Увы, приходится начинать с заголовка («Радоница», стихотворение в прозе, автор Надежда Кучумова).
Стало быть, «радоница»? Если мне не изменяет память, а она частенько последние годы подводит меня, это слово пишется иначе. Чтобы очистить совесть и снять все сомнения, лезу в однотомный энциклопедический словарь, изданный в 1979 году. И там читаю: «РАДУНИЦА, весенний языческий праздник у восточных славян, связанный с поминовением предков». Если именно в этом смысле использовано слово, то оно написано с ошибкой.
Иду далее. По правде говоря, я не очень-то хорошо себе представляю, как на самом деле должно строиться стихотворение в прозе, но почему-то кажется, что все-таки как-то не так, неподобно прозе.
Передо мной стихотворение «НА ОХОТЕ – ЛЕТОМ», написанное И. С. Тургеневым, как мне представляется в прозе.
Цитирую:
«Входим… в усталую грудь душистая льется прохлада;
Стынет на жарком лице едкая влага труда.
Ласково приняли нас изумрудные, свежие тени;
Тихо взыграли кругом, тихо на мягкой траве
Шепчут приветные речи прозрачные, легкие листья…»
А вот как выглядит (цитирую лишь часть) произведение Надежды Кучумовой (простите, но пренебрегать формой, наверное, тоже нельзя):
«Но - всё молчит, никто - не отвечает и на пороге дома не встречает... Нет крыши, провалился потолок, и воет ветер в печный закуток...»
Естественно, напрашивается другое построение. Например…
«Но - всё молчит, никто - не отвечает
И на пороге дома не встречает...
Нет крыши, провалился потолок,
И воет ветер в печный закуток...»
Да, но тут возникает неизбежно другой вопрос: почему в прозе, если есть ритмика, размер, есть какая-никакая рифма, то есть отвечает всем канонам поэзии?
Мне кажется, автором форма «стихотворение в прозе» выбрана искусственно. Впрочем, я могу и ошибаться.
Это – насчет формы. Теперь перехожу к содержанию.
«Но - всё молчит, никто - не отвечает и на пороге дома не встречает...»
Что именно «всё молчит»? Кто должен был бы ответить, но не отвечает? Я ответа не нахожу, потому что перед этими строками автор ведет речь о том, что герой произведения…
«Вернулся из насиженного места - тюрьма моя подруга и невеста, и в ней прошла вся молодость моя...»
Далее, правда, следует:
И - вот: "Свобода, здравствуй! Это - я!»
Однако и эти слова не прибавляют ясности. Потому что, если следовать логике, литературный герой явно здоровается с обретенной им свободой и представляется именно ей, а не кому-либо еще. Получается, что все претензии к свободе, которая молчит и не отвечает. Автор же имеет в виду, судя по всему, нечто иное, а именно: герой, отсидев свое, возвращается домой, а его никто не встречает. Потому что некому встречать. Потому что родительский дом пуст.
И даже это еще не все.
«И воет ветер в печный закуток...»
Когда воет ветер в печной трубе, то это я могу понять, потому что так бывает: сам не раз слышал сей неприятный звук. Однако… Что за «закуток» имеет в виду автор? Где он: за печкой, под печкой, над печкой или, может, в печи ветер отыскал какой-либо «закуток»? Имейте в виду: печь обладает тягой, когда воздух стремится вверх, но никак не вниз, поэтому, следуя закону физики, ветер сверху, через трубу вряд ли может попасть в печной закуток.
Наконец, надо писать прилагательное не «печный», а «печной закуток».
И в целом стихотворение написано в этом же духе и стиле, а потому повторяться не вижу смысла.
Над стихотворением автору следует еще много поработать – это мой совет.
Поэтическое творчество – занятие трудное; оно требует терпения, усидчивости и долгого поиска; занятие, увы, не всем подвластно, хотя балуются стишками почти все.
Моя «шестерка» автору (за попытку написать стихотворение) из десяти возможных.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
С благодарностью от всего сердца