Да, много разночтений вызывает эта повесть. Не мог я определиться и на том, как же назвать рецензию. И рецензия ли это будет?
Дело в том, что проиллюстрировать свои мысли и впечатления наскоком никак не получится, а обращаться к авторскому тексту - слишком много выдержек придётся приводить из повествования...
Поэтому, в отличие от Автора, который назвал свою повесть "Линия жизни" (сказать по правде, название не из лучших - есть в нём что-то незавершённое, рыхлое, но вполне многозначительное), у меня никакая линия не прочерчивалась.
А почему?.. Ведь единообразная авторская подача текста ничего не усложняет в восприятии, она не сложна, не перегружена композиционно, не выпячена в образах, не контрастна в изложении... Так почему я не увидел уже свою "линию" (жизни), а не авторскую?..
Но отвлекусь на другие сомнения в своём восприятии. Начну с оценки... Сначала мне хотелось выставить высшую оценку - все 10 баллов... Но, читая дальше, что-то в моём отношении пошатнулось - и мне пришлось вычесть один бал...
Второе сомнение, о котором я уже сказал, возникло в поиске названия... Всё плавало, ни на чём я остановиться не мог, не было за что зацепиться... Но первое название всё же пришло: "Сказка, в которую веришь"... Правда, очень быстро оно сменилось другим - "Эмоциональная сфера"... Однако, ни первое, ни второе название меня не устраивали... А почему?.. задаю во второй раз я один и тот же вопрос...
Повествование... Форма подачи... Это, скорее всего, пересказ... И в него веришь, будто в сказку, да простит мне Автор такое сопоставление... Дело всё в языке, который покорил меня насыщенностью, богатством своим - всё на месте, всё просто здорово... Но когда пошли диалоги, то меня удивило, что в словах Саши и Тамары-Алёнушки (и даже словах подруги, выслушавшей историю) всё те же авторские обороты, всё та же спокойная повествовательная интонация (вот почему "Эмоциональная сфера), что и у самого Автора. Отличия никакого нет...
(Известно, что даже у Достоевского все герои говорят одним и тем же языком, что совершенно оправдано, а потому и не вызывает возражения. Но то язык персонажей, и понятно, что никакой писатель не может избежать подобного).
Но в данном случае невольно подумаешь о форме, о манере, о почерке и даже стиле... Возможно было бы прибегнуть ко второму плану, чуть отдалив события, или даже третьему (общему как бы), но этого не происходит... Повествование течёт, заменяется продолжением (а как может продолжение заменить само повествование?..), но я ощущаю всё именно так...
И всё же, как я уже сказал, в это веришь, веришь как в сказку... Придумал ли здесь что Автор, сочинил ли или прожил?.. У меня нет ответа и на этот вопрос, хотя... Основания для написания повести понятны... Ведь начинает повесть взрослая женщина, она предваряет то, что хочет поведать читателю. Она даже (эта взрослая писательница) открывает кавычки (только как заметить, где она закрывает их?..), чтобы читатель понимал, что теперь обо всём нам будем рассказывать 15-тилетняя школьница... Однако взрослые интонации, взрослые обороты этой школьницы, которые известны и у многих на слуху, как бы стирают грань между Автором зрелым и Автором-подростком... Единство текста сохранено, а вот целостность формы нарушена...
Пожалуй, всем этим и объясняется то, что я не могу определить до конца, что же предложено мне. Но я читаю, потому что мне интересно, я не чувствую усталость, хотя ведь всем понятно, как нелегко воспринимать длинные тексты, а тем более, говорить о них, выражать аргументированное мнение... И я считаю, что это - одно из главных достоинств, когда Автор не скучен, когда он позволяет прочесть своё сочинение до конца... Несомненное достоинство и заслуга...
Перегружать же текст дополнительными сценами, утяжелять форму дополнительным конструкциями за счёт того же композиционного построения не просто кажется излишним - повесть достаточно завершена не только по замыслу, но и по реализации...
