Предисловие: История не приемлет сослагательных местоимений типа «если бы»…
История суха. Она приемлет только факты, факты и факты….
И, поэтому, события тех дней, о которых пойдет речь, не могут быть просто строчкой в учебнике истории.
В 1939 году в Европе разразилась война, ставшая в скором времени Мировой. Через два года пламя этой войны перекинулось на Советский Союз…
Наша Родина вступила в Великую Отечественную войну…
Прошли неполные два года упорных и кровопролитных боев.
Война дошла до Сталинграда, в блокаде жил и боролся Ленинград… В НЕБЕСАХ МЫ ЛЕТАЛИ ОДНИХ...
... И вот 17 апреля 1943 года на аэродроме Полотняный завод готовились к вылету на боевое задание две группы летчиков.
Летчики 18-го Гвардейского истребительного авиаполка приглядывались к новичкам из второй группы. Самолеты этих летчиков, хотя и имели красные звезды на крыльях, но отличались окраской коков винтов своих самолетов.
Окраска была трехцветной, цветов французского флага.
Шесть французских летчиков и восемь советских вместе уходили на свое первое совместное боевое задание.
Кто же были эти французы?
В ноябре 1942 года в Советский Союз прилетели 14 французских летчиков, у которых было одно желание – «Драться с гитлеровцами!»
Этих людей вдохновляли слова генерала де Голля: «Франция проиграла сражение, но не проиграла войны….»
Именно де Голль обратился в начале 1942 года к Иосифу Виссарионовичу Сталину с предложением создать на советско-германском фронте авиационную эскадрилью «Сражающейся Франции».
Вопрос решался очень тяжело, не обошлось без протестов со стороны Великобритании. Однако, несмотря на все препоны, он был решен положительно.
«Нормандия» - это имя французской провинции, наиболее пострадавшей от гитлеровцев, стало именем собственным эскадрильи.
Трудно, поначалу, пришлось французам. Надо было осваивать советский самолет-истребитель Як-1.
Французы выбрали самолеты советского конструктора Александра Яковлева, т.к. – «Мы прилетели в СССР. Поэтому, мы будем драться на советских самолетах».
Были поломки, набивались «шишки и синяки», но ничто не могло остановить французов. Они рвались в бой.
17 апреля 1943 года командир эскадрильи «Нормандия» майор Жан Луи Тюлян повел своих пилотов на первое совместное с советскими пилотами боевое задание. Они атаковали аэродром в городе Сеща.
Совместная боевая работа летчиков 18-го ГИАП и «Нормандии» настолько их сдружила, что, когда сын И.В.Сталина, Василий, захотел, чтобы французы служили в его подчинении, летчики эскадрильи категорически отказались.
У летчиков полка французы учились коллективному ведению воздушного боя. Дело в том, что французские летчики, прекрасные пилотажники, в воздухе придерживались принципа: «Каждый за себя. Один Бог за всех». Этот принцип привел к тому, что в один из апрельских дней 1943 года они потеряли сразу троих пилотов. Троих из четырнадцати.
Спасло французов, «от самих себя», включение оставшихся летчиков эскадрильи «Нормандия» в состав 18-го ГИАП в качестве четвертой эскадрильи. Полк, которым командовал Анатолий Емельянович Голубов, входил в 303-ю авиадивизию генерала Георгия Захарова.
До конца войны французы и русские пилоты летали крылом к крылу:
«… В небесах мы летали одних. Мы теряли друзей боевых…»
Да, были тяжелые потери.
17 июля 1943 года погиб в воздушном бою под Знаменским командир эскадрильи Жан Луи Тюлян.
Эскадрилья, в связи с большими потерями, была отведена на переформирование.
В августе 1943 года эскадрилья получила пополнение и была преобразована в «Первый отдельный истребительный авиационный полк «Сражающейся Франции» «Нормандия».
Пройдя очередную переподготовку, полк был включен в систему ПВО города Тула.
К 01 сентября 1943 года летчики, уже полка, имели на своем боевом счету 75 безусловных побед и потеряли 17 своих пилотов.
Летом 1944 года полк получил очередное пополнение и прошел переучивание на истребителе А.С.Яковлева «Як-9».
Перед началом новых боев в полку был уже 61 пилот.
Командовал этими пилотами Пьер Пуйад.
Боевой путь французских летчиков пролегал через Тулу и Орел. Через Брянск и Смоленск. Они дрались в небе Белоруссии и Литвы. От их метких очередей горели самолеты гитлеровцев над Гумбиненом, Хайлигенбайлем и Инстербургом, Кенигсбергом и Пилау. Они стали настоящими ассами и сражались уже на самолетах Як-3.
Немцы старались с ними в воздухе не встречаться.
Это один из французов сбил в воздушном бою одного из гитлеровских ассов полковника Бернброка, имевшего на своем боевом счету 140 побед.
В июле 1944 года в один из обычных боевых дней, в белорусском небе, летчики «Нормандии» отправили догорать на истерзанную войной землю 29 гитлеровских самолетов, не потеряв при этом ни одного своего.
На следующий день от их метких очередей на земле лежали обломки еще 14 самолетов гитлеровцев. И опять, все самолеты «Нормандии» вернулись домой.
За проявленный героизм при форсировании Советскими войсками реки Неман, авиаполку «Нормандия» в августе 1944 года было присвоено наименование «Неманский». С этого момента полк вошел в историю, как истребительный авиационный полк «НОРМАНДИЯ-НЕМАН».
Из первого состава эскадрильи «Нормандия» в живых осталось трое –
Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап и Жозеф Риссо, сбивший 11 фашистов.
Всего за время боевой работы в СССР в эскадрилье и в полку служили
96 французских летчиков, которые совершили 5240 боевых вылетов, сбили
273 и подбили 80 гитлеровских самолетов. Еще они уничтожили много самолетов и другой боевой техники на земле. В воздушных боях погибли
35 пилотов. Еще 7 французов погибли при исполнении служебных обязанностей.
Имена этих 42-х французов навечно высечены на мемориальной доске дома №29 по Кропоткинской набережной в городе Москве. В этом доме во время войны располагалась военная французская миссия.
За свои боевые заслуги полк «Нормандия-Неман» награжден орденами
«Красного Знамени» и «Александра Невского», орденом «Почетного Легиона», «Крестом войны с шестью пальмовыми ветвями», «Крестом Освобождения» и военной медалью.
День победы летчики полка встречали в Москве. Здесь им вручались высокие государственные награды.
Четырем летчикам была присвоена высшая степень отличия – звание Героя Советского Союза.
Это – Марсель Альбер, летчик первого состава эскадрильи, одержавший 21 победу.
Это – маркиз Ролан де ля Пуап, летчик первого состава эскадрильи, одержавший 16 побед. Ролан – предпоследний летчик из состава полка, ушедший из жизни.
Это – Жак Андре, одержавший в небе России 15 побед.
Это – виртуоз воздушного боя, один из первых 14-ти пилотов эскадрильи,
Марсель Лефевр, одержавший за свою недолгую боевую работу 11 побед.
Он привел свой подбитый самолет на аэродром, но после посадки самолет загорелся. От полученных ожогов 05 июня 1944 года Марсель умер в московском госпитале. Он был родом из Нормандии.
Его могила, как и могилы еще нескольких французских летчиков находится на Введенском кладбище Москвы.
15 июля 1944 при попытке спасти жизнь советскому авиамеханику
Владимиру Белозубу погиб французский летчик Морис де Сейн.
Это ли не мерило мужской, солдатской, дружбы и единства стремления к жизни, ради которой и отдавали свои жизни французские и советские летчики.
15 июня 1945 года летчики «Нормандии» в последний раз взлетели с советского аэродрома. Этот их вылет был не боевой. Они летели домой – во Францию. Летели на овеянных боевой славой своих истребителях «Як-3», которые им в дар передало Советское Правительство.
«Оружие победы должно оставаться в руках победителей» - эти слова Иосифа Виссарионовича Сталина стали краеугольным камнем (в хорошем понимании) в правительственном решении.
Послесловие: После приземления самолетов, в аэропорту Парижа ле Бурже, к летчику полка Франсуа де Жоффру, автору исторической книги «Нормандия-Неман», подошла женщина, мать летчика Анри Фуко, погибшего 21 апреля 1944 года, и спросила того: «А где Анри? Что, еще одна эскадрилья не вернулась?»
Франсуа де Жоффр ей ответил: «Да, мадам. Еще одна эскадрилья осталась в России».
«В небесах мы летали одних…», - прекрасные слова прекрасной песни. Песни о том, что, прежде всего, мы люди, которым ненавистна война…
Вот уж, воистину, правда – история суха. Хотя за ее сухостью кроются судьбы простых людей и целых народов. То есть – наша с Вами жизнь. |