Произведение «Цикл «Гордость России». Адмирал Макаров» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Сборник: Гордость России
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 28
Читатели: 837 +2
Дата:
«Адмиралтейство»

Цикл «Гордость России». Адмирал Макаров

Этому эссе предшествовала череда событий. Одно из них случилось лет десять назад, а, может быть даже раньше.  Недалеко от офиса, где я на тот момент работала, есть остановка «улица Адмирала Макарова». Как-то раз, проезжая  мимо этой остановки (выходить мне нужно было на следующей) я  услышала вопрос маленького мальчика, который был адресован, по видимому, папе: «А кто такой – этот Адмирал Макаров?»
Как известно, чтобы не поддерживать разговора с ребёнком, его внимание  достаточно «переключить» на что-то другое.
- Смотри, сколько крошек у тебя на рубашке и брюках, - был ответ родителя, - купили тебе булку с маком – сиди, ешь и не болтай.
Видимо, за свои незнания отцу было стыдно перед маленьким сыном, поэтому лучшее, что он смог придумать на тот момент – это отчитать ребёнка за то, что тот не умеет аккуратно кушать сладкие булочки. Пока тот  отряхивался, автобус уже подкатил к следующей остановке. Я вышла, но полагаю, что исчерпывающего ответа на свой вопрос мальчик, на вид которому было лет шесть-семь,  так и не получил.

Событие второе. Сын, который учился в десятом классе, пришёл домой с заданием: написать сочинение на тему «Что ты чувствуешь, когда видишь перед собой картину «Апофеоз войны» художника Верещагина. Интернет на тот момент функционировал уже достаточно хорошо. Шестнадцатилетний парень, не задумываясь, включил компьютер и стал просматривать нужные сайты с информацией как о картине, так и о художнике. Долго ерошил волосы, потом что-то так же долго и упорно выискивал, потом выписывал прямо с монитора… Как наши дети сейчас пишут сочинения - распространяться нет смысла. Николай накатал листа три якобы «своих» мыслей и ушёл, оставив компьютер включенным. Я подсела за его стол, посмотрела открытые вкладки, нажала на первую попавшую и… через какое-то время чтение захватило меня. Кроме того, что я читала о художнике Верещагине, увидела я другую фамилию, которая уж если и была близка к искусству, то исключительно к военному – Макаров. Автор статьи, видимо, был человеком не равнодушным, потому что с монитора глядели не немые буквы, а одна за другой рисовались картинки битв в Порт-Артуре, Цусимского  сражения и всего того, что обычно приносит с собой война.

Закончилась статья, увы, очень грустными фактами. Два друга, два неразлучных товарища погибли вместе, на крейсере «Петропавловск» от попавшей в него бомбы.
Уже позднее, когда мне пришлось писать про Генерала Скобелева, я совершенно неожиданно узнала, что Михаил Дмитриевич Скобелев и Степан Осипович Макаров были хорошо знакомы. Два Георгиевских кавалера, награжденные за участие в Ахал-Тыхинском походе, обменялись при личной встрече крестами. Макаров никогда не расставался с этой наградой. Ведь наполовину она принадлежала его другу.
Вот так тесно переплелись события: сначала Верещагин, затем Скобелев, потом Макаров…  К сожалению, когда я училась в  школе,  о них ничего не рассказывали. В то время, когда я заканчивала десятый класс, умение разбираться в политике партии считалось более весомым, чем знания о героях России. Приближался XXVII съезд КПСС, и наша учительница истории сбивалась с ног, вдалбливая в наши юные головы непривычные для слуха слова: «Перестройка», «Ускорение», «Демократизация».
О Макарове ли ей тогда было нам рассказывать…

Есть довольно распространённая фраза: «Нет Пророка в своём отечестве». Как ни странно, но именно Степана Осиповича Макарова очень часто сравнивали с пророком.  И подтверждением тому является не только то, что таким словом его называли русские солдаты и офицеры. Величие Адмирала признавали  даже недруги.

