Произведение «О жанре миниатюры»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 61
Читатели: 1585 +1
Дата:

О жанре миниатюры

В современной русской прозе все явственнее проявляется тенденция к минимализму, что отмечается многими исследователями. Одно из проявлений этой тенденции - расцвет малой прозы во всем многообразии ее форм и вариантов.
Особую популярность в современной литературе приобрел жанр прозаической миниатюры. Этот жанр не является новым для русской литературы. В XIX - начале XX вв. к нему обращались И. С. Тургенев, И. Бунин, многие писатели серебряного века. 
Но схожесть можно найти гораздо раньше  - у Батюшкоаа, Жуковского,Теплякова , Сомова, который представил впервые в России  двадцать пять прозаических миниатюр. 
В советский период развития русской литературы миниатюра, как и другие неканонические формы, надолго исчезла из книг и журналов. Она появилась вновь лишь в 60-80 гг. и с этого времени пользуется неизменной популярностью у писателей и вдумчивых читателей.
В доперестроечный период вышли в свет «Бухтины Вологодские» В. Белова,  «Камешки на ладони» В. Солоухина,  «Крупинки» В. Крупина,  «Крохотки» А. Солженицына, «Трава-мурава» Ф. Абрамова,  «Мгновения» Ю.Бондарева, «Затеси» В. Астафьева и другие - эти книги являются сборниками миниатюр,
Хочется заострить внимание на том, что зачастую авторы именуют миниатюрой любой короткий рассказ. Это не совсем так.
Да, миниатюра – это короткие прозаические произведения, лаконичные по объёму, но чрезвычайно ёмкие по содержанию.
 Часто в миниатюрах практически нет действия, а существует лишь зарисовка, картинка. Но автор, используя ёмкость образов, сравнений, эпитетов, буквально несколькими фразами моет создать целую человеческую судьбу.                                                          Хотя жанр миниатюры начал развиваться давно, но чётких границ у него до сих пор не выявлено. Термин, в сущности,
 до сих пор условен, отсюда и путаница в наименованиях. Часто миниатюры в прозе  носят название «картинок», «сценок».
       Одной из характеристик миниатюры является отсутствие четких границ. Этим миниатюра дает большую свободу авторам, она глубоко субъективна, и это составляет одно из ее основных отличий от других малых прозаических жанров.
 Миниатюра позволяет обращаться к различным сторонам нашей жизни и ставить в центр изображаемого как глобальную проблему, так и частный вопрос. При этом она должна  обладать явной и яркой динамикой, а организация текста - обязательно включать в себя законченность и пропорциональность. Миниатюра едина в своем естестве и неделима; ее форма изящна, ритмична и мелодична. Здесь  взаимодействуют лирика и эпос, и всё это подчинено основной сверхзадаче автора - донести до читателя свои мысли  и чувства                
  Ю. Б. Орлицкий характеризует миниатюру как жанр с ярко выраженной ритмической организацией, лаконичностью и особенной смысловой нагрузкой, которая вкладывается в некоторые слова и детали, допуская символику и аллегории.
Поток сознания, внутренний монолог, условно-ассоциативное мышление, экспрессия повествования, ритм, а порой и внутренняя
рифма - свободно сосуществуют в этом жанре с образно-логическим рядом!
 Все это сочетается с обостренным интересом к философско-этическим, так называемым, вечным проблемам, что позволяет авторам достигать в небольших по объему и очень лаконичных произведениях высокой степени художественных обобщений. 
Предлагаю познакомиться с двумя миниатюрами известного писателя.
Ю.Бондарев
Но всё-таки…                                                                                          
Наверное, где-то там есть свой список, и ежедневно некая рука с усталой небрежностью ставит крестик или галочку напротив какого-либо имени – и тот, кто носил это имя на земле, покидает ее в срок намеченный.                               
 В выборе этом почасту нет благоразумного, логического порядка и нет верховной справедливости (так нам кажется), 
и мы говорим о неисповедимых путях, о високосном годе, прошедшем с косой по знакомым и близким нашим, по совсем молодым людям, а слова «инфаркт» и «рак» стали уже эмоционально равнозначны понятиям «война» и «смерть».                      
Раз мой приятель, вернувшись из больницы и идя со мной вечером из ресторана сказал:                                                                    – Если зажечь над окнами всех смертельно больных всего мира красные лампочки, нас потрясла бы эта страшная иллюминация!
Но все-таки… все-таки есть ли там, в запредельных списках, норма справедливости, не перепутываются ли эти списки кем-то с мстительным упорством не опахивает ли казнящее крыло, обдавая вне очереди обреченные имена запахом жженой горечи?                      Или, может быть, истина в сердцевине закона кажущегося равновесия?
Неистовство

Море гремело пушечными раскатами, било в мол, взрывалось снарядами по одной линии. Обдавая соленой пылью, фонтаны взлетали выше здания морского вокзала. Вода опадала и снова катилась, обрушиваясь на мол, и фосфорно вспыхивала извивающейся шипящей горой исполинская волна. Сотрясая берег, она ревела, взлетала к лохматому небу, и было видно, как в бухте мотало на якорях трехмачтовый парусник «Альфа», раскачивало, бросало из стороны в сторону, накрытые брезентом, без огней, катера у причалов. Две шлюпки с проломанными бортами выкинуло на песок. Кассы морского вокзала наглухо закрыты, везде пустынность, ни единого человека на ненастном ночном пляже, и я, продрогнув на сатанинском ветру, кутаясь в плащ, шел в хлюпающих ботинках, шел один, наслаждаясь штормом, грохотом, залпами гигантских разрывов, звоном стекол разбитых фонарей, солью брызг на губах, в то же время чувствуя, что происходит какое-то апокалипсическое таинство гнева природы, с неверием помня, что еще вчера была лунная ночь, море спало, не дышало, было плоско как стекло.
Не напоминает ли все это человеческое общество, которое в непредугаданном общем взрыве
 может дойти до крайнего неистовства?






Послесловие:
ПРЕДЛАГАЮ РЕКОМЕНДАЦИИ Александра Красилова (они могут быть полезны любознательному читателю):

"Пёстрые расказы" Элиана под эту категорию, пожалуй, не подпадают, поскольку согласен с Вами - наличие сюжета, когда текст сюжета ради и написан, всё-таки относит миниатюру именно к рассказам (но "Пёстрые рассказы" Элиана всё-таки очень интересны).
А вот японские дзуйхицу (не раз выходило в СССР издание трёх наиболее известных авторов этого жанра - "Записки от скуки" Камо-но Тёмэй, "Записки у изголовья" Сэй-Сёнагон и "Записки из кельи" Кэнко-хоси) - это именно миниатюры и совершенно прекрасны. И - конечно! - "Слова пигмея" Акутагавы...
Реклама
Обсуждение
     00:39 12.03.2021 (1)
Для меня миниатюра, хорошая миниатюра сравнима с короткометражным фильмом. И в фильмах, и в рассказах уважаю концентрацию событий. В них суть. И минимум мыла. 
     08:56 12.03.2021 (1)
1
Спасибо, что прочитала, Таня.
Рада единомыслию.
     12:04 12.03.2021
Взаимно, Гэл! 
     22:04 24.11.2020 (1)
Очень понравилось. Особенно первая миниатюра Ю. Бондарева.
А, вообще я думаю, что эти короткие штрихи-зарисовки очень сложно писать. 
И, в особенности, писать правильно. 
     22:57 24.11.2020
Не оскорбляй жанр миниатюры. Какие ещё штрихи-зарисовки?
Написать приличную миниатюру сложней иного рассказа...
Спасибо, что зашла, Магда.
С искренней симпатией, Г.
     15:19 22.11.2020 (1)
Спасибо, Галина, за эту статью.
Люблю этот жанр, особенно пейзажные и другие зарисовки. Люблю их читать и сам пишу.
Тоже давно заметил, что этим жанром многие авторы определяют всё небольшое по размеру: короткие  рассказы, такие же эссе и пр.  Но здесь нужно учесть, что литературоведение - это не математика и её определения жанров многословны и неоднозначны. Я, например, однажды собрал в одном тексте смешные и забавные эпизоды из своей полной разнообразия жизни (есть на нашем портале) и не знал как определить этому жанр. Определил как "ироническая проза" и не знаю правильно это или нет.
С уважением, Анатолий.
     20:20 22.11.2020
Приятно, что оценили, Анатолий. Заходите на мои миниатюры.
С уважением, Галина.
     17:44 18.03.2020 (1)
Замечательный литературный жанр. Спасибо за статью, Галина!
     15:35 22.11.2020
1
Спасибо. Надеюсь, почитаете мои миниатюры.
     23:20 15.02.2020 (1)
Одной из характеристик миниатюры является отсутствие четких границ. Этим миниатюра дает большую свободу авторам, она глубоко субъективна, и это составляет одно из ее основных отличий от других малых прозаических жанров.

  -  именно, это, как мне кажется, и есть суть миниатюры, её, так сказать, краеугольый камень.
Иногда я думаю, что короткий рассказ нельзя назвать миниатюрой, и наоборот. Хотя рассказ в большей степени предполагает некий сюжет...
Тонкая здесь грань, довольно тонкая...

  Спасибо, Галя! Наши мысли во многом совпадают.
     09:20 16.02.2020 (1)
Нельзя забывать о ритме и сгущённости слов, а также - эмоциональном накале.
Для меня, например, это важно.
А то иногда просто незавершённый рассказ "обзывают" миниатюрой...
Спасибо, что заинтересовался темой.
 
     10:42 16.02.2020
ок!
     01:15 16.02.2020 (1)
Миниатюра мне представляется в виде изящно расписной шкатулки. Может я себе нафантазировала какой эффект она на меня должна оказать, но пока не встретила такой вот шкатулки. Почитаю рекомендованные миниатюры.
По своему опыту знаю (когда ещё писала миниатюру на конкурс Фабулы), что писать ее труднее, чем длинный рассказ, в котором можно растекаться различными диалогами и описаниями.
Спасибо, Галина, за статью! Не очень много времени для прочтения больших книг, а вот миниатюры с удовольствием почитаю.
     09:08 16.02.2020
1
А ты мои миниатюры читала?(В разделе "проза") Недавно у нас на литобъединении обсуждали и хвалили.
Да, их пишешь, обдумывая каждое слово и место в строке, но мне нравится этот жанр.
Спасибо за прочтение, Марина, и любознательность.

     23:24 12.02.2020 (1)
1
Спасибо.
У меня есть "Мгновения" Юрия Бондарева - очень изящное издание М.: Молодая гвардия, 1983 г. Но как-то всё не доходили руки. Сегодня начну читать.
И «Камешки на ладони» В. Солоухина тоже есть в отдельном издании. Их читал года три назад. Внимательно и с удовольствием.
Обо всех остальных упомянутых книгах знаю, но, поскольку в собственности нет, пока не читал...
     23:32 12.02.2020 (1)
Признательна, Александр, за прочтение и оценку.
(Буду рада, если и мои миниатюры когда-нибудь почитаете...)
     23:41 12.02.2020 (1)
1
Вообще, жанр миниатюры - древний.
"Пёстрые расказы" Элиана под эту категорию, пожалуй, не подпадают, поскольку согласен с Вами - наличие сюжета, когда текст сюжета ради и написан, всё-таки относит миниатюру именно к рассказам (но "Пёстрые рассказы" Элиана всё-таки очень интересны).
А вот японские дзуйхицу (не раз выходило в СССР издание трёх наиболее известных авторов этого жанра - "Записки от скуки" Камо-но Тёмэй, "Записки у изголовья" Сэй-Сёнагон и "Записки из кельи" Кэнко-хоси) - это именно миниатюры и совершенно прекрасны. И - конечно! - "Слова пигмея" Акутагавы (тоже не раз переиздавалось). 
     23:58 12.02.2020 (1)
1
Мне больше импонируют те, которые находятся на стыке прозы и поэзии, - некая стихопроза...
Но японцев нужно будет почитать, особенно "Записки из кельи". Чувствую, что это доставит наслаждение.
(Не сегодня, но обязательно постараюсь найти и прочесть). Спасибо за совет.
     23:29 15.02.2020
Читаю Бондарева.
Согласен, что "Продажа" действительно оставляет комок в горле...
А есть - словно другая грань - "Щенок"...
И ещё "Трое"...
Много, много в этой книге того, что заставляет задуматься... Хотя, может, и не всё равноценно, и не со всем согласиться можно... Но это, наверное, и хорошо.
     18:02 13.02.2020 (1)
Спасибо, Галина,
     19:33 13.02.2020 (1)
1
Рада тебе, Нурия.
     20:57 13.02.2020
     00:46 13.02.2020 (1)
Поскольку прозу не пишу,  только читаю , то  очень интересно и познавательно .
Спасибо!
     08:12 13.02.2020
1
СПАСИбо, Вера!
     22:02 12.02.2020 (1)
1
Очень хорошая, нужная статья, Галина. Примеры миниатюр (особенно первая) из Бондарева вообще потрясающие.
Спасибо.
     22:34 12.02.2020
1
Спасибо, Ляман. Поищите в интернете "Миниатюры Ю. Бондарева". Сегодня одну - о продаже машины - читала вслух
и...расплакалась. Даже не ожидала от себя.
Могла бы больше примеров привести, но комп. барахлит.
Реклама