9. Кадры решают все
В дальнейшем при описании боев в Карелии на отдельных направлениях мы более подробно рассмотрим состав и вооружение частей и соединений, а также попробуем привести сравнительную характеристику технической оснащенности противоборствующих сторон. Так, если финская армия имела большую насыщенность автоматическим оружием (автоматы «Суоми» и ручные пулеметы «Лахти»), то РККА нивелировала это преимущество количеством артиллерийских стволов. Самолеты в ВВС были примерно одного уровня, как и бронетехника. В последнем случае, правда, бронесилы РККА имели перед финнами (и немцами) просто тотальное количественное превосходство (в начальный период боев) – до середины июля, после чего большая часть бронетехники была отправлена на другие участки советско-германского фронта.
Все 15 дивизий РККА, принимавших участие в первых боях в Карелии в июне-июле 1941 года были кадровыми с доведением до штатной численности л/с и техники при мобилизации. Большинство из этих дивизий участвовали либо в Зимней войне, либо в походах в Польшу в 1939 году. Многие солдаты и офицеры, прошедшие «суровую школу войны», непосредственно обладали каким-то боевым опытом. Правда, то же самое можно сказать и о финских войсках. На фоне примерного равенства в качестве и количестве вооружений полезным будет сравнить и «качество человеческого материала». Я имею в виду не физические кондиции отдельного усредненного бойца, а - как это не покажется странным – образовательный уровень рядовых и отдельно офицеров и генералов.
Основу рядового состава Красной Армии составляли призывники из сельской местности (хотя бы потому, что в 30-х годах сельское население составляло от 80 до 70 % [ ]). Несмотря на широко афишированную всеобщую грамотность, достигнутую за годы Советской власти, в том числе и в деревне, реальное состояние с образованностью на селе было, мягко говоря, далеко от заявленного. И, если по отчетам призывных комиссий, неграмотных среди новобранцев не было (единицы процентов), а основная масса имела образование от 1 до 6 классов начальной школы, то в действительности существовала так называемая «возвратная неграмотность» (по выражению Н.К.Крупской – [ ]).Тут дело вот в чем: если в конце 20-х годов – начале 30-х действительно была проведена массовая и успешная кампания по борьбе с неграмотностью, то к концу 30-х годов многие из юношей, обучившихся в свое время грамоте, основательно ее подзабыли (а то и напрочь) из-за отсутствия постоянного «тренинга» в приобретенных навыках. Попросту говоря, читать было нечего, а главное, некогда и незачем, да и писать тоже – необходимости такой не возникало. Можно сказать, что к началу ВОВ общий уровень образования рядового состава Красной Армии не сильно ушел вперед от такового же в царской армии времен Первой мировой войны.
Несколько фактов из доклада одного из командиров одной из танковых дивизий РККА от 10 марта 1941 года. Если точнее, то 20-й танковой, самой обыкновенной и ничем не выделяющейся из шести десятков прочих танковых дивизий Красной Армии образца 1941 года. Цитата: «...в результате такого комплектования в настоящее время в частях вверенной мне дивизии имеются сотни людей по своему физическому состоянию, грамотности и знанию русского языка (это еще одна мало где афишируемая беда Вооруженных сил Советского Союза) совершенно непригодных для службы в танковых войсках и фактически являющихся балластом, а именно: ... совершенно не владеющих русским языком – 236 чел., ...неграмотных – 211 чел., малограмотных (1-2 группы – то есть класса – авт.) – 622 чел., с образованием 3-4 группы (класса) – 3571 чел. ... . Получается, в танковой дивизии (штатная численность л/с 11343 чел.), то есть, в сверх технически оснащенных войсках, было до 40% малограмотных красноармейцев! Что же тогда говорить о пехотных частях?! А комдив этот в звании тогда еще полковник – не простой, фамилия его Катуков – тот самый, будущий маршал.
В вермахте же почти все рядовые имели среднее образование. А вот финские солдаты в этом плане недалеко ушли от советских: основная масса рядовых была также из крестьян и обладала, соответственно, только зачатками начальной грамотности. В такой ситуации решающую роль имеет качественный уровень командиров – офицеров и генералов. Как говорил Наполеон, стадо баранов во главе со львом опаснее стада львов во главе с бараном.
В Первую мировую русскую армию при общем низком образовательном уровне солдатской массы спасало грамотное офицерство и профессиональные младшие командиры – унтер-офицеры и фельдфебели. Офицеры царской армии в массе своей заканчивали кадетские корпуса, а затем и юнкерские училища – то есть, они имели среднее гражданское и среднее военное образование. По мере восполнения потерь в кадровом офицерском составе в 1915-1916 годах в армию приходили новоиспеченные подпоручики из интеллигенции с университетским образованием и студенты старших курсов. К 1917 году офицерский корпус стал вынужденно формироваться из вчерашних особо отличившихся унтеров – генералитет Красной Армии в 1941 году состоял в большой степени именно из таких бывших скороспелых прапорщиков военной поры.
Сравним образовательный ценз офицерского и генеральского состава финской армии и РККА на примере нескольких командиров дивизий и армий.