Так чего же мне ещё?.. Выставил приличную оценку - и забыл...
Не могу... Не могу, и всё!.. И не только вкусовое моё отношение заявляет об этом... Заявляет об этом суть, которую Автор так и не выразил... Да, он рассказал обо всём... Он вложил в одно повествование не просто историю любви собственного сердца - он подал и трагедии, хотя сделано это как бы бесстрастно, даже с эмоциональным самоотрешением...
И снова спрашиваешь: "Почему"?.. Почему ту Тамару, в честь которой названа героиня "похоронили на нашем кладбище", как свидетельствует Автор? У неё разве нет родных? Так ведь есть же!.. И разве не естественно то, что близкие просто не могут не посещать её могилку, не приносить цветы?..
Но, кажется, начинаешь догадываться, что Автор боится раздвинуть границы своего повествования, боится расширения, чтобы не заблудиться ни в чём параллельном, не утонуть в нём - ведь любое ответвление от главной и единственной линии потребует мастерства, умения не просто работать со словом или даже пусть целыми блоками текста. Каждая линия потребует не просто росчерка пера, а оправдания, завершения, будто притоки или рукава одной и то же реки... Понятно, что Автор должен просто этого избежать...
Допускаю даже и то, что если таким образом Автор убирает самого себя из повествования пусть даже на время, необходимое, чтобы высказаться, то и в это не очень верится. Потому что Автор, тем самым, прибегает к приёму, чтобы разнообразить своё сочинение, готовясь нам предложить (или уже предлагая) второй план... Но этого не происходит - мы не видим двойной экспозиции того, что уже запечатлелось в авторском сознании... Тоже ведь вопрос разветвления в повествовании...
И я утешаю, наконец, себя той мыслью, что это не я, не моя рецензия, так не определены... Я останавливаюсь на том, что Автор не дал мне оснований ни для какого конкретного определения... И подозреваю поэтому, что Автор проявил определённую стыдливость, неуверенность какую-то, а поэтому и не стал выпячивать ничего, чтобы не остаться и самому ни в чём уличённым. А почему?..
И это последнее, четвёртое "почему", наконец-то, позволяет мне поставить точку.
Я прихожу к заключению, что все авторские опасения такого рода напрасны... Прекрасный, чистый язык, понятная, привычная мораль... Ни одного, заметьте, даже намёка на отрицательные образы... Даже первая девушка Саши, предавшая и чувства, и того, к кому они были обращены поначалу, не вызывает читательского отторжения - читатель, скорее всего, не станет осуждать её...
И да, я уверился, авторские опасения совершенно напрасны...
Что же дальше? А дальше остаётся ждать, что Автор напишет смелее, и о другом... Только я отношусь с подозрением и к этому своему заключению. Похоже на то, что Автор высказался один раз и окончательно, проявился в одной теме... А поэтому я боюсь заглядывать на его личную страничку, чтобы убедиться, что это не так...
И всё же хочется, чтобы он писал вновь и вновь, так как его способности и возможности вполне позволяют написать новое и свежее произведение...
| Помогли сайту Реклама Праздники |
да уж...мемуарный пересказ воспоминание, настолько скучное, что мне перелистывать уже не хотелось.
Сюжет - пресловутый , банальный. Сценария живого нет, а последовательное описательство. Много напыщенной игры...одномерность ощущений и прочие завитушки соц. реализма.
Даже предугадываю концовку, ради которой не хочется перелопачивать тонну слов. Оценка может лишь оправдывать тяжкий труд печатания. Высоко же Вы оценили этот посредственный текст):
Самое первое предложение меня уже насторожило;
А Вас нет?))) Разве может быть ВНЕЗАПНО то, что так неистово ждёшь? Слово- ВНЕЗАПНО тут не уместно) Далее я уже не вникала в красивость предложений, а просто плыла по жиже...однотонно- монотонной)
Скучное чтиво, напичканное стандартно общепринятыми понятиями- даже не порассуждаешь)
Оценка моя за произведение- 3!
И вам тоже)))