Вначале небольшие правки, если позволите.
-Мама! А куда уходят кошки? И почему Муська, не попрощалась со мной?
- Кошки? – Анна вздрогнула, не ожидая вопроса дочери. лучше - вопрос дочери был неожиданным.
- Ты сказала, что Муська ушла!
- Ушла, дочка, ушла! – Анна отвернувшись, смахнула набежавшеюнабежавшую слезу, - но я не знаю, куда они уходят, беги в свою комнату, там тебя ждут игрушки.
Когда дочка вышла в свою комнату, Анна опустилась на стул возле стола,(это не надо) и, обхватив руками голову, тихо вздохнула. В голове звучал вопрос дочери - "куда уходят кошки?"
Алёнка родилась больная. Диагноз - врождённый порок сердца, - прозвучал для Анны как приговор. Маленькая и подвижная дочурка, у которой вся жизнь ещё впереди, даже и не могла подозревать, что у неё в груди заложена « мина замедленного действия», лишь улыбалась и тянула к матери свои маленькие, крошечные ручки. Родная кровиночка и не подозревала, что у нее в груди заложена "мина замедленного действия". Она беспечно улыбалась, тянула к матери ручки, а Анны сердце обливалось кровью.Постоянные переживания за Алёнку состарили ее. Многочисленные консультации с врачами, сводились к одному - операция на сердце невозможна по медицинским показателям.
Однажды, когда Анна возвращалась домой из поликлиники, её остановил колокольный звон. Звуча мелодичными переливами, он тянул и манил её к себе, и Анна пошла навстречу колокольному перезвону. Мелодичные переливы влекли ее к себе с непонятной силой. Оказавшись у церковных ворот, она остановилась в нерешительности.
- Что остановилась, милая? – подошла к ней одна из старушек, которые сидели на лавочке возле церковной стены. – Пришла к Господу нашему Спасителю, так зайди, поговори с ним.
- Я никогда не была в церкви! – смутилась Анна, - я здесь в первый раз!
- Всё у нас в жизни в первый раз. И рождаемся, и к Господу приходим, и умираем. Всё в первый раз. Ты иди вперёд, не для того нас Господь в жизнь привёл, чтоб мы всего боялись, а для того что бы мы по жизни вместе с ним прошли. С бедой своей, наверное, пришла к нему?
- Дочка больна! – удивилась Анна, - откуда вы знаете?
- Так в праздности, время быстро летит. До Господа и времени нет. А как беда приключится, все к нему идут. Ты иди дочка, иди к нему, он тебя выслушает, да в беде не оставит!
...В одно из таких посещений, когда Анна вышла за ворота церкви, к ней подошла знакомая старушка, и протянула ей котёнка.
- Возьми дочка к себе кошечку, приблудилась, душа неприкаянная. ( Николай, насколько правомерно такое определение? Этого я не знаю. Я не религиозный человек. И мне кажется, что животные наделены душой больше, чем многие люди. Но насколько правомерно такое определение в устах верующей старушки? Можно ли в христианстве назвать котенка "неприкаянной душой". В исламе, к примеру, душой наделен только человек. Только к человеку применяют вопрос - кто? Животные - что? В русском языке животное отвечает на вопрос - кто? Но вопрос о душе, именно в устах верующей старушки -уточните, пожалуйста) Всё ни как не могу её пристроить.
- Кошечку? – Анна вначале хотела отказаться, но подумав о дочери, решила, что котёнок доставит её радость и согласилась, - А почему бы и нет! Пусть живёт у нас.
Котёнок, перебравшись из рук старушки к Анне, прижался к ней и затих.
- Ты погляди! – удивилась старушка, - Словно тебя ждала. Кому не предлагала, то не брали, то сама в руки не давалась, шипела. А тут вон как прижалась, как к родной душе.
Алёнка, души не чаяла в котёнке, которого назвала Муськой. Они целыми днями были неразлучны, играли, бегали по комнатам. (Николай, ребенок с пороком сердца может бегать?Я этого не знаю) Алёнка дразнила Муську бантиком, и та бегала за ней, догоняя. Алёнка заливалась весёлым смехом и у Анны теплело на душе ( усильте драматизм, Николай) А к вечеру, когда Алёнка засыпала в своей кроватке, Муська непременно устраивалась рядом с ней, засыпала на груди.
После очередного обследования, врач, наблюдавший Алёнку, удовлетворённо заметил:
- Что ж, прекрасные результаты, можно будет готовить девочку к плановой операции.
Алёнку положили в больницу. Муська оставшись одна, сразу отказалась от еды. Как не старалась Анна, так и не смогла уговорить её съесть хоть кусочек, она лежала на Алёнкиной кровати, свернувшись в клубочек.
В день операции, Анна не находила себе места, тревога за дочь не покидала её. И только после звонка врача, сообщившего, что операция прошла успешно, и она вздохнула облегчённо.
- Муська! Алёнка теперь здорова! – сообщила Анна, войдя в комнату дочери, и тут же остановилась от неожиданности. Муська лежала на кровати дочери, с широко открытыми, погасшими глазами.
Анна похоронила Муську в отдалённом уголке городского парка, в обувной коробке, дно которой устелила тканью. Выкопала небольшую ямку, и уложив в неё коробку, засыпала её, соорудив небольшой холмик. Над городом плыл колокольный звон.
