Произведение «Винные истории»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Миниатюра
Темы: удовольствие
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 41
Читатели: 420 +1
Дата:
«виноград»

Винные истории

Чем вино старше, тем оно вкуснее

Однажды я убедилась в справедливости поговорки.
В 1984 году отцу на юбилей – пятидесятилетие, один хороший человек подарил коллекционное вино с пожеланием открыть бутылку по особому случаю. Мы подсчитали, что вино почти ровесник именинника.

Прошло десять лет. В те самые трудные 90-е настроение людей год от года не становилось лучше. Мы сами себя спрашивали: наступят ли лучшие времена?

Как-то раз мама сделала уборку в кладовой, заметила песочек под бутылкой. Сняла с него целлофан и вымыла бутыль. Вечером нам подробно рассказала и похвасталась, что сохранила целлофан, хотя его давно пора выбросить.
Мы – я, отец и брат, весело смеялись.

— Мама, на бутыли была глина, ее специально обернули целлофаном. Это ее этикетка. Песочек предохранял вино, — я объяснила смех удивленной женщине.
— Незачем ждать лучших времен. Бутылку помыла, можем открыть и выпить, — решил папа.

На целлофане, который потрескался и действительно готов был рассыпаться, белой краской был нарисован виноград и красовалась надпись: Мадера, коллекционное вино, 1936 год. Тара по форме напоминала бутыль из-под шампанского: простая, из темно-зеленого стекла без прикрас. Вес напитка 750 грамм.

Папа налил каждому по пятьдесят грамм. Это вино мы пили почти неделю, смакуя. У напитка многолетней выдержки вкус изумительный. Его и не выпить много – не будет того удовольствия.

Хорошее вино лечит организм

Это так. Всем известно согревающее действие вина, а значит польза при простуде. Напиток из темных сортов винограда помогает при малокровии.
Древние считали, что вино важное питание для организма.
Греческий историк Ксенофонт в конце V века до н.э., как командир наемных войск, прошел по Армении. Воины останавливались в деревнях, в каждом доме было достаточно еды, вина и пива, которые можно было высосать из карасов с помощью трубочек. «Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был очень приятный напиток». (Ксенофонт ‘Анабасис’)

Шел 1992 год. В Ереване транспорт практически не работал. Коллега – Гаяне, сидела с двумя детьми дома в декретном отпуске. Я носила ей полагающиеся деньги и талоны на сахар. Зима, выпал снег. К ней от нас идти в гору восемь остановок. Мне повезло, я поехала на трамвае. К ней забежала подружка Воски.

— Выпьем вино, — Гаяне поставила на стол пол литровую бутылку.
— Портвейн Ереванский, — я прочитала вслух.
— Мы алкоголики? – удивилась Воски.

Гаяне налила темный напиток в высокие прямые стаканы.
— Не спешите с выводами. У нас с мужем была такая же реакция, когда свекор принес бутылку, — усмехнулась хозяйка. – Попробуйте и после еще попросите.
Вино оказалось очень вкусным. Гаяне принесла еще одну бутылку.
— Мне нельзя, у меня скачет давление, — я отказывалась.
— От этого вина даже у свекра не скачет, хотя он гипертоник. Пей смело. Секрет прост: это натуральный сок. Сахар слишком дорогой. Поэтому завод решил не разбавлять основу, разлить и продать. У людей не так много денег, но хоть что-то выручат.

Мы выпили по два высоких полных стакана.
Вместе с Воски вышли и пошли пешком по свежевыпавшему снегу. Нам по пути почти до конца. Самочувствие было прекрасным.

Я рассказала домашним и обещала купить портвейн. Не стала откладывать на потом и пошла на следующий день. Мне не очень везло с транспортом, но я успела: получила в руки последнюю бутылку. Продавщицы удивлялись:
— Пустой универсам завалили этим вином. Мы думали не продадим. Раскупили за несколько дней.

Позже я узнала, что вино называлось ереванским по сорту винограда. Его овальные чёрные ягоды с кислинкой доходят до трех сантиметров. Вино было густым – такое можно разбавить.

Натуральное вино стабилизирует давление

В декабре 2004 года я решила поздравить одноклассницу Таню с днем рождения. Она живет на окраине провинциального города Эчмиадзин. Оказалось, сына провожала в армию. Гостей собралось немного.

Таня налила мне белое вино в большой бокал.
— Ты забыла, как скачет моё давление? Мне с пересадкой ехать не меньше часа, — я сопротивлялась.
— Как врач-кардиолог рекомендую выпить вино. Я еще налью. Вино домашнее сделал мой свекор из собственного винограда.

Эчмиадзин – центр Араратской долины, всегда славился своим белым вином.
Таня оказалась права – самочувствие моё было великолепным.