Для начала о командующих фронтами М.М Попове и К.А Мерецкове. 21 июня в Ленинград был отправлен Герой Советского Союза генерал армии Мерецков – бывший начальник Генштаба и будущий маршал и командующий фронтами. Решением Политбюро ЦК ВКП(б) он был назначен – ни много, ни мало – командующим Северным фронтом [ ]. Подчеркиваем: фронтом и именно с 21 июня 1941 года. Но уже 23 июня он был арестован и провел первые месяцы войны на Лубянке и в Лефортово, где из него «холодные головы с чистыми руками» выбили признание в участии в военном заговоре (эхо дела Тухачевского). Впоследствии в сентябре 1941 года Мерецков все же будет выпущен на свободу и назначен командующим отдельной 7-й армией. Позже он командовал армиями (4-й и 33-й), Волховским фронтом и с февраля 1944 года Карельским фронтом. Закончил войну командующим 1-м Дальневосточным фронтом.
Кирилл Афанасьевич Мерецков, 1897 г.р., из крестьян, образование – 4 класса земской начальной школы. В царской армии не служил, в Первую мировую не воевал, зато в РККА с 1918 года, трижды ранен на фронтах Гражданской войны. Учился в военной академии (будущая знаменитая академия имени Фрунзе), но как-то очень стремительно, так как уже с 1921 года начал службу на различных штабных должностях, дослужился до начальника штаба Белорусского округа (это где Жуков на ту пору был просто-напросто комполка) – это 1932 год. Был военным советником в Испании, после чего с 1937 года становится зам. начальника Генштаба! Характерный скачок в должности для 37-го года. С 1938 года – командующий Приволжским военным округом, через год – Ленинградским военным округом. В Зимнюю войну с финнами (белофиннами по советской терминологии) – командующий 7-й армией, армией, прорвавшей линию Маннергейма, за что ее командующий получил звание Героя и благосклонность Сталина. Мерецков становится генералом армии и заместителем наркома обороны. С августа 1940 по январь 1941 года он начальник Генштаба (его сменяет Жуков). Вот это скачки!!! До 7-й армии Мерецков не имел опыта непосредственного командования войсками, что, безусловно, скажется на его деятельности в той же роли в Великую Отечественную. Образование гражданское – начальное, военное – академия, но академия в 1921 году – это, скорее краткосрочные курсы повышения квалификации и не более того (не зря Чапаев оттуда сбежал). Вот и все насчет образования маршала, начальника Генштаба и командующего фронтами. Не густо...
Согласно всем официальным источникам 24 июня 1941 года из Ленинградского военного округа выделено полевое управление Северного фронта, которое возглавил командующий ЛенВО генерал М.М.Попов. Как это согласуется с отправкой Мерецкова тремя днями ранее на Северный фронт - именно фронт – непонятно. Попов 23 июня спешно возвращается в Ленинград из инспекционно-рекогносцинировочной поездки вдоль границы с Финляндией, так что именно в первые часы войны решения по округу-фронту принимал Мерецков, но недолго...
Итак, Маркиан Михайлович Попов – командующий войсками в Карелии и Заполярье в первые два месяца боев. Возраст – всего 36 лет, что даже для той удивительной поры мгновенного исчезновения ветеранов (да и молодых) было необычно. Еще более удивителен факт социального происхождения молодого генерал-лейтенанта: из дворян! И кстати, его младший брат Петр был конструктором зенитных комплексов и лауреатом Сталинской премии. В отличие от большинства высших офицеров РККА 30-40 годов М.М.Попов успел получить в юности практически среднее образование (начальная школа и высшая начальная школа), его военное образование заключалось в обучении на пехотных командирских курсах – 1,5 года, курсах «Выстрел» - 1 год и академии им. Фрунзе – 3 года. За годы службы с 1920 по 1941 М.М.Попов прошел практически все ступени карьерного роста офицера, в том числе был и преподавателем на курсах. Полученные военное и гражданское образование, опыт службы, а также широкий кругозор и эрудиция позволили М.М.Попову занять достойное место в плеяде полководцев Великой Отечественной войны. Попов командовал армиями и фронтами, был заместителем командующего фронтом и начальником штаба фронта. Именно по его приказу 14-15 июня 1941 года 14-я армия выдвигает к госгранице 112-ю стрелковую дивизию (Кандалакшское направление) и сюда же перебрасывается 1-я танковая дивизия. Полководческим дарованием М.М.Попова восторгался в своих мемуарах наш главный, пожалуй, стратегический гений - В.М.Василевский. Но он же с горечью указывает, что талант этот не развернулся во всю мощь из-за традиционной русской болезни – пьянства. Генералы пили все и помногу, но, видимо, Маркиан выделялся и на этом фоне. Возможно, сказывался безотчетных страх перед чистками 30-х годов, из которых он, несмотря на происхождение, вышел целым, но душевно надломленным. В первые и самые жестокие месяцы войны ему пришлось «скрестить шпаги» с таким матерым волком, как барон Маннергейм.
Карл Маннергейм – бессменный военный министр и Главнокомандующий вооруженными силами Финляндской республики за все время ее независимого существования. Выпускник престижного Николаевского кавалерийского училища, кавалергард, боевой офицер (полковник) в русско-японскую войну, командир разведывательно-диверсионного отряда, неоднократно ранен. В первую мировую – генерал, командир дивизии, затем и кавалерийского корпуса у Брусилова, награжден Георгиевским золотым оружием. Знал 8 языков. Получилось такое вот противостояние с Поповым дворян российской империи за разные баррикады.
Самый северный участок Северного же фронта в начале войны занимала 14- армия РККА, разбросанная на сотни километров по побережью Кольского полуострова и вдоль границы с Финляндией вплоть до Полярного круга. Армия состояла всего из шести дивизий, включая одну танковую и авиационную, укрепрайона на полуострове Рыбачий и частей усиления. Во главе армии
| Помогли сайту Реклама Праздники |