Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Нелегко быть султаном
Энже, Абдул-Хамид и кофе по-турецки
"Умей оставаться самим собой, и ты никогда не станешь игрушкой в руках судьбы"
(Парацельс)
Где только не побывал голубой бриллиант Око Бхайравы! В каких странах и континентах, а в каких руках...с аристократическими пальцами и скрюченными подагрой, женских игривых пальчиках, украшенных драгоценными кольцами и хватких, опытных руках ювелиров.
Все хотели его заполучить и распоряжаться им. Но голубой бриллиант думал иначе. Именно он, Око Бхайравы, владел душами людей и играл их судьбами, как игрушкой.
Никого не жалел, ни друзей, ни врагов, ни женщин, ни детей, ни влюблённых, нелюбимых, ни страстных, ни холодных сердцем, ни богатых, ни бедных.
Никому не сочувствовал, никого не оставил в покое. Проклятие Ока Бхайравы ожидало каждого, кто прикоснулся к нему.
Не пожалел и Энже - любимую наложницу султана Абдул Хамида, которой он подарил этот прекрасный бриллиант, а потом и самого султана.
"Любовь нужно дарить, как цветок, а не вешать, как камень на шею"
(Юзеф Бестер)
Имя Энже - женское, с тюркскими корнями, означает "жемчуг", "жемчужина". Так называют девочек в Турции, Азербайджане, Казахстане, среди башкир и татар. Смысловые аналоги - Маргарита и Гоар.
Армянское Гоар произносится Гоһар и означает: драгоценность, жемчуг, бриллиант, сверкающий, блестящий, искрящийся.
Именем ткачихи Гоар назван один из мировых шедевров ковроткачества, самый ранний из сохранившихся армянских ковров Карабаха - знаменитый безворсовый ковёр "Гоар", датируемый 1700 годом.
Персидское слово гохар (гавхар) привело к возникновению имён: арабское Джавхар, индийское Джавахарлал, чеченское Джохар.
"У красивой женщины всегда красивое имя"
(Юзеф Булатович)
Как Энже попала в гарем? Родители сами отдали девочку. Многодетная семья Бейтугановых из Черкесии так обеднела, что Гулез и Басир вынуждены были продать в обучение соседу - сапожнику Болету Дагужиеву старшего сына Бекира. (1)
Но и этих средств надолго не хватило. Постоянной работы у Басира не было, перебивался временными заработками. Сапожная мастерская, доставшаяся ему по наследству, терпела убытки из-за козней Дагужиева. Всех постоянных клиентов отбил пройдоха Болет, распространяя про соседа злые сплетни.
Когда в Архызе (2) появились посланники султана, набиравшие молодых девочек для обучения в наложницы для гарема, Басир решил:
- Пусть хоть одна из дочерей будет жить в достатке и удовольствиях. Говорят, что в гареме султана Абдула - Хамида наложниц не обижают.
Гулез вынуждена была согласиться.
"Пусть хоть одной повезёт. Может, и за достойного человека замуж выйдет, будет жить в достатке".
Из трёх девочек: старшая Айшет, средняя Дахрет, младшая Энкерхет - выбрали самую младшую. Дома её называли Цук-Цук - маленькая-маленькая. Девочке было всего шесть лет.
- В этом возрасте ни в физической, ни в нравственной чистоте не ошибиться, - так сказал посланец султана, внимательно рассматривая Энкерхет.
Его привлёк необычный для черкешенки цвет волос - тёмно-русый с рыжеватым отливом, словно золотые нити вплетались в косы.
Для шестилетней девочки у Энкернет были необычно длинные роскошные волосы, даже длиннее, чем у старших сестёр. Это уже в гареме ей дали имя Энже - жемчужина.
Среди других девочек Энкерхет была самой маленькой, но уже тогда выделялась красотой и не только. Была не по годам умной, усидчивой к обучению и послушной. Хотя очень подвижной. Не ходила, а летала, словно танцуя.