Реклама
Обсуждение
     00:07 16.04.2020 (1)
Интересно, и для меня - ново!
     09:33 16.04.2020
спасибо!
     15:16 23.03.2020 (1)
Присоединяюсь,  очень интересная информация,Карин! Читается легко,
     15:40 23.03.2020
1
спасибо!
     12:40 14.03.2020 (1)
Очень познавательно и интересно.
Спасибо, Карин.
     12:58 14.03.2020
спасибо!
     20:25 02.03.2020 (1)
Очень интересно и поучительно, Карин!  
     20:42 02.03.2020
спасибо, Алексей!
     11:03 18.02.2020 (1)
Спасибо за информацию. Пью вино тоже всегда с опаской.Спасибо1
     11:38 18.02.2020
     16:27 16.02.2020 (1)
С удовольствием прочитал! И с пользой для себя...
     18:58 16.02.2020
Рада за вас. )
спасибо!
     11:30 09.01.2020 (2)
1
Вопрос о выдержке вина неоднозначный. Посмотрел несколько статей по этой теме и понял, что без бутылки не разобраться...

"Существует распространенное заблуждение, что вино всегда улучшается с возрастом. Специалисты считают, что только 5-10% вин улучшаются после одного года хранения, и только один процент — после 5−10 лет выдержки..."

"После всех этапов производства вина (брожение и т. д. ..) вино может подвергаться выдержке в дубовых, березовых или каких других бочках от 2 до 6 месяцев максимум. Это придаёт вино особый вкус и аромат. После того, как вино налито в бутылку, его характеристики не меняются. Вино хранят в бутылках в особых условиях, чтобы оно не испортилось..."