Так, например, в  1904 году японский поэт Исикава Токабуки написал такие строки: «Утихни ураган, прибой не грохочи, кидаясь в бешенстве на берег дикий. Вы, демоны, ревущие в ночи, хотя б на миг прервите Ваши крики. Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи, не наносите яростных ударов. Замрите со склоненной головой при звуках имени его: Макаров!»
И это было написано человеком,  который жил в стране, с которой Россия на тот момент вела боевые действия!

В историю Адмирал Макаров вошёл как фигура весьма и весьма масштабная. «Исполин мысли, исполин духа, христолюбец, человек кристальной чистоты и огромной духовной силы» - писали о нём современники. И это было правдой.
В наше время таких людей, к сожалению, не хватает. После гибели Макарова прошло более ста лет, а его имя не забыто. Учащимся речных и морских училищ, а так же студентам водных академий постоянно рассказывают про Степана Осиповича. Невозможно не восхищаться  его делами, его личностью и  человеческими качествами, а так же  качествами настоящего учёного, мореплавателя и просто гражданина, который любил свою Родину.

Будущий Адмирал родился в Николаеве, в семье моряка.  Сам город, к котором появился на свет Степан Осипович, был связан с именами таких великих флотоводцев, как Ушаков и Лазарев.
В юношеском возрасте  Макаров не выпускал из рук книгу Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы». Вместе с тем, что он не переставал восхищаться героизмом русских солдат, он часто думал:  «Ежели нужно умереть, нужно, чтобы меня не было, сделай это, Господи. Поскорее сделай это. Но ежели нужна храбрость, нужна твёрдость, которых у меня нет, дай мне их. Но избавь от стыда и позора, которых я не могу переносить. Но научи, что мне делать, чтобы исполнить твою волю.» С этими событиями детства совершилось нечто важное в его душе. Макаров имел перед собой образец жизни, которой хотел следовать. Погибнуть с честью во имя России. Или победить.
Став старше,  Макаров часто повторял свою любимую фразу: «Помни войну».  Дело в том, что Черноморского флота, как такового на тот момент не существовало, и Макаров прилагал все усилия для его восстановления.
Когда началась война между Россией и Турцией, картина была неутешительной. Кораблей у нас было мало, а те, что были – не соответствовали военным нормам и стандартам. Однако вести, которые доходили с театра военных действий, содержали в себе странную на тот момент информацию: якобы на Чёрном море то и дело появлялись какие-то таинственные русские корабли, которые подрывали турецкие суда. Вот так, в центре внимания неожиданно оказалось имя Степана Макарова. Ведь это он осуществил свою дерзкую задумку: погрузить минные катера на – Вы только вдумайтесь! – на  быстроходные ТОРГОВЫЕ  пароходы и атаковать турок прямо в бухтах. Минные атаки, которые организовал Макаров, парализовали турецкий флот буквально сходу.

Идеи будущего адмирала, как выяснилось позже, появились не на пустом месте. Он много читал, интересовался буквально каждой отраслью морского дела. Причём он настолько глубоко вчитывался в материалы, что его образованию можно было бы позавидовать. Если бы сейчас о Макарове пришлось бы говорить с артиллеристами, они бы заявили, что он – специалист из их области. Акустики тот час же возразили бы, что поскольку Макаров является основоположником шумопеленгования, он без сомнения, является «их» человеком. Заспорили бы и минеры с торпедистами: ведь Макарова недаром прозвали «дедушкой минного дела». Именно он впервые применил торпедное оружие. Много ли существует в истории людей (и есть ли вообще такие?) которые одновременно были бы учёными и носили высокое воинское звание? А Макаров мало того, что обладал фундаментальными знаниями в различных областях кораблестроения и прекрасно разбирался в военном деле, был так же  Георгиевским  кавалером, флигель-адъютантом и  самым молодым контр-адмиралом.

И тем не менее, Макаров не считал себя выдающимся человеком. Наоборот – он полагал, что  обладает недостаточными знаниями. Продолжая совершенствовать познания, он был  одним из первых учёных, которые стали интересоваться вопросом обмена вод между Чёрным и Средиземным морями. Он каждый день брал пробы на прозрачность, солёность, плотность и прочие характеристики морей, и в результате этого он написал труд «Обмен вод Чёрного и Средиземного морей", за что получил премию от Географического общества и полное научное призвание.

