Произведение «НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ. РАССКАЗ-ГРОТЕСК»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Темы: школа
Автор:
Оценка: 4.9
Оценка редколлегии: 7.5
Оценка рецензентов: 9
Баллы: 24
Читатели: 886 +2
Дата:
«Изображение 9»
Предисловие:
Любимому автору, Михаилу Афанасьевичу Булгакову, посвящается.

НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ. РАССКАЗ-ГРОТЕСК

     Моя жена учителем математики работала в средней школе. Все математики разбежались из-за этого змия проклятого, который ЕГЭ называется, и каждую весну свое жало с пламенем выпускает на учителей, что многие просто сгорели на работе. А  моя жена с крепкими нервами, держалась до последнего, пока с ней невероятная история не случилась.
И все эти КИМы , будь они , тьфу на них! Был у ней ученик , как она говорит , непреклонный.
Стала моя жена задерживаться с работы, приходить поздно, я поначалу ничего не знал об этом ученике, встречаю её:
--- И где же ты так долго пропадала? Любовника себе завела?
---Да какой любовник? У тебя что, температура? Лучше скажи, что ужинать будем? - отмахнётся и шмыг на кухню.
Ладно, я к ней не пристаю больше, загляну только , вижу она холодную котлету наворачивает и все бумажки какие-то просматривает.
И стало это в системе, чуть не каждый день, хоть бы что мне, родному мужу, объяснила, так нет, молчит , как партизанка, а я про себя думаю: весеннее обострение.
А обострение объяснялось  Якутским, кажется так фамилия его была. Не мог он ничего решить в Кимах из-за таблицы умножения, не давалась она ему никак, хотя должна была даться ещё в началке! Моя жена,  Маргарита, учила с ним эту таблицу.
  --Сколько же я сил на тебя, Якутский , буду тратить? И время своё? Даже маленький мальчик Кай в одно мгновение усвоил таблицу, как Отче наше! А ты ? - возмущалась Маргарита Ивановна.
--- Ещё бы не усвоил!  Снежная королева его в небо подняла и заморозила, тут не только таблицу умножения вспомнишь… - бурчал Якутский.
--- Давай продолжим: семью семь ?  Что молчишь? 
Маргарита Ивановна соскочила со своего коронованного кресла и зашипела:
--Я не Снежная королева, я тебя не заморожу, я тебя убью, Якутский!
И вдруг она выхватила из своего рюкзака топор и разрубила Якутского на мелкие дважды два , что он, бедолага, и глазом моргнуть не успел!
Стоит Маргарита Ивановна с топором, а вокруг части тела Якутского так и умножаются в ее глазах: дважды два- четыре руки, трижды три- девять голов, как у Горыныча… Голова кругом у Маргариты Ивановны, и вопрос неотступно давит: что с этими частями делать? Надо спрятать, а куда?!
  ---Надо подумать .. .- размышляет Маргарита, а сама влажными салфетками топор протирает. Решение пришло неожиданно. Занимались по вечерам они в кабинете биологии классного руководителя Якутского, а там коробок с муляжами частей тела куча, вот Маргарита Ивановна и аккуратненько распределила Якутского по коробочкам, соответственно частям тела муляжей: «дважды два» отлично сработало! Еще и влажной салфеткой пыль  с муляжей протерла. И только когда закончила работу, то поняла весь ужас происшедшего.
Вернулась домой поздно, уставшая, вся вымотанная, даже на кухню не шмыгнула, сразу на диване, где села, там и уснула.
Через два дня  хватились Якутского: пришла полиция и прямо к Маргарите Ивановне:
  ---Вы последняя видели ученика, ведь так? - спросил полицейский.
  ---Да, последняя, мы с ним в кабинете биологии дополнительно математикой занимались.
---Хорошо, пройдемте в кабинет.
---Пройдемте, -  невозмутимо ответила Маргарита Ивановна.