В медресе при гареме малышек обучали основам ислама, музыке, турецкому языку, азам письменности и счёта. Энже легко давались все науки. Она жадно впитывала знания, быстро научилась говорить по-турецки. Скоро совсем забыла родной язык, как и родных и особенно то, что когда-то голодала.
А дома Гулез часто вспоминала младшую дочь.
"Как там моя харзина - моё сокровище?"
Она никогда не подавала виду, что любила младшую дочь больше старших девочек. Раставание тяжело далось ещё молодой женщине, выглядевшей старше своих лет из-за тяжёлой работы. Слёзы скрывала. По ночам Гулез повторяла про себя, как молитву:
"Пусть хватит сил у тебя пережить всё и всё превозмочь..."
Поначалу Энже вместе с другими девушками занималась во дворце домашней работой. Будущим наложницам прививали хорошие манеры, поощряли их таланты.
Девушки с каллиграфическим почерком отправляли в канцелярии. Невольниц с музыкальными способностями учили пению и игре на музыкальных инструментах.
Литературно одаренные упражнялись в сочинении цветистых любовных писем. Это потом Энже поможет в переписке с султаном.
Когда Энже подросла, она в совершенстве овладела искусством беседы и кулинарии. Считалось, если девушки в гареме не будут знать 50 способов приготовления баклажанов, то останутся старыми девами. А никто из них старыми девами оставаться не хотел, каждая мечтала выйти замуж за султана и родить ему сына. Вот и старались друг перед другом.
Энже никогда в споры не влезала, держалась в стороне, старалась ни с кем не ссориться, наоборот, помогала, подсказывала и девочки, а потом и девушки были с ней дружелюбны.
Иногда девушек пускали на кухню гарема, где всем верховодил Шевкер -ага, потомок повара Султана Сулеймана. Так Шевкер - ага научил Энже готовить любимые Абдул-Хамидом плюшки. А Энже однажды обваляла их в шербете*
*Шербет - в таджикской кухне густо вываренном засахаренный сироп, похожий на жидкое варенье.
- Молодец Энже! - похвалил Шевкер- ага девушку и на следующий день приготовил лакомство для Абдул-Хамида. Правда ему пришлось первым попробовать плюшку в присутствии самого султана. Ведь было такое, что приготовленное его предком Шекер-агой блюдо отравили.
Много разных блюд изобрели в султанском гареме. Одно из них - бабагануш, так полюбившийся Абдул-Хамидом.
Бабагануш - популярное блюдо восточной кухни, закуска, состоящая главным образом из баклажанов, смешанных с приправами
(с кунжутной пастой, оливковым маслом, лимонным соком).
Баклажаны предварительно целиком запекают или жарят над огнём или углями. Таким образом мякоть становится мягкой и приобретает запах блюда, приготовленного на углях.
"Всё-таки кухни - это совсем особенные места. На кухнях сами собой произносятся вещи, которые ни за что нельзя выговорить, к примеру, в гостиной"
(Фридрих Незнанский "Ошибка президента")
Турецкая кухня имеет свои особенности и идеально подходит для тех, кто хочет сесть на диету.
Во-первых, в меню входят овощи в больших количествах, особенно запечённые баклажаны.
Во-вторых, всё готовят на оливковом масле, а это не только вкусно, но и очень полезно.
В-третьих, используют самое диетическое мясо - баранину, телятину и курицу.
В-четвёртых, салаты и овощи никогда не заправляют майонезом. Только лимонный сок, немного уксуса и оливковое масло.
Чаще всего турецкие повара сдабривают всё сквашенным кислом молоке - йогурте. Даже мясо в йогурте готовят.
И ещё обожают кофе. И как здесь говорят:
"Память об одной чашке турецкого кофе живёт 40 лет".
Родиной кофе считается Эфиопия, но кофе приготовленный по-турецки один из самых популярных рецептов в мире.