- Мама! Мама! – вернул Анну из воспоминаний, голос Алёнки, - Муська забыла свой бантик!
- Она оставила его тебе на память, - и, прижавши к себе дочь, прошептала:
- Я не знаю доченька, куда уходят кошки. Но я знаю, что они уходят, потому-что любят нас!
Непосредственно текст рецензии
Мне сложно писать о кошках. Слишком много связано с этими замечательными животными в моей жизни. Поэтому, оценивая этот - Внимание! - не рассказ, а более очерк ( на смешении языка публицистического и даже научного), мне трудно отстраниться от внутренних пристрастий. Но это, впрочем, отличает меня, к добру, или к худу - не знаю. Но иначе я не могу. Или пишу сердцем, хоть краешком его, но непременно, сердцем, или не пишу вовсе.
Николай, как я уже сказала, это не рассказ в строго определенном литературном понимании этого слова. Это больше очерк, для которого характерна большая развитость описательного изображения. Но очерк пронзительный, душевный и необыкновенно сдержанный по манере описания.
Попробую пояснить свои определения, подкрепляя их примерами из текста.
Есть такое восточное выражение "возьму твою боль на себя." В разных языках оно звучит по разному, но на суть это не влияет. В нем особый глубокий смысл. Это не просто красивые слова. Это постоянная, ежесекундная готовность к самопожертвованию, ради любимого существа. Иными словами - преданность. Почти забытое ныне понятие. Чаще встречается похожее на него по звучанию - предательство.
Обычно символом преданности в животном мире называют собаку. Кошка считается существом коварным и неверным. Привязанным больше к месту, а не к человеку. Даже в пьесе Метерлинка "Синяя птица" Душа Пса говорит детям: "Я люблю вас всегда, такими какие вы есть." Душа кота говорит: "Я люблю вас настолько, насколько вы этого заслуживаете."
Я не буду сейчас распространяться о справедливости/несправедливости этого утверждения. Но одно знаю точно, кошки - животные мистические, очень непростые, с ярко выраженным чувством собственного достоинства и свободные. И недаром, именно кошкам приписывают свойство врачевать людей, успокаивать их, брать боль и тревоги их на себя.
О кошках с большой любовью, с восхищением их своеобразной жертвенностью (избирательной, это надо признать!) писали и Куприн ("Ю-Ю") и Ходасевич, и Бодлер. И изумительное стихотворение Саши Бест "В пыльной Москве старый дом в два витражных окошка."
Этот перечень можно продолжить. Но в очерке автора Николая удивительно просто, без литературных изысков рассказывается о том, как кошечка Муся взяла смерть маленькой своей хозяйки на себя. Ну, а разве по другому возможно, если речь идет о любви?
"Умру за тебя!" Кажется никогда это выспреннее выражение не звучало так просто и так пронзительно как в этом очерке.
Видимо, девочка, действительно была на грани жизни и смерти, раз кошечка, взятая в Божьем храме(как некий знак,как благодать), отдала ей все свои девять жизней и ушла вместо нее.
Есть старинные поверье. Когда умирает человек, и душа его воспаряет к соленому небу, то на пороге иного мира его встречает Кошка. Она - проводник его в мир Света или Тьмы. И когда на вечных весах взвешивают деяния человека при жизни, добрые и злые, то бывает и так, что не всегда перевешивают добрые дела. И вот тогда, Кошка может замолвить свое слово за человека, если он относился при жизни к кошкам хорошо. И ее слово может сыграть решающую роль, чтобы мера добра перевесила.
Так гласит поверье. А в жизни...
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Хотя бы потому, что они любят нас и всегда готовы пожертвовать ради нас жизнью.
Николай, благодарю вас за этот добрый, хотя и очень грустный очерк.
Теперь немного о замечаниях. Я позволила себе выправить текст. Расставила запятые, в некоторых местах разбила фразы на более короткие. Короткая фраза - как удар копья. Действует вернее и глубже на сознание читателя.
Взгляните, пожалуйста, все,что подчеркнуто красным, на мой взгляд, тяжелит фразу. Жирным черным, мой вариант. Вы можете принять его или не принять. Это ваше право как автора.
Я не буду говорить о каких-либо художественно-изобразительных средствах языка. Произведение это не художественное,а больше относится к жанру публицистики, поэтому сдержанность и даже лапидарность повествования, придает ему своеобразный шарм.
Но, вычитать еще раз, уяснить спорные моменты, мне кажется, послужит на пользу произведению. Оно станет чище, филиграннее.
Николай, здесь принято выставлять оценки. Я не совсем согласна с этим положением, ибо литература - это не сфера мер и весов, где оперируют цифрами. Это - хрупкая область человеческих взаимоотношений и изображения жизни в целом. С десятибалльной системой оценок, равно как и со сто балльной к ней подходить, мне кажется, не совсем правильно.
Но тут свои правила.
Я выставляю 10. За чистоту, проникновенность, и огромную душевную теплоту очерка. Это правда. Спасибо вам!
Но очень прошу вас, пройдитесь еще раз по тексту вни-и-и-и-мательны-ы-ым перышком!!!
Когда вы посмотрите текст с правками, сообщите мне и я оставлю непосредственно текст рецензии.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Так и написать: "Учебное пособие для рецензентов".
А в том месте, где обычно ставят цену, так и написать: "Бесценен".