Полиция обшарила весь кабинет, но ничего не нашла, только запах странный почувствовала и спросила у учителя биологии:
---Почему такой запах? 
---Так у нас старые экспонаты, вот и подпахивают, -ничего не подозревая, и тоже невозмутимо ответила учительница.
С этого момента все и началось! Идет Маргарита Ивановна к банкомату, карту хочет вставить, а вместо карты — пластиковая таблица умножения на цифру шесть! Не может быть, думает Маргарита, какое-то наваждение...пройдет, но нет, не проходит: даже на толчок садится, а вместо туалетной бумаги отрывает кусок  таблицы умножения от семи до девяти! «Кошмар», кричит она и выбегает из туалета.
---Что с тобой, Марго, что там случилось? Крокодила увидела?! - смеюсь я, а она машет руками: дескать отстань, не до тебя!
Это уже очень серьезно, думает Маргарита Ивановна, карандаши с таблицей, ладно, это допустимо, но  газету откроет, а там все те же дважды два. Решила Маргарита отвлечься: тату масштабное сделать, и мастер просто отличный подвернулся, и рисунок ей понравился, залегла она в кресло на двое суток, думает: все сейчас пройдет, иглоукалывание снимет порчу Якутского! И что же вы думаете? Встала она перед зеркалом посмотреть своё тату, а на ней живого места нет, одна таблица умножения и злобная ухмылка Якутского!
Пришла домой Марго, я как ее увидел, чуть в обморок не рухнул:
--Все, с меня довольно , ты дом забросила, совсем с ума сошла, я ухожу.
Маргарита Ивановна молчит, только вздрогнула, когда за мужем дверь хлопнула, упала на диван и давай реветь…
Это уже серьезно, думает Маргарита, семья распалась, таблица умножения ночами так файлами и грузится в ее голову, что она в ужасе стала просыпаться! Аппетит пропал, бессонница пришла. Только маг может мне помочь, промелькнуло в ее сознании, надо искать мага.
Облачилась Маргарита с головы до ног  в черную мантию и отправилась на поиски человека, который подсказал бы ей спасительный путь от наваждения . И нашла гуру , очень мудрого , пришла к нему , всё рассказала и тату показала, взмолилась:
    --Спасите! Что делать?
Гуру долго молчал, потом промолвил:
--Выход есть, но он очень сложный: вам надо как-то добиться , чтобы во всех школах страны  отменили  ЕГЭ.
--Но как это сделать?
--Попытайтесь добиться аудиенции у президента, он точно поможет - заключил гуру.
И  отправилась учительница пешком в столицу, прямо к президенту. Спросите, как её к нему допустили? Да просто: она как мантию свою откроет, все охранники в обморок, еще бы ! Кто из них этот кошмар забыть смог, который «таблицей умножения» называется!? На себе и на своих детках пережили! Так вот, они от обморока очнутся и только рукой машут: «проходи, мол, не задерживайся!» Так она оказалась у дверей президентского кабинета , открывает дверь, а перед ней вместо президента  сидит КИМ тестовый и по телефону разговаривает, какие-то бумаги подписывает ! Ужас булгаковский  и только!
Президент не удивился, увидев Маргариту Ивановну, в сплошном тату, а даже обрадовался:
---Я, милая, вас поджидаю! Только вдвоём мы сможем избавиться от наваждения, я из кабинета уже пять суток не выхожу!
Обрадовалась учительница, обняла президента- КИМа и вдруг очутилась в своём кабинете, и Якутский перед ней, живой и здоровый, радостно сообщает:
--- Всё, Маргарита Ивановна, сам президент отменил ЕГЭ! Хотя я таблицу умножения отлично знаю, хотите проверить?
Моя жена побледнела , как ноябрьский снег:
---Что вы, Якутский. Не стоит! Я верю!- а сама дрожащими руками достает зеркальце из сумочки и смотрит на себя. - Верю, верю, Якутский, я счастлива!
   А как же ей не быть счастливой? И тату исчезло, и Якутский живой !

22.07.019.

Реклама
Обсуждение
Показать последнюю рецензию
Скрыть последнюю рецензию
(Рецензия на произведение «Невероятная история. Рассказ-гротеск. Автор Любовь Снежная)




История, которую предлагает нам автор, действительно невероятная. Но почему же гротеск? Неужели нельзя было отнести рассказ к категории «Фэнтэзи»?
А заглянем-ка в энциклопедию, поинтересуемся, что собой представляет гротеск.
Итак, читаем: гротеск - вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического.
И ещё: В разговорной речи «гротескный» обычно означает «странный», «фантастический», «эксцентричный».
Значит, читателя ждёт описание жизненных отношений, где реалии и фантастика будут сменять друг друга. И не просто сменять, а заострять внимание на каких-то жизненных ситуациях, причём заострять причудливо и, может быть, немножечко эксцентрично. А поэтому ждут читателя как комические, так и трагикомические сюжеты.
Ну вот, теперь всё вроде бы встало на свои места, всё более или менее понятно, можно обратиться и к тексту.

Тема, которую была выбрана автором для своего рассказа – наболевшая. ЕГЭ – он же «Единый Государственный Экзамен» - официально был введён в 2007 году для проверки знаний учащихся. Причём форма этой проверки была и остаётся только одна: контроль знаний с помощью тестов.
К сожалению, объективной оценки знаний с помощью тестов получить не удаётся, хотя с 2007 года тесты по всем предметам претерпели множество изменений. В частности, темы либо менялись, либо становились более расширенными, либо менялась их интерпретация, но суть продолжала оставаться той же.

Если сравнить учебники, рекомендованные для подготовки к ЕГЭ и ГИА (нынешняя аббревиатура звучит как ОГЭ), толщина их значительно увеличилась. Если же к стандартному набору вышеуказанных учебников прибавить ещё и то, что рекомендовано (и, видимо, рекомендовано настолько настоятельно, что рекомендованные учебники нисколько не уступают по количеству страниц стандартным собратьям), невольно напрашивается вопрос: КАК  вообще можно выучить такую массу информации?  Повторюсь, не вложить в свою голову знания, а владеть информацией! «А есть разница?» - поинтересуется далёкий от сдачи экзаменов человек. Есть! И колоссальная.

Запомнить и научиться применять правила (русский язык), знать даты и события (история), выучить формулы (математика) – к этому ученики, увы, не стремятся. Нацелены же они на то, чтобы запомнить максимально большое количество правильных ответов и поставить напротив них «плюсики» (или «галочки» - где уж как принято). Ну, а те, кто ни на что не способен, может попытаться поставить «галочки» наобум (а вдруг повезёт?). Или во всех вариантах обвести одну и ту же цифру или букву (бывало, и этот метод срабатывал). И о каких же знаниях, вернее, о какой адекватной оценке этих знаний идёт речь?

И ученикам сложно от введения этой далеко не российской системы оценки знаний, и учителям несладко, что и попытался показать автор в своём произведении. В качестве примера того, что надо знать на экзаменах, автор берёт таблицу умножения – далеко не самое сложное, что проходят в средней школе. Этим автор пытается показать, что на самом деле экзамены, проводимые на западный манер, может быть, и не такие трудные. Вся беда (и с этим нельзя не согласиться) состоит в том, что у учеников пропадает всякое желание действительно ЗНАТЬ. Вот и зубрёжка пресловутой таблицы (как показатель вызубривания правильности ответов на тестовые задания) приводит только к тому, что у учителя сначала начинаются нервные срывы, а потом и вовсе возникает желание убить бестолкового подопечного.

Всё то, что описано дальше – как учительница пыталась скрыть следы преступления,  как ей стали сниться ужасы в снах, как везде мерещились цифры из таблицы умножения и вместе с ними ученик, которого она якобы зарубила топором – вот и гротеск, который трагикомическим образом показывает всю абсурдность ситуации, когда учителям приходится готовить к экзаменам своих учеников.
Автор мог бы пойти по самому обычному пути рассказа о том, что приходится переживать учителям – стрессы, неврозы, обострение заболеваний, но тогда рассказ потерял бы свою  «изюминку», т.е. стал бы самым обычным изложением фактов, которые можно найти в газетах и журналах. Поэтому автор прибегает к гротеску, как к методу, который показывает переход от реальности к фантастике  - и наоборот: ученика легче лишить жизни, чем подготовить к экзаменам. А в конце, где экзамены всё же отменяют, ученик оживает и начинает учиться с удовольствием.

Конечно, автор никоим образом не призывает учителей убивать неспособных к обучению учащихся. То, что учительница пустила в ход топор как средство убийства – говорит только о том, что любой учитель – это прежде всего человек, у которого тоже есть нервная система. И её желательно беречь, а не заставлять учить детей по новым  (зачастую никчёмным) методикам, которые взяты как образцы обучения в западных странах и в США.
Автору очень хорошо удалось закончить рассказ, описав в нем желание большинства учащихся и их родителей, но самое  главное – учителей. После обращения к Гуру, который даёт рекомендацию отменить ЕГЭ, всё становится на свои места: ученик оказывается живым и невредимым. И что самое интересное – как только отменяют ЕГЭ -  мальчик тут же овладевает таблицей умножения, о чём с гордостью сообщает учительнице.
Здесь автору прекрасно удаётся ещё один ход, а именно показать, что большинство учеников боится новомодных экзаменов, где им не разрешают пользоваться даже собственными ручками. Как только этот страх проходит – ребёнок заучивает таблицу умножения без каких-либо проблем.
Рассказ написан хорошим, лёгким языком. Юмор, который присутствует в произведении, говорит о том, что автор легко владеет одним из его видов – гротеском.

Стилистического несоответствия в произведении не выявлено.
С точки зрения грамматики, ошибок не обнаружено.
Лексикологический анализ выявляет большое количество общеупотребительной лексики, которая относится к активному словарю. Повторения фраз и оборотов отсутствуют.
На основании вышеизложенного считаю, что произведение заслуживает высокой оценки.


