Стихотворение «Боль» отнесено автором к любовной лирике. Тема душевной боли не нова в этом жанре. Она имеет разные обличья, возникающие по различным поводам. Но чаще всего это боль отвергнутой женщины, как самая простая и естественная реакция на нежеланный исход любовной истории. Все мы знаем, что боль – сильнейший источник поэтического выражения, выплескивания тревожащих эмоций.
Однако, как по-разному, это можно сделать. Вот, например, «Сероглазый король» Анны Ахматовой:
«Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король».
Или ее же стихотворение "Смятение" из сборника «Чётки»:
«Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.»
Или моя любимая землячка Лира Абдуллина:
"Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живой живому вынимает
Живую душу, подцепив крючком,
Как рыбку с золотистым плавничком.
Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живой живого забывает,
Как будто убивает птицу влёт,
Живой - живого выстрелом в живот!
Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живая боль не заживает,
Когда живой - полуживой живёт..."
Давайте посмотрим, как это горькое чувство представлено в стихотворении Ольги Зеленковой, заодно понаблюдаем за чистотой поэтической речи, ритмом и рифмами.
Вновь рвет на части сердце мне (8)(МК)
Незаживающая рана (9)(ЖК) (точка!)
И мысли только лишь о нем (8) (МК)
Роятся в голове упрямо (9)(ЖК) (точка!)
Ритмическая схема четырехстопного ямба:
-|-|-|-|
-|-|-|-|-
Рифмовка перекрестная с попеременной мужской и женской клаузулами.
Как видим, рифмы неточные: «мне-о нём»; «рана-упрямо».
Что сделала я вновь не так?
За что попала я в немилость?
Нечаянно попав впросак,
Отчаянно в него влюбилась (точка!)
Нет-нет. Совсем я не глупа (точка!)
Он для меня не первый встречный (точка!)
Я думала - моя судьба!
И счастье будет бесконечным (точка!)
Рифмы некачественные: приблизительная «глупа-судьба»; банальная «встречный-бесконечный».
Нет больше веры никому (запятая!)
Все много проще оказалось (запятая!).
Хотелось новшества ему,
Как глубоко я заблуждалась…
Слово «новшества» выбивается из контекста стихотворения! Требует замены! «Оказалось-заблуждалась» - бедная глагольная рифма.
Насильно милой мне не быть (точка!)
Любимою не стать тем боле (точка!)
Придется мне о нем забыть (запятая!)
Страдая от тоски и боли (точка!)
Опять глагольные рифмы «быть-забыть».
И пусть утихнет в сердце боль (точка!)
Надеюсь я , что время лечит (точка!)
Теперь мужчина-это ноль ( дефис заменить на тире. запятая!)
Не жду я больше новой встречи.
Неудачная фраза в третьей строке финала.
Эти стихи я бы отнесла к дневниковой поэзии. Хотя в них нет особых нарушений ритма, но есть банальные и простые рифмы, неточности лексики. В стихотворение есть штампы «первый встречный», «насильно милой мне не быть», «незаживающая рана».
К сожалению, нет ничего того, что заставило бы задуматься, перечесть стихи несколько раз и сказать: «Да, я бы сама хотела именно так раскрыть тему душевной боли в любовной лирике!»
Стихотворение требует значительной доработки, но по сравнению с тем, что Ольга уже давала на рецензию, это шаг вперед.
И подведем итоги:
1. Соответствие теме и жанру (2 балла).
2. Художественность текста (1 балл).
3. Гармония формы и содержания (в т.ч. техника стихосложения) (1 балл).
4. Воздействие на чувства и воображение читателя (0 баллов).
5. Авторская индивидуальность (0 баллов)
Однако, как по-разному, это можно сделать. Вот, например, «Сероглазый король» Анны Ахматовой:
«Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король».
Или ее же стихотворение "Смятение" из сборника «Чётки»:
«Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.»
Или моя любимая землячка Лира Абдуллина:
"Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живой живому вынимает
Живую душу, подцепив крючком,
Как рыбку с золотистым плавничком.
Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живой живого забывает,
Как будто убивает птицу влёт,
Живой - живого выстрелом в живот!
Теперь я знаю, как это бывает,
Когда живая боль не заживает,
Когда живой - полуживой живёт..."
Давайте посмотрим, как это горькое чувство представлено в стихотворении Ольги Зеленковой, заодно понаблюдаем за чистотой поэтической речи, ритмом и рифмами.
Вновь рвет на части сердце мне (8)(МК)
Незаживающая рана (9)(ЖК) (точка!)
И мысли только лишь о нем (8) (МК)
Роятся в голове упрямо (9)(ЖК) (точка!)
Ритмическая схема четырехстопного ямба:
-|-|-|-|
-|-|-|-|-
Рифмовка перекрестная с попеременной мужской и женской клаузулами.
Как видим, рифмы неточные: «мне-о нём»; «рана-упрямо».
Что сделала я вновь не так?
За что попала я в немилость?
Нечаянно попав впросак,
Отчаянно в него влюбилась (точка!)
Нет-нет. Совсем я не глупа (точка!)
Он для меня не первый встречный (точка!)
Я думала - моя судьба!
И счастье будет бесконечным (точка!)
Рифмы некачественные: приблизительная «глупа-судьба»; банальная «встречный-бесконечный».
Нет больше веры никому (запятая!)
Все много проще оказалось (запятая!).
Хотелось новшества ему,
Как глубоко я заблуждалась…
Слово «новшества» выбивается из контекста стихотворения! Требует замены! «Оказалось-заблуждалась» - бедная глагольная рифма.
Насильно милой мне не быть (точка!)
Любимою не стать тем боле (точка!)
Придется мне о нем забыть (запятая!)
Страдая от тоски и боли (точка!)
Опять глагольные рифмы «быть-забыть».
И пусть утихнет в сердце боль (точка!)
Надеюсь я , что время лечит (точка!)
Теперь мужчина-это ноль ( дефис заменить на тире. запятая!)
Не жду я больше новой встречи.
Неудачная фраза в третьей строке финала.
Эти стихи я бы отнесла к дневниковой поэзии. Хотя в них нет особых нарушений ритма, но есть банальные и простые рифмы, неточности лексики. В стихотворение есть штампы «первый встречный», «насильно милой мне не быть», «незаживающая рана».
К сожалению, нет ничего того, что заставило бы задуматься, перечесть стихи несколько раз и сказать: «Да, я бы сама хотела именно так раскрыть тему душевной боли в любовной лирике!»
Стихотворение требует значительной доработки, но по сравнению с тем, что Ольга уже давала на рецензию, это шаг вперед.
И подведем итоги:
1. Соответствие теме и жанру (2 балла).
2. Художественность текста (1 балл).
3. Гармония формы и содержания (в т.ч. техника стихосложения) (1 балл).
4. Воздействие на чувства и воображение читателя (0 баллов).
5. Авторская индивидуальность (0 баллов)
А молчание автора - неуважение, конечно...