И ещё интересный факт. На тот момент в Санкт-Петербурге строился винтовой корвет  «Витязь», и капитан 1 ранга Макаров был назначен его командиром. Это говорило уже о многом, но Степан Осипович не спешил встать за штурвал. Прежде, чем корвет спустили со стапелей, Макаров постоянно вносил в его конструкцию  различные изменения. А делалось всё очень просто: сначала строилась уменьшенная модель какого-либо приспособления и, если она проходила пробные испытания, на свет появлялась модель в натуральную величину.

Для того, чтобы планы не оставались на бумаге, Макаров лично писал письма в Военное Морское управление. Даже сейчас, когда прошло уже более ста лет, в Управлении хранится большое количество этих писем.
Но на задумки, способные улучшить корабли, требовались деньги, которые выделялись не очень охотно. И далеко не каждому начальнику из Управления хотелось возиться с рапортами Макарова.  Как всё это похоже на то, что творится в России сейчас! Надо думать, как был бы удивлён Степан Осипович, если бы узнал, что за сто с лишним лет, бюрократия так и процветает в нашем государстве! А тогда… тогда в Управлении он чаще находил противников нежели единомышленников.
Правда, Макаров умел требовать. Ему, конечно же, часто отказывали, а он всё равно делал так, что своего добивался. Если взять во внимание послужной список дел этого человека, можно невольно задуматься над тем, как много он успел сделать за период своей, в общем-то, недолгой жизни. Он словно раздвинул её границы, опередив время на десятки лет.

Когда в конце 19 века началось исследование северного полюса, Макаров был одним из первых, кто высказал идею «К северному полюсу – напролом». Впервые идею создания ледокола тогда ещё контр-адмирал Макаров  высказал в 1892 году. Пять лет готовил её научное обоснование. В 1897 году подал первую записку морскому министру Тыртову. И потом написал  ещё много записок и писем. Когда смотришь на эти бумаги, на  которые у  Макарова ушло просто огромное количество времени, волей-неволей приходит мысль: «Где черпал Степан Осипович столько сил, чтобы сдвинуть с места это рутинное общество?» 
Но, видимо, где-то находил, потому что никогда не жил своими собственными интересами. Всем известно, что есть люди, которые наделены абсолютным слухом, абсолютным зрением. Тогда они становятся великими музыкантами, композиторами, художниками. У Макарова было абсолютное чувство будущего. Он его видел, прозревал, знал, что его открытия послужат будущему не только флота, но и жизни. 

        Но, что самое главное – он никогда не кичился своим адмиральским званием. Когда мы говорим об Адмирале Макарове, здесь не нужно воспринимать слово «Адмирал» как чисто военный термин. Адмирал в данном случае – это человек всесторонне развитый,  это инженер, это человек высокой интеллектуальной культуры, нравственно развитый, человек, богатый духовно. Поэтому слово «Адмирал» - достаточно ёмкое, вобрало в себя очень много. Макаров очень хорошо разбирался не только в практике, но так же и в теории флотского дела. А это уже

Реклама
Обсуждение
     12:22 08.05.2023 (1)
1
Талантливый человек! И как хорошо, что случился мальчик, любящий сладкие булочки - помог появиться замечательной статье. 
     12:24 08.05.2023
1
Точно! Забавно эта история началась.
     16:08 12.04.2021 (1)
1
Хорошая статья, Магдалина.

С уважением, Андрей. 
     16:16 12.04.2021 (1)
1
Спасибо Вам, Андрей.
Когда пишешь об исторических событиях - надо быть предельно внимательной. В одном учебнике может быть написано так, в другом - совершенно иначе. То, насколько бывает разной информация на сайтах интернета - об этом уже и не говорю.
Чтобы написать о Макарове, пришлось поискать информацию в старых, ещё советских книгах. И даже посмотреть несколько фильмов.
В статьях и эссе надо быть очень точной. То, что Вам понравилось - я очень рада.
Вы просто так не напишете.
     16:20 12.04.2021
Мне это хорошо знакомо, уже третий год так работаю над историческим романом "Мальтийские лебеди".

С уважением, Андрей. 
     16:28 01.01.2020 (1)
История царской России написана уже довольно подробно. Не думаю, что Вы откроете, что-то новое. Вы бы написали о современных адмиралах и генералах... Пласт непаханный, сколько было войн после развала совдепии, а пантеона "героев" нет. Одни некрологи. Если вдрг вздумаете мне клеить ярлык бандеровца или фашиста, то я к ним не имею никакого отношения - кроме того, что я потомок российских дворян Дурново, я еше и инвалид СА. Я на военной кафедре теорию не изучал... Я все больше на боевых службах практикой занимался. Так что напишете за "героев" гибридных войн?
     18:34 01.01.2020 (1)
1
Господин Данилов, я не собираюсь "клеить", как Вы изволили выразиться, Вам какие-либо ярлыки, у меня на это просто нет времени.
В планах у меня написать об адмирале Исакове, потому что мне он интересен как историческая личность. Полагаю, что это будет интересно и многим другим.
Что такое "гибридные войны" мне известно (хоть я и не принимала участия в боевых действиях).
Никого из командного состава этих войн назвать не могу, но поискать можно.
Если у Вас есть на примете конкретная личность - пишите. Я обычно рассматриваю любые предложения.
     20:26 01.01.2020 (1)
Вообще-то шановный пан... Но здесь не обо мне. В какой же Вы стране живете, что не можете назвать никого из командного состава? Попробуйте поискать на букву Б. К примеру адмирал Березовский.
     20:42 01.01.2020
1
В России я живу. А то, что не могу назвать фамилий - так человек не может знать всё.
     23:57 08.11.2019 (1)
2
Спасибо, Магдалина!
Так бы и помер, ничего не зная об этом удивительном человеке, если бы не ты.
Кстати, я не шучу и не иронизирую.
А меня тоже недавно заинтересовало: вот хожу я на работу по улице Толбухина. а кто такой этот Толбухин?
Узнал. Ему даже дачу Сталин подарил, мимо которой я чуть ли не каждый день следую по своим делам.
Раньше не знал, мимо чего хожу, а теперь - просвятился ))))
Нужно знать историю своей страны, очень нужно!
И ты, Линочка, занимаешься бесконечно важным делом!  
     08:52 09.11.2019 (1)
Спасибо, Леша.
Да, вообще у Макарова очень интересная судьба.
Во-первых, он родился в семье моряка. Во-вторых в исторически-значимом для морского дела городе, прославленного именами Ушакова и Лазарева. Ему словно судьба предопределила такую жизнь. Когда я читала, как он пытался освободить корабли из ледяного плена (на Северном полюсе), у меня внутри всё цепенело. Правда, они тогда так и не выбрались, ждали тепла. Макарову потом многие это "в пику" ставили, что типа он виноват в расчетах, да и рвение его - проложить водный путь на Северный полюс - было излишним. Но ведь кому-то надо быть первым! А первопроходцы всегда рискуют.
В общем, хватило ему событий в жизни.
Спасибо тебе за проявленный интерес.
     00:00 14.11.2019
1
Это тебе спасибо, Лина!
Много нового и интересного от тебя узнал!  
     22:20 08.11.2019 (1)
2
На биографиях таких людей следовало бы воспитывать в России подрастающие поколения.
     22:40 08.11.2019 (1)
1
Да, Владимир, Вы правы. Но сейчас в учебниках истории не пишут ни про Макарова, ни про Скобелева. Зато в нашей  местной библиотеке "Гарри Поттер" зачитан до дыр. А ещё сейчас какой-то новый Супергерой появился - Сталкер. Дети мне о нем взахлёб рассказывают: "Я вчера 70 страниц прочитал".
     23:20 08.11.2019 (1)
1
Но сейчас в учебниках истории не пишут ни про Макарова, ни про Скобелева.

Если честно, и раньше не особенно писали.