Кофе по-восточному или кофе по-турецки - кофе, приготавливаемый путём варки молотых кофейных зёрен в джезве/турке, иногда с добавлением сахара.
"Истина недоступна тому, кто не приобщился к пенной благодати кофе"
(Шейх Абд Аль-Кадир)
В Турцию кофе был завезён из Йемена в XVI веке. По первой версии это сделали сирийцы Шемс и Хютм в 1555 году, когда совершили поездку в Турцию.
По другой - это произошло при султане Сулеймане Великолепном. Губернатор Йемена Оздемир Паш угостил султана напитком, который показался ему настолько божественным и так сильно впечатлил, что в скором времени во дворце появилась новая должность "главный кофевар".
Распространение кофе в Османской империи дало толчок развитию ремёсел по производству золотых и серебряных подносов, серебряных кофейных наборов, изделий из фарфора и меди.
"...у кофе - вкус надежды"
(Джеффри Линдсей Родиной)
Первоначально кофе подавали в особняках знати. Чуть позже стали открываться общественные кофейни. Первая в мире публичная кофейня появилась в Стамбуле в 1564 году.
Это были были просторные помещения, со вкусом обставленные и украшенные дорогими коврами и подушками. Пока гости угощались кофе и отдыхали или играли в шахматы, их развлекали песнями, танцами, стихами и занятными историями профессиональные артисты.
За чашкой кофе читали книги, обсуждали новости, вели философские и политические беседы.
Для "кофейной церемонии" использовалась небольшая специальная скатерть, вышитая золотыми и серебряными нитками, которая называлась "пушиде".
Кофе подавали в фарфоровых чашках. Подставки к чашкам делали в основном из серебра и инкрустировали алмазами, жемчугом и другими драгоценными камнями.
К кофе подавали сладости, лукум, варенье, так как обычно османы варили кофе без добавления сахара. Традиция, подсластить кофе сахаром является сравнительно новой. Турки привыкли пить кофе без сахара. Вместо этого они обычно едят или пьют что-то другое: подслащенные фруктовые соки, фруктовые консервы, любимую турецкий султанами халву и другие кондитерские изделия.
Неотъемлемыми атрибутами к кофе были вода, наргиле* и щербеты, которые только обогащали угощение. (4)
* Наргиле - кальян, происходит от персидского слова nārghile, что означает кокос. В свою очередь, это немного изменённое санскритское слово nārikela, кокос, возможно, что сначала кальяны вырезались из скорлупы кокосового ореха.
Кофе не только бодрит, но и как писал средневековый персидский учёный XI века Авиценна:
"... он очищает кожу и устраняет отёчность, а также придаёт всему телу великолепный аромат".
Аромат свежесваренного кофе не спутаешь ни с чем!
Долгое время посещать кофейни позволялось только мужчинам. Однако женщины с удовольствием пили кофе дома или в хамаме. При Ибрагиме I в Османской империи существовал закон, согласно которому женщина могла подать на развод с мужем, если он был не в состоянии покрыть её расходы на две-три чашечки кофе в день. (5)
Возможно, что это могло быть только в семьях знати. Но уже к концу XVI века в Стамбуле не осталось ни одного дома, где не пили бы кофе хотя бы дважды в день. Часто подавали к кофе дынные семечки и финики.
Угощение гостей кофе превратилось в традицию, отказаться от него считалось дурным тоном. Сложился специальный ритуал приготовления и подачи напитка, во время которого все обменивались взаимными поздравлениями, пожеланиями здоровья и счастья в личной жизни, восхваляли Бога.
У зажиточных турок были специальные слуги, для которых единственной работой было приготовление кофе и обслуживание кофейной церемонии. В кофейный зал, где принимали гостей, кофе приносили на больших серебрянных или красочных деревянных подносах, на которых стояло до двадцати фарфоровых чашечек. Чашечку всегда
| Реклама Праздники 2 Декабря 2024День банковского работника России 1 Января 2025Новый год 7 Января 2025Рождество Христово Все праздники |