Ссылка на произведение: https://fabulae.ru/prose_b.php?id=93946


Оценка произведения: 9
Магдалина Гросс 14.01.2020
     23:58 19.01.2020 (1)
1
Ваш рассказ прочитала "с подачи" Магдалины. Спасибо ей. Я считаю, что нельзя его воспринимать в прямом смысле, т.е. убийство и т.д. Вы косвенно коснулись очень актуальной темы: педагогам, даже без всякого ЕГЭ, нужно поставить памятник при жизни. Иногда попадаются такие "тяжелые" ученики, что невольно вызывают желание убить. Но, слава Богу, им хватает терпения и выдержки пережить это испытание "на прочность". А этот злосчастный ЕГЭ, вообще, необыкновенно мощная провокация нервного срыва и для педагога, и для ученика.
     05:48 20.01.2020 (1)
1
Благодарю, Вас Валечка, что вы поддержали Магдалину, трудно ей пришлось отбиваться от нападок. 
Да, есть тяжелые ученики, и педагогам, особенно математики, сложно, я написала об этом заметку. Конечно, никто никого не собирается убивать(это же глупо!) , педагоги так шутят бывало, но шутка звучит с любовью к детям. А мой рассказ - гротеск, где все  преувеличено до фантастики. Хотя я больше хотела сказать о таблице умножения, которая не давалась Якутскому и без знания которой невозможно сдать ЕГЭ, точно так же, если ты не подчинишься системе, то она тебя вышвырнет! В рассказе за прямым сюжетом, скрыт символ нашего времени. Я очень сожалею, что его не увидели те, кто прочитал рассказ, может быть мне не удалось его донести, хотя я пыталась.Ещё раз благодарю вас!
     08:47 20.01.2020 (1)
1
Есть произведения, которые на первый взгляд кажутся простыми, однако в них заложен определенный смысл. Их нельзя толковать дословно. Ваш рассказ из их числа.  
     20:45 20.01.2020 (1)
Любовь права. Данный рассказ нельзя воспринимать прямолинейно. Это - только сравнение с теми чувствами, которые порой приходится испытывать учителю. А нервы, кроме шуток, порой надо иметь железные.
Я как стояла на позиции, что рассказ хороший (главное - в тему!), так и продолжаю утверждать это.
А за поддержку - спасибо!
     21:24 20.01.2020
Не стОит благодарности, я просто высказала свое мнение. У педагогов, вообще, очень сложная работа. Сколько детей проходит через их руки и сердца. Каким нужно обладать терпением и самообладанием, чтобы вложить в эти, не всегда способные, головы хотя бы элементарные знания. А когда сталкиваешься с дурно воспитанными чадами - это же, вообще, "финиш". Дай, Бог, выдержки, здоровья и терпения!
     19:51 11.01.2020 (1)
1
Очень актуально! Знания с помощью ЕГЭ проверить практически  нельзя, а вот нервы вымотаны, кажется, уже всем: и детям, и родителям, и учителям.
Злободневную тему для рассказа Вы выбрали.
     19:59 11.01.2020 (1)
1
Благодарю за прочтение и отклик, Магдалина))) Тема действительно злободневная, а вот как изложена? Читать интересно или так себе?
     20:05 11.01.2020 (2)
1
За всех не скажу, а мне понравилось. Я не очень люблю творчество  Булгакова (вернее, я его вообще не люблю), но Вы не переборщили с описаниями. Всё остальное я напишу в рецензии.
     14:48 14.01.2020 (1)
1
С большой заинтересованностью прочитала Вашу рецензию, Магдалина. Я благодарю вас за труд рецензента профессионльного, вдумчивого и беспристрастного . Вы поняли мою задумку , которая действительно нужлалась в таком поиеме , как гротеск , когда преувеличение переходит границы реального , уходя в фантастику. Да, педагоги мирные люди, но у них часто звучит это фраза: я тебя убью, если не сдашь...да что угодно: таблицу умножения, экзамен...а я  еще говорю, что достану автомат Калашникова! Но это всего лишь метонимия и не более!
Еще раз спасибо за скрупулезный анализ. Вы первый рецензент для меня позитивный. Хотя я не боюсь критики. Благодарю!






     14:56 14.01.2020 (1)
1
Спасибо за добрые слова. Я же на самом деле знаю и что такое  ЕГЭ, и ГИА, и ВПР. Самой приходится помогать детям, так что это это было на самом деле не очень трудно - написать рецензию, связанную со сдачей экзаменов.
Что касается Вашего слога письма, он мне понравился. Вы пишете легко и непринужденно, как в жизни. И с юмором у Вас всё в порядке. Писать для хороших авторов - одно удовольствие.
     15:17 14.01.2020
Ваши слова такие реальные, понятные каждому, кто столкнулся с образованием...Они вдохновляют , ведь я пришла на Фабулу не поэтом, я пришла с прозой, очень люблю прозу. Считаю, что в этом рассказе мне удалось совместить 2-х рассказчиков: мужа Маргариты и самого автора. Это мне самой понравилось, что получилось. Однако я долго думала над концовкой, считаю, что встреча учительницы с Президентом получилась скомканной, ее надо было развернуть, но не все удается, как задумаешь, да и ладно! Одно хорошо: по этому сценарию можно сделать короткий фильм. Это тоже для меня достижение( ушла от описательности!).
     20:15 11.01.2020
1
Ну Булгаков мной упомянут только из -за формы(это же его форма гротеск-испытание!)  а в остальном там , в рассказе ,нет ничего от Булгакова.
Да, я стремилась к  сценичности в этом рассказе, поэтому много днйствия.
Но и описания тоже люблю , может быть это моя дань классике...
Срасибо, Магдалина . Я критики не боюсь ,можете смело в пух и прах! Улыбаюсь...
Гость      17:37 22.07.2019 (1)
Комментарий удален
     17:46 22.07.2019
1
Спасибо, рада , что понравился! 
Реклама