Если и было что-то написано в учебниках, то это можно назвать просто упоминанием (помните из "Доживём до понедельника"? Мельников объясняет Батищеву (ученик, роль которого исполнил Игорь Старыгин) после его ответа о лейтенанте Шмидте, что это значит, когда о тебе написали в учебнике всего лишь "несколько строчек"). История личностей в советское время вообще всегда оставалась за рамками учебников истории, потому как тогдашняя идеология рассматривала весь исторический процесс как историю классовой борьбы. Класс был важен, а не личность. Хотя о роли личности в истории советские прилежные учительницы и говорили, но  в основном это касалось трёх персон: Маркса, Энгельса, Ленина и здравствующего Генерального секретаря. Впрочем, и о них учащиеся узнавали в основном по ходу всего коммунистического воспитания, а не столько из какого-то отдельного параграфа учебника.
У меня сохранились многие учебники тех лет (конца 70-х - середины 80-х годов), в том числе и "История СССР", "Новая история", "Новейшая история" и т.д.
Другое дело, что тогда в стране была создана целая отрасль книгоиздания: издание популярной (научно-популярной!) литературы для детей, подростков, юношества. И по естественным наукам, и по математике и по истории - несть числа! И всё это поступало в продажу по вполне доступным ценам. Не говоря уж о том, что от книг подобного рода ломились полки библиотек. Но опять-таки, я был в детстве довольно активным читателем библиотеки, и на полке с книгами ЖЗЛ я не видел, чтоб книги этой серии о тех же русских полководцах были особо затёрты. Ну, кроме, пожалуй, Суворова да Кутузова... Хотя сказать, что они стояли вообще нетронутыми тоже не могу. Но и тогда, и сейчас у детей был разный круг интересов. Были те, кого интересовала история. Есть ли сейчас те, кого она интересует, кого интересует жизнь великих полководцев? Трудно сказать. Теоретически должны бы быть такие... Но практически...
     11:38 12.11.2019
Спасибо, Александр, за такой развернутый комментарий. Вы правы. Когда я поступила в институт и нам стали преподавать Историю КПСС, я, помню, сильно удивилась, насколько она похожа на самую обычную историю, которую нам преподавали в школе. Но об идеологии в 17 лет не задумываешься. А ведь это она и была! Информация в учебниках базировалась на том, как на тот или иной исторический факт смотрит правящая партия.
Помню, один мой одноклассник на уроке спросил, кто такой Ежов. Перестройка вот-вот уже была на носу, уже чувствовалось новое веяние, так и то! Учительница истории сказала Диме, что если он интересуется, она расскажет ему во внеурочное время. Боялись. Даже несмотря на то, что культ личности Сталина был к тому времени развенчан, всё равно боялись произносить фамилии Берии, Ежова и им подобных.
ЖЗЛ читали. Потому что в других книгах информации просто не было. Я помню, что впервые именно из книг серии ЖЗЛ прочитала про французского революционера Марата. Интересно было, я увлеклась, потом в школе даже доклад по нему делала.
Есть ли сейчас те, кто интересуется историей и жизнью полководцев? В школе нет. Или есть, но за редким исключением. Александр, а Вы посмотрите, на что нацелено сейчас Министерство образования! Знания дать? Отнюдь. Нашпиговать детей готовыми ответами на тесты по всем предметам, чтобы они выполняли эти тесты АВТОМАТИЧЕСКИ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ.  Как роботы.
Кто вообще ввел эту дебильную систему ЕГЭ по тестам, где своё мнение никого не интересует!
Когда дети переходят в техникумы (я говорю про 9 класс), вот тогда уже они начинают читать больше. Но опять же: зачастую читают только потому, что боятся остаться без стипендии.
Учащиеся же школ или не читают совсем, или читают крайне мало.
Может быть, опять политика "сверху" такая - политика всеобщего отупления. Не знаю...
     03:35 09.11.2019 (1)
1
Всегда  любила читать  серию ЖЗЛ (  Жизнь замечательных людей )
Раньше было трудно  купить книги, но покупала на макулатуру , в поездках ( чаще в Молдавии  почему-то )
И сейчас с удовольствием читаю биографические  книги .
Спасибо за  отлично поданный  материал !
     08:59 09.11.2019
1
Благодарю Вас, Вера, за теплый комментарий.
Ещё очень хочу про Михаила Богдановича Барклая де Толли написать. Тоже весьма интересная судьба. И отношение историков к его персоне разное.
Кто говорит, что у него была якобы показаная смелость, другие считают, что без него мы вообще бы проиграли Бородинское сражение. Материал есть, и очень интересный. Надо сесть за изучение.
Спасибо Вам большое! Когда пишешь для заинтересованного читателя - это очень приятно.Спасибо!  
     19:50 08.11.2019 (1)
2
Сказать, что познавательно и интересно - несказать ничего! Спасибо, Магдалина, что открываешь нам знакомые, и в то же время незнакомые имена. О таких людях необходимо помнить, они великие. Очень много открыла для себя, очень многого не знала. Спасибо, дорогая.
     19:56 08.11.2019
Тебе спасибо. Быть около Адмиралтейства и не написать о Макарове?
Сколько же раз его ноги прошли по этим ступеням... Наверное, трудно сосчитать.
     16:28 08.11.2019 (1)
2
Что сказать?
Написано интересно. читается легко.
Предлгаю так же написать об адмирале Исакове. Тоже умница. Адмирал флота Советского союза (Маршал) Интересная личность.
     16:43 08.11.2019 (1)
1
Спасибо Леонид. Ваше мнение, как офицера ВМФ для меня особенно ценно.
Что касается Исакова - я постараюсь найти о нём информацию. Об Исакове я слышала, когда мы учились на военной кафедре. Правда - оговорюсь - благодаря тому, что наш преподаватель говорил о нём, как о человеке, которого очень уважал Сталин. В основном, конечно, мы проходили ТТХ оружия, но иногда нам рассказывали и о военачальниках. Вот оттуда знания и сохранились.
Спасибо за Ваше внимание.
Постараюсь выполнить Вашу просьбу.
Здесь нет смайлика, который отдаёт честь, поэтому только так:
     17:28 08.11.2019 (1)
1
Исаков - это не просьба, это просто тоже интересная судьба, как и у адмирала флота Советского Союза С.Г.Горшкова, который сделал наш флот океанским, атомным и ракетным. Почти 30 лет был Главкомом. Новых творческих удач.
     17:31 08.11.2019 (1)
1
Постараюсь не разочаровать!
     17:49 08.11.2019
1
     11:58 08.11.2019 (1)
4
Отличная статья! Вы открываете для читателя много важного и нужного о сильных духом, умных, талантливых людях, скрытых занавесом повседневной унылости и ничегонеделания огромной массы толпы.
Спасибо, Вам, что Вы отодвигаете этот занавес, и мы видим личности великих, достойных внимания и памяти!
     12:37 08.11.2019
4
Искреннее спасибо Вам, Фотиния.
Честно говоря, когда читала материалы, очень была удивлена тому факту, что даже сто с лишним лет назад существовало такое понятие, как бюрократизм и что даже такому известному и уважаемому человеку, как Степан Осипович Макаров, отказывали. Ведь было же видно, что он просил средства не ради своего собственного мундира, а для усовершенствования кораблей. Да и войну с турками в общем-то во многом благодаря ему выиграли.
Да, видимо, люди, которые во главу угла ставят своё личное "Я", были всегда.
А таких, как Макаров - единицы.
     15:21 07.11.2019 (1)
3
С большим интересом читала. Мне кажется, ты, Магдочка, напрасно сократила добытую информацию:
хочется знать больше. Может, продолжишь?
     16:02 07.11.2019 (1)
1
Галина, добрый день. Спасибо за проявленный интерес. Я могу продолжить, но не получится ли эссе слишком растянутым? 
Адмирал Макаров так хотел достичь Северного  Полюса, что, будучи затертым в ледяных торосах, практически вручную пытался освободить попавшие в плен льдов корабли. Это, конечно, был адский труд...
И ещё, чтобы отвлечь Макарова от его деятельности, ему подарили усадьбу в Кронштадте. Но его этот подарок скорее тяготил, чем радовал.
Там тоже информация интересная, но не удлинннится ли мое повествование до такой степени, что его просто устанут читать?
Вы думаете, что нужно добавить всё то , о чём я написала здесь?
     16:28 07.11.2019 (1)
2
Я думаю, в это эссе ничего втискивать не нужно, а написать другие на разные этапы жизни Макарова. 
Может получиться целая серия. 
Удачи тебе!
     16:44 07.11.2019
1
Хорошо, я поняла. Что-нибудь придумаю.
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама