Жил-служил на одном из старых наших артиллерийских крейсеров Матрос. Все были люди, как люди, он как болт на блюде, потому что хотел найти Правду.
Моряк ходил по кораблю и всех донимал сакраментальным вопросом:
- Что такое Правда на флоте?
Одни ему говорили:
- Правда - это Ум, Честь и Совесть нашей Эпохи.
Другие убеждали, что Правды в жизни нет.
Третьи предполагали, что правду придумали русские, чтобы не платить за свои ошибки.
Четвертые были убеждены, что Правда находится на дне бутылки спирта и там ее искали.
В поисках Правды Матрос облазил весь корабль. Побывал в кубриках, на камбузе и в гальюне, на боевых постах и на ходовом мостике, но нигде не встретил Правды.
Спросил он и своего начальника, молодого Лейтенанта, командира группы управления артиллерийским оружием, который рассказал ему старую, где-то прочитанную притчу:
«Когда-то Ветер, Вода и Правда были тремя друзьями. Однажды, Правда и Вода, спросили у Ветра:
- Скажи, друг, ты очень быстрый и бродишь по всему миру, когда понадобишься, где тебя найти?
Ветер ответил:
- Вы найдёте меня в море.
Тогда Ветер и Правда спросили у Воды, где её найти в нужный момент.
- Вы найдёте меня в фонтанах. Там точно найдёте.
Вода и Ветер спросили у Правды:
- Где тебя найти в нужный момент?
Правда ответила:
- Друзья, пока вы меня держите в руках – я ваша. Если я из рук ускользну, тогда вы меня нигде не найдете! Я терпеть не могу тех, кто в меня не верит и покидает».
Моряку притча понравилась, но ее мораль не ответила на его сакраментальный вопрос: Что же все-таки, правда, на флоте?
Парень продолжил свои поиски по кораблю пока не попал в котельную, расположенную глубоко под палубами. Там помимо машинного отделения, трюмных помещений, холодильных установок, располагались котлы.
- Правда, ты здесь? - крикнул он в полумрак котельного отделения.
- Что ты хочешь? - спросил Моряка усталый голос.
- Я ищу правду.
- Что ж, ты нашел ее!
Моряк зашел в котельную. Вдохнув горячий влажный воздух, салага осмотрелся. Его взору предстало тесное темное помещение с громадными котлами, опутанными множеством труб и вентилей. Котлы были похожи на монстров из фильмов ужаса.
Адская жара была несусветная. Стоял шум, все дышало и двигалось. Вентиляции почти не было. Около огнедышащей топки не останавливаясь, двигался кочегар «черной команды» с лопатой, прозванной «банджо».
Волосы человека были в угольной пыли, руки в язвах от мозолей. Не останавливаясь, раздетый по пояс с платком на шее, в атмосфере удушающей угольной пыли и дикой влажности кочегар кидал лопатой уголь в огненную топку. После этого он ворошил уголь шуровкой - «черным когтем», в виде грабель с двумя зубцами, чтобы уголь ровно распределялся по колосникам топки. Когда уголь прогорал котельщик, или как его называли на корабле - «дух» выгребал шлак. Пот стекал с его худой мускулистой спины.
- Ты и есть правда? – потрясенный увиденным ужасом, переспросил Моряк.
- Да, братишка! - ответил кочегар. - Я и есть правда корабельной службы, но, ты об этом никому не говори, пусть все считают, что корабельная служба - это ослепительно белая фланка, брюки клеш, голубой гюйс и золотые якоря на бескозырке, возможность увидеть красивые места планеты и побывать в иностранных портах!
|
Как результат творчества она может быть отведена в критические загоны и клетки, на нее вешают ярлыки, о которых не может думать художник в момент зачатия вещи, в момент, когда никакого другого искусства нет. Гражданские стихи Некрасова, лучшие картины передвижников – это прежде всего искусство для искусства, чистое искусство. А как результат творчества оно может быть поставлено на ту или другую полку, что для художника не должно быть важным. Творческая сила Врубеля свела его с ума, и нетрудно подумать, что клетки мозга человека с его одинокими, индивидуальными видениями такой силы и не могли выдержать правды жизни такого напряжения.
(Варлам Шаламов)