"В странах СНГ установлены оптимальные сроки выдержки марочных вин: не менее года для кахетинских вин, не менее 1,5 года для белых столовых вин и десертного муската, не менее 2—3 лет для красных столовых и ряда крепких вин, 5 лет для вина Мадера Массандра. Коллекционные вина выдерживают дополнительно не менее 3 лет в бутылках".
     12:43 09.01.2020 (2)
1
Да, это зависит от качества виноматериала, от его обработки. Если виноматериал заражен определенными видами бактерий, там через год вместо спирта останется уксус или даже ацетон) Дубильные вещества из бочек, косточек и кожицы это дело могут предотвращать, но в разных сортах винограда и содержание дубильных веществ и ароматических разное, отсюда и все эти скромные проценты переживающих выдержку) Перелитое в бутылку вино не меняет содержание дубильных веществ. которые переходят из древесины, но изменения в химическом составе могут происходить т.к. состав очень сложный и реакции между компонентами могут протекать, вот поэтому и выдерживаются в бутылках коллекционные вина по 3 года. А еще вина, чтобы остановить процесс брожения, и связать некоторые портящие аромат примеси, сульфитируют - добавляют сернистый ангидрид. Причем, и раньше виноделы сжигали для этого серу, сейчас процесс более автоматизированный. SO2 - консервант, но глушит именно бактерии, которые превращают спирт в уксус и ацетон.
     14:18 09.01.2020 (1)
1
У Вас наверное есть образование в области виноделия, это хорошо!
Я с некоторого время тоже стал пивоваром, виноделом и винокуром - увлекательное, скажу Вам, занятие!
Спасибо за ценную информацию.
     15:48 09.01.2020 (2)
1
Не за что) Образование у меня по пищевым технологиям, но не по виноделию, но органику, биохимию, микробиологию и общую технологию вина немного проходила, интересовалась процессом и особенно биологически активными веществами винограда и вина)
     16:22 09.01.2020
Это чувствуется.
     16:08 09.01.2020 (1)
1
Мои знания по виноделию практические. Я видела и принимала участие, когда дед делал вино. И с отцом в 90-е делали вино из черного винограда. Моя мама всегда делала уксус. Когда соседи выпили его вместо вина и хвалили, она сделала напиток из вишни. Получилось очень вкусно. Цикл тот же: выжала сок, он бродил, давал осадок, сцеживала, снова ждала, когда станет прозрачным, на третий раз разлила по бутылкам.
     16:18 09.01.2020
Родители раньше тоже вино делали) Мне малой нравилось, когда сок давили на тяске - тоже давали покрутить) Но дачи с виноградом уже нет, а из того, что во дворе просто варят сок(
     13:18 09.01.2020 (2)
1
В 80-е годы мы спокойно ели двухлетнее варенье. В разных кулинарных книгах читала, что сахар и соль природные консерванты. После 2000 года заметила, что варенье старше года начинает темнеть. и это подозрительно. Так что современный сахар не тот, что прежде.
     14:20 09.01.2020 (1)
1
Виноделы говорят, что в сахар стали что-то добавлять, что бы из него нельзя было самогон делать...
     16:15 09.01.2020 (1)
1
Ага, нашла такое. Может какой-то фунгицид или фунгистатик, угнетающий дрожжи. Теперь понятно, как проверять сахар на оригинальность) У меня пока проблем с активацией дрожжей сахарным раствором не возникало (это если дрожжи побывали в морозилке, а захотелось домашнего хлебушка)
     16:21 09.01.2020
     13:58 09.01.2020 (1)
У нас вроде не темнеет - видимо, зависит от производителя сахара. Оно темнеет или мутнеет?
     14:36 09.01.2020 (1)
1
Темнеет, но мама уже не варит варенье - кладет ягоды в морозилку и делает компоты. Ее компоты - это полная банка плодов, сока очень мало. Съедаем всё к появлению свежих фруктов.
     16:03 09.01.2020
Интересно. Надо покопаться. Пока на ум приходит только работа фермента полифенолоксидазы, который содержится в тех же яблоках, но при варке он должен инактивироваться, ну или в сахаре повышенное содержание редуцирующих сахаров - они более активны, окисляются и могут образовывать красящие вещества. Именно они придают цвет натурально карамели. Это возможные безобидные причины. Надо покопаться, что еще может так влиять)
     11:57 09.01.2020 (2)
2
Во всем виноваты сахар и консерванты. В 1936 году их не добавляли, да и сахар был натуральный. Нынешний сахар - химия.
     14:20 09.01.2020
1
Согласен. И ещё некоторые деятели, типа Горбачёва...
     12:28 09.01.2020
1
Да консерванты как раз способствуют долгому хранению вина) Сами по себе спирт, сахар, кислоты и дубильные вещества (если выдерживается в бочках, и те, что содержатся в шкурке и косточках) и являются консервантами. Ну а сахар - не такая уж и химия. Он химически отличается от того, что в винограде т.к. в винограде преимущественно глюкоза - моносахарид, который легче усваивается и человеком и дрожжами, а сахар - сахароза, дисахарид, который сперва нужно расщепить до фруктозы и глюкозы. Но не думаю, что это может повлиять на выдержку. Если в вине оставались живые микроорганизмы (не дрожжи, а бактерии), они могут окислить спирт до уксуса и даже ацетона, и отсутствие консервантов им только на... жгутик (руки нет). Выдержка влияет на более сложные соединения - различные эфиры, терпены, полифенолы - вот там такие процессы происходят, что ученые диссертации пишут) Что-то из этого может окисляться и терять свойства, в каких-то сортах вин окисляться нечему, да и между собой все это взаимодействует. Короче, биохимия вина - очень сложная штука)
Гость      21:17 06.01.2020 (1)
Комментарий удален
     10:24 07.01.2020
1
Таки да!
     17:05 04.01.2020 (1)
1
Да, хорошее вино - сплошной антиоксидант) Полифенольные соединения связывают свободные радикалы, ионы тяжелых металлов, многие обладают Р-витаминной активностью (укрепляют сосуды). Особенно хорошо вином запивать жирную пищу, антоцианы винограда защищают кишечник от окислительного стресса, предохраняют от атеросклероза (плохой холестерин - это упрощенно нормальный липид, необходимый для синтеза гормонов, но искалеченный окислением и "заболевший"). Так что вино и вообще темно-сине-красные фрукты и овощи - это очень полезно). Есть там еще полифенол ресвератрол - особенно в красном - там и для сердца и для иммунитета) Очень полезная штука)
Не знаю как с выдержкой вина, а вот коньяк старше 50 лет свои свойства теряет - дубильные вещества в нем начинают распадаться. Да есть и 100-летний - но там просто "понты") После 80 лет в дубовой бочке остается мало спирта и крепость понижается. В бутылке, конечно, можно хранить сколько угодно, но пик вкуса для коньяка - лет 50. Не, я, конечно, пробовала 300-т летний, по содержанию ароматических веществ, но он был получен с применением новых технологий, и 300 лет в бочке не томился - коллеги нагнали его за пару часов. Букет потрясный, кстати) Коньякоделы протолкнули поправки к стандартам о "выдержке" в дубовой таре и технология так и осталась наукой( "Нам не нужно чтобы в каждом подвале гнали 100-летний коньяк"))) Конечно, загрузить в агрегат спирт и дуб - не так романтика) Хотя результат был очень и очень)
     17:21 04.01.2020
1
спасибо, Наташа!
Интересная информация.
Мы не специально хранили вино, скорее, забыли о его существовании. )
Про Мадеру говорят, что можно хранить до 100 лет.
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама