звучанию.
Вот смотрите, ритмический рисунок одной из стандартных строф:
Платье слегка приталил, (7) (ЖК)
|--|-|-
Точно длину нашел (6) (МК)
|--|-|
И серебро проталин (7) (ЖК)
|--|-|-
бросил на нежный шелк. (6) [i](МК)[/i]
|--|-|
Хорошо бы под этот ритмический рисунок все и перестроить! А теперь смотрим, что у нас с первой строфой:
Освоившись мало-мальски, (8) (ЖК)
-|--|-|-
Юный портняжка-март (6) (МК)
|--|-|
Лишний безударный слог в начале первой строки! И он явно портит ритм! А жаль! На основе такого анализа можно при желании поправить выбивающиеся из размера и ритма три отмеченные выше строфы.
Рифмы - хорошие. Есть очень удачные, например, "мало-мальски - февральский", "проталин-приталил". Система рифмовки не нарушена. С этим нет проблем. Инверсий, мешающих восприятию, нет. Труднопроизносимых смычек согласных тоже нет.
В целом стихотворение оставляет очень приятное впечатление и оценку я снижаю только на один балл из-за небольших ритмических неурядиц.
Поздравляю автора и всех моих читателей с Днем поэзии! Пусть она и дальше радует своим светом и теплом наши души!