Произведение «СУВОРОВЕЦ, СТАВШИЙ МОРСКИМ ОФИЦЕРОМ...» (страница 1 из 7)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 4
Читатели: 1289 +1
Дата:
Предисловие:
С каждым годом нас становится все меньше и меньше. На наших ежегодных встречах наше застолье мы начинаем с тоста: "За то, что в этом году мы никого не потеряли"! Но бывает и так, что все начинается с поминания кого-то из наших друзей.
Однажды, в 2010 году наша встреча началась так: "Ещё один из нас ушёл в свой поход... Навсегда. Володя Петров, суворовец, ставший моряком..."
То, что Вы будете читать, всего лишь эпизод из многогранной жизни ленинградского суворовца, курсанта ЛенВВМИУ и офицера ВМФ Володи Петрова...

СУВОРОВЕЦ, СТАВШИЙ МОРСКИМ ОФИЦЕРОМ...

                         
                                                           Светлой памяти моего друга и брата Володи Петрова
                                 [i]
[/i]

     Володя пришел в училище после окончания им Ленинградского Суворовского военного училища. Суворовец, решивший посвятить свою жизнь военно-морскому флоту. Это казалось нонсенсом, но было фактом.
     Мы встретились с ним после отпуска и решили держаться вместе – суворовец и нахимовец (кадет и питон). А как могло быть по иному – два курсанта первокурсника, вкусившие уже военной жизни….
     Когда стал вопрос о группе изучения английского языка, то мы решили идти в группу начинающих, т.к. - «нам этот язык уже настолько надоел в тех училищах, что мы хотим, попросту, отдохнуть».  И началась учеба.
     На уроках английского языка спали по-очереди – то Петров, то Ильин.
     Но наступил момент, когда мы попались.
     Вовка дремал, положив голову на согнутую в локте руку (эту позу знают все, начиная от школьника и заканчивая последним аспирантом).
     У доски «плавал» Володька Афанасьев, у которого не получался перевод технического текста из учебника о «steam boiler».
     Наша «англичанка» Людочка Милованович вызывает «на помощь пловцу» Афанасьеву Вовку Петрова. А тот-то – тихо посапывает.
     Я толкаю Володьку локтем и тихо шепчу, что надо с такого-то абзаца перевести текст.
     Тот поднимается, берет в руки учебник и, абсолютно забыв, что это группа для начинающих, начинает переводить требуемый текст в обычной для «кадета» и «питона» манере.
     У «англичанки» глаза мгновенно закрыли все ее очаровательное лицо, так они расширились….
     Следующее занятие мы проводили в группе для продолжающих.
     В 2002 году Володя опубликовал свои дневники, в которых описывалась наша «курсантская служба» на крейсере «Октябрьская революция».
     И оказалось, что он пишет прекрасные стихи.                                      

                                             
     И надо верить, что наступит день, когда, условно говоря, над гладью Баб-эль-Мандебского пролива снова запоют турбины и застучат дизеля наших кораблей, а встречные суда будут приветствовать возрожденный флот, защищающий честь и достойную жизнь своего народа.
     А наши однокашники вспомнят нелегкие будни многомесячных боевых служб, освоение новых пунктов базирования, практические решения эксплуатационных задач для новых проектов кораблей.
     И, главное - мы помним о тех, кого по различным причинам уже нет сегодня среди нас.

Авторы Сборника надеются, что те, кто связал жизнь с нелегкой морской долей, смогут найти для себя интерес в наших публикациях.
С уважением, бывший курсант 112-152 классов Дмитрий Стабровский, Кронштадт, 2002 год




                                СТИХИ – ПОСВЯЩЕНИЯ

                                               В.Петров

                                ТРЕТИЙ ТОСТ

Мы сели за стол, осмотревшись в отсеках,
И, стоя, тост третий допили до дна...
И вспомнили годы в расставленных вехах,
Чего не понять алчным нукерам дня.

Нет памяти крепче  Цусимской "Авроре",
Чем сотня остриженных ладных парней,
На баке присягой, поверивших в море,
От детских считалок к реалиям дней.

