«Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысью по дереву, серым волком - по земле, летал орлом под облаками»
Не знаю, право, кто из нас с Олегом более растёкся в поисках ответа на вопрос - кто мы такие славяне? Для того, чтобы ответить на него, нужно окинуть взглядом весь мир. Сравнить с другими и понять себя.
И взлетел он орлом и увидел, как много нас, самый крупный этнос в Европе, да и где в мире сегодня славян не встретишь. И рыскал серым волком по земле, находя отличия от других, а мысь приносила самые яркие и крепенькие метафоры и нанизывала их на прутики строк. И вот она – «славянская вольница», с понятными только ей игрищами, не умещающаяся в сознание финно-угров и германцев. Вроде и живут всю жизнь рядом, и мебель хорошую делают, и машины, и всё у них по уму. Но при первом соприкосновении с нашей цивилизацией «отваливются финские пружины с прокрустовых лож» их порядков и установлений. Слишком большие мы. Они же для себя старались, думали, что и нам подойдёт, но нам нечто другое нужно и самим не понять что. И стенки шведские не подходят для наших телесных упражнений. Трижды пытались, и путь, по некоторым сведениям, указали – в греки. Набрались у греков премудрости, но опять со своим подходом. « в книге давней, рукою начёрканной …есть признаки веры» Всё остальное – от себя. И французы, и немцы ушли ни с чем.
Что же в нас такое- размышляет автор и отвечает - «проблески неба и грусть без причины» Странные свойства славянской души, делающие нас непохожими на другие народы. И сила в нас ест, и удаль, и «отвальный драйв», но разобщены мы и не только государственными границами, есть и претензии взаимные, и кровавые страницы истории, войны, обиды, и вера в свою собственную исключительность и особость. Задолго до нас родилась идея панславизма - в 18 веке, но так и не реализовалась, с тех пор межи превратились в овраги с отвесными краями. Предлагает ли автор свой вариант единства? «Вот здорово было бы, чтоб удалые гусли сыграли на бис Полонез Огинского». Прощание с родиной? Неужели с той далёкой общей праславянской отчиной на голубом Дунае, где безвестные сказители - гусляры рассказывали детям об общей истории на одном языке, молили о благосклонности общих богов, нужно распрощаться навсегда? Музыкант Гуслик полагает, что только в музыке мы можем найти истоки, питающие наши национальные реки. Это и общий для всех язык, общая культура, общая славянская душа « с проблесками неба» и грустью с причиной и без причины
В вальсах Шопена, славянских танцах Дворжака и музыке Глинки мы понимаем друг друга и лучше чувствуем свою идентичность, только она может сказать о нашей душе больше, чем философы и Олег, заставивший нас задуматься.
| Помогли сайту Реклама Праздники |