Пробег в три десятка, как ветра надрыв,
Не всех возвратил, через пену преграды,
Порой, забывая про юный порыв,
В родные, увы, но другие Пенаты.

И видим друзей, их судьбы различны,
Без пафоса Родиной, службой сильны.
Награды могли быть у них необычны,
Ан, нет, нуворишам они не слышны.                                                        

И с грустью брожу по старинному парку:
«Где Гена Величко и много других?»
Но в сердце держу я матросскую марку…
Своих и чужих поделив на иных.

Да, тело изныло, покоя не зная.
История метит в скрижалях не всех,
И цену усвоив спасенья от зноя,
Моряк настоящий не злится на кнехт.

Вот, Дима, ответь мне - откуда тяжбина?
Ведь друга горчее не скажет никто.
Сегодняшний мир нам - почти что чужбина,
В Отечестве прошлом осталось "Село".

И в сказанном - к Богу молю утешенье:
«Николе Морскому слегка подсоби.
Зло вдоволь отъелось во искушенье,
Так Господи, Друже, воздай, укрепи!...»

Но хватит о грустном, исполнился праздник:
Три века победному флагу Петра.
История наша - не телеобманщик, -
Матросам Державы – «Виват! И Добра!»


К размышлениям о трагедии 12 августа 2000 года в Баренцевом море с АПЛ "КУРСК"
         
АВГУСТОВСКИЙ ГАМБИТ  

                                                 
От рассвета до заката выживала, как могла,
Удивившая полмира преогромная страна.
Так, в субботний день недели, растворив остатки сна,
Остров донный в хладном море учинила враг- беда.

Дал ужасную картину разрушительный тротил,
Развенчавший подчистую демонических громил.
Все отпущено Богами без особенных причин,
И лежат сыны Отчизны в том провале без могил.

Лодки корпус изнуренный, у судьбы коварный рок,
Ты и я, нам всем налили в наш бокал кровавый грог.
Слов не надо, их в избытке и любовь меняет слог,
Там, на горечной тропинке, экипаж исполнил долг.

Сквозь морскую преисподню крики чаек не слышны,
Переборки, словно короб, оцинкованной души.
В рай не пустят - слишком сложно, но и в ад не по пути,
И от мысли скверной этой никуда не отползти...

        Вот он – курсантский дневник Володи Петрова                            

«Прошлое навсегда погребено на гигантском кладбище того же прошлого, которое мы так редко теперь навещаем»…
                                                                      Валентин Пикуль, писатель.
Время бежит стремительно, не давая иногда в повседневной суете замедлить бег и оглядеться, с достоинством воспринять отпущенное судьбой расписание.
Тем интереснее современникам наблюдать эволюционные изменения сегодняшнего дня по отношению к укладу прошлой жизни.
Предлагаемая публикация представляет собой документальное отражение событий глазами автора походного дневника за период с начала апреля по 4 июня 1970 года.
За два месяца двадцать курсантов-третьекурсников, будущих инженер-механиков военно-морского флота не существующего ныне Советского Союза, в реальных условиях морской практики на крейсере «Октябрьская Революция»,  прошли 12 тысяч миль, несли вахты на боевых постах, участвуя в крупнейших учениях того времени «Океан». Посетили с дружеским визитом Францию, обогнули на крейсере Западную Европу с севера на юг, и через Гибралтарский пролив вошли в Средиземное море для несения боевой службы.
В июне, после завершения практики, группа курсантов, миновав пролив Босфор на крейсере «Дзержинский», пришла в город Севастополь, откуда по железной дороге возвратилась в город Ленинград для продолжения учебы.                                                

       С тех пор минуло три десятка лет, и по-разному сложились жизненные пути участников. Но это отдельный разговор.
     Автор полагается на вдумчивость читателей в восприятии позитивного опыта рядовых эпизодов прошлого.
Текст дневника печатается по оригиналу с незначительной корректировкой.

                                   ВЛАДИМИР ПЕТРОВ

                             НЕКОТОРОЕ ДЛЯ ПАМЯТИ.
                         
                           Походный дневник апрель - июнь 1970 год.

                Ленинград – Балтийск – Шербур – Севастополь

     Не пытаюсь полностью воспроизвести события, делаю только лишь узелки для памяти, чтобы через энное время перечитать дневник и вспомнить былое.
                                10 апреля 1970 года, пятница.
Сегодня ровно неделя нашей службы на крейсере «Октябрьская Революция». Началась третья курсантская морская практика. Опускаю описание хлопот, связанных с отъездом.                                                  

     Итак, второго апреля, поезд Ленинград - Калининград отошел от, местами еще покрытого подтаявшим снегом, перрона Варшавского вокзала. И на следующий день в 11 часов 17 минут мы, одетые в черные бушлаты, вышли на привокзальную площадь бывшей столицы Пруссии, города Кенигсберга, ныне города Калининграда, где нас уже ждал автобус, а меня еще встречали тетя и двоюродный брат.
     В 14 часов мы уже были на крейсере. Приняли нас хорошо, применительно к боевому кораблю, со своими обычными сложностями, которые мы пытались свести за неделю пребывания к наибольшему минимуму.
     Получил удовольствие от поездки в автобусе от вокзала до города Балтийска. Ранее уже бывал в Калининграде, но время не стоит на месте, находишь для себя какие-нибудь свежие впечатления, не полученные прежде.
     Столько книг прочитано, просмотрено фильмов об этих местах. Узкая асфальтированная дорога ведет в Балтийск, бывшую военно-морскую базу немцев Пиллау.
     Кажется, сейчас из-за поворота выскочит «Опель» с немецкими офицерами, до такой степени знаком этот пейзаж, ассоциирующийся с каким-нибудь военным фильмом. Тут и там особнячки, такие разные и в тоже время одинаковые в своей серости цвета. Но проезжаем еще немного: по бокам дороги березовые рощи, как в России, забываешь, что находишься на бывшей немецкой земле.
     Балтийск относительно небольшой городок с преимущественно серого цвета домами. Но город особый - Военно-Морская База флота. Въезд - по специальным документам, на улицах каждый второй в военной форме.
В среду вечером, восьмого апреля, разрешили на несколько часов выйти в город. Собственно, для молодого человека, не имеющего офицерского звания, слова «хорошо отдохнуть в городе» несколько неприемлемы, так как на каждом углу, буквально перед каждым магазином - военные патрули, о самодурствах которых ходят самые невероятные слухи, кстати, не лишенные под собой оснований.
     Но моряк - есть моряк, и он всегда найдет лазейки. Танцы по средам, субботам и воскресеньям в нескольких местах, девицы с большим перепадом возраста, что не является препятствием. Жить в городе, где почти одни военные, очень трудно, но, в конце концов, человек привыкает к этому.
Жизнь на корабле у причальной стенки регламентирована и отлажена с четкостью часового механизма.
     В шесть часов утра побудка, обязательная зарядка, завтрак, приборка, утренний смотр, подъем флага, развод на работы, проворачивание механизмов и так далее….
                                                 
      Пояснения к тексту:
     Морская практика первого курса проходила на Балтийском море, на борту крейсера «Киров». Переход Кронштадт - Таллинн - Кронштадт.
     Морская практика второго курса проходила на Северном флоте.
     У автора дневника - сторожевой корабль /СКР/ проекта 50 с паросиловой энергетической установкой.
      Мы, как будущие морские инженеры, расписаны по боевым постам
БЧ-5. Мой боевой пост в рулевом отделении, в помещение проникаешь через этажи палуб по узкому лазу с отвесными трапами. Место неприятное во всех отношениях, ниже под днищем корабля только руль, а справа и слева проходят коридоры гребных валов крейсера.
     Вчера искали неисправность в работе насоса в рулевом отделении, и от всей души хотелось, чтобы оправдалось мое предположение.
Насос разобрали, точнее, сняли трубопроводы, продули их, очистили от грязи, проверили перепускной клапан. Кажется, сделали все возможное, но давления номинального не было.
     В чем дело? Провозились до самого обеда.
     А оказалась сущая дурь: в спешке до конца не закрыли клапаны продувки воздуха из трубопроводов, поэтому масло качалось в цистерну, а оттуда опять в систему. Получался замкнутый ход, то есть гоняли насос вхолостую, и, естественно, манометр

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама