Произведение «Древние анатолийцы и Евразия (часть вторая)» (страница 1 из 70)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 2
Читатели: 7787 +1
Дата:
Предисловие:
Предпринята попытка толкования и уточнения ряда фактов истории и религии, а также и этимологии определённых теонимов, этнонимов и некотрых понятий хурритов (прахатто-хурритов) и их потомков - нахско-дагестанских этносов, посредством использования шумерского, аккадского, ханаанейского, хаттского, хурритского и ряда др. лексиконов. И несомненно, что гипотетичность и неоднозначность отдельных толкований и обобщений нуждается в дальнейшем уточнении и разработке.

Древние анатолийцы и Евразия (часть вторая)

       
                                                                              М.И. Зильберман                             
                                                                      Древние анатолийцы и Евразия.
                                                                                  (часть вторая)


Предпринята попытка толкования и уточнения ряда фактов истории и религии, а также и этимологии определённых теонимов, этнонимов и некотрых понятий хурритов (прахатто-хурритов) и их потомков - нахско-дагестанских этносов, посредством использования шумерского, аккадского, ханаанейского, хаттского, хурритского и ряда др. лексиконов. И несомненно, что гипотетичность и неоднозначность отдельных толкований и обобщений нуждается в дальнейшем уточнении и разработке.

Примечание. Рисунки этой (второй) части книги, а также ранее опубликованных глав, см на порталах:
http://samlib.ru/editors/z/zilxberman_m_i/
http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/7216/works/


Содержание. 
1. О брахицефалии в Евразии.
1.1 К вопросу о прахатто-хурритской общности.
2. Заселение Евразии.
3. Об Анатолии в древности.
4. Распространение земледелия.
5. О хассунской культуре.
6. Халафская культура.
7. Самаррская культура.
8. Убейдская культура.
9. Кавказ и куро-араксская культура.
10. Куро-аракцы в Ханаане и Египте.
11. Кавказ перед эпохой куро-араксской культуры.
12. К вопросу о символизме орнаментов куро-араксской культу¬ры.
13. Об архаичности культово-мифологических представлений абхазо-адыгских и нахско-дагестанских этниче-ских групп.   
13.1 Хатти. Некоторые культово-мифологические представления.
13.2 Абхазы и адыги, их некоторые архаичные верования.
13.3 Хурриты. Некоторые культово-мифологические представления.
13.4 О курдах.
13.5 Езиды в свете сакральной символики.
13.6 О древних корнях нахско-дагестанских этнических групп и их верованиях.
14. Этносы Трои и их божества.
15. Минойцы и их верования.
16. Об этрусках и их религии.


13.3 Хурриты. Некоторые культово-мифологические представления.
Хурриты, как и хатти, - автохтонные арменоидные племена Анатолии, выделившиеся из еди¬ного этнического и языкового "массива" прахатто-хурритов примерно в 3450 г. до н.э. (по О.П. Балановскому, см. выше) и изначально обитавшие, по всей вероятности, восточнее хатти на большей части территории суб¬континента. Мобильные по своей природе (и культурно продвинутые анато¬лийцы, в силу векового общения с носителями натуфийской культуры), хурриты принадлежат к тем древневос¬точным народам, выдающаяся роль которых в истории (и развитии культуры) Ой¬кумены явно недооценена.
Итак, термин (наименование) Шубур-Субар(ту) (у шум. - Su-bir/Su-bar/Šu-bur, а у акк. - Šub¬ar¬tum/Subartum(ina), Šú-ba-ri) как топоним, нередко упоминается в шумерских и аккадских текс¬тах. Так, в одной из надписей Нарам-Суэна (2236-2200/2301-2264 гг. до н.э. по хронологии от 1982 г)) означено: "kalam SUBURКI" - страна Шубур (земля субареев). Название страны в акк. форме «Субари (Šúbari)» встречается и в документах из Телль-Амарноского архива, а также как «Šbr» - в угаритских надписях. Субарту как страна (зем¬ля), населённая субареями, и располо¬жен¬ная, вероятно, в относительной близости от Сузи¬аны, нередко упоминается и в древнейшем шумерском эпосе. Так, в мифе «Энмеркар и прави¬тель Аратты» говорится (перечисляется) в едином контексте: "земли Шубур-Хамази" (Суб¬ир/Су¬барту и Сузиана/Элам). В урукском мифе «Инанна и Шукаллитуда (садовник)» то же: "Ин¬анна обошла... землю, обошла Элам и Субир... и госпожа устала".
Топоним "Субир", в варианте "Шубур", встречается в трех надписях Эанатума, царя Лагаша (ок. 2400 г. до н.э.). Упоминается Субарту, как северная страна, и в клинописных текстах эпохи царя Шульги (период империи III династии Ура). Из писем к Шульги следует, что Субир вклю¬чал в себя земли по Нижнему Забу (И.С. Архипов "Топоним «Субир/Субарту» в Месопотамии III - первой пол. II тыс. до н.э.". ВДИ. 2002, № 4). В «надписи» Лугальанемунду (предполага¬ется, что  текст содержит географию старовавилонского периода (Michalowski. 2005)) земля Су¬бир расположена между аморейской Марту (Средним Евфратом) и Кутиумом (между горными районами Загроса). О том, что страна располагалась в предгорьях Загроса свидетельствуют, к примеру, черепки самаррской керамики, найденные в Сакче-Гёзи (Коба Хуююк), в горной доли¬не Кара Су (Г. Чайлд). Согласно мнению И.М. Дьяконова, Субарту занимало  некие терри¬то¬рии (земли) по среднему и верхнему течению Тигра и его притоков. Отметим также и то, что, согласно знаменитой монографии И. Дж. Гельба (I.J. Gelb "Нuпians and Subarians". Chicago, 1944), субареи обитали  в ареале между Тигром, Загросом и рекой Диялой.
Обратимся к этимологии термина шум. "Su-bir/Su-bar/Šu-bur". Здесь, в этнониме "Šu-bur (Шу¬бур)" шум. "Šu" значит "рука", а "Бур", видимо, архаический бог-отец ("Древний человек и божество". Т1), которого анатолийцы-субареи и занесли, в частности, в Месопотамию (заметим, что у хатти известен город Буруш-хаттум). В таком случае "Šu-Вur" может означать "рука Бу¬ра". С другой стороны (что более вероятно), у ванских халдов (по Н.Я. Марру) термин "bur(а)" означал и просто "много" (как колчество), и "много" в значении "племя" (рассеянная полисе¬мия). И тогда этноним "Su-bur (Субур)", где а шум. слово "Su" значит "тело", мо¬жет означать "Мно¬жество (много) тел (живых людей)", а также (и просто) "племя" (как совокупность (мно¬жество) людей (тел)).
Весьма важно, что в работе Ариэля Голана "Миф и символ" сообщается, что в глубокой дре¬вно¬сти, на террито-рии Мизии (Анатолия), обитало племя с названием "Sebereis" (вероятно, "Su¬bur(-eis)"). И так как Мизия  (горная страна) расположена в центральной Анатолии (как и Чатал-Хююк, см. выше), там, где много позднее на землях хатти образовалось Хеттское царство, то и, по всей вероятности, в VIII-VI тыс. до н.э. на этих территориях обитали динариды, а позднее - и прахатто-хурриты (в т.ч. и многочисленные племена субареев по И.М. Дьяконову); которые, как считается, в силу социально-экономических причин  (скачкообразный (резкий) прирост населе¬ния и отсутствие достаточного количества пригодных к возделыванию земель) и мигрировали (по следам носителей "неолитической рево¬лю¬ции") на запад, юг и юго-восток. И, как представ¬ляется, прахурриты изначально, вероятно, обитали в горных долинах Анатолии, судя по тому, что большинство из них обосновалось, мигрировав на юго-восток, в предгорьях Загроса. И тогда можно предполагать, что  примерно в кон. VII тыс. до н.э., в общем, довольно массовом, движении т.н. "неолитиче¬ской революции" анатолийских мигрантов-земледельцев, некая часть племени "Sebereis" (субареев-динаридов), мигрировавшая к предгорьям Загроса (вместе с нату¬фийцами), и учредила халафскую культуру.
Как отмечал ещё Н.И. Вавилов, интенсивные миграции характерны именно для земледельче¬ских сообществ, обитавших в горных областях, вследствие сравнительно быстрого роста насе¬ления (увеличения числа земледельче-ских поселений) и ограничен¬ности ландшафта, пригодно¬го для земледелия (при той агрокультуре). По данным археологии (см. выше), первые аграрные сообщества в Средней и Нижней Месопотамии были созданы жителями горных и предгорных регионов Восточной Анатолии и Загроса, где зародилось и получило развитие древнейшее (неполивное) земледелие.
Принято полагать что наименование "хурри(ты)" (у шумеров - "субир" и "халду" (как уже от¬мечалось динарская и арменоидная расы - "сёстры"); а у аккадцев - "субареи" и "халду" (хурри¬ты по традиции (их антрополгический тип почти тот же, что и у динаридов, см. выше) и продолжали называться "халду") - самоназвание (племенного объединения). Об этом же свидетельствует и "Все¬мирная история". (Т1. Под ред. Ю.П. Францева. 1956): "Большинство исследователей считает, что это ["субир" и "халду"] - шумеро-аккадское обозначение тех же племён, которые называли себя хурритами".
Этноним «хурри, хуррит» встречается в хурритских, аккадоязычных, древнехеттских и древ¬не¬ев¬рейских текстах; египетские источники (по-видимому, начиная с Нового царства, т.е. с XVI в. до н.э.) называют жителей Пале¬стины и Сирии "h’r" (с огласовкой "huru-", "hōrī(m)" - по У.Ф. Олб¬райту; египетское названии Сирии - "Хару" (В.И. Авдиев)). Обычно термин "хурри" (пра¬хатто-хурритское слово «хурре») понимается как «восход, восток, утро», а «хурриты» - «вос¬точные; жители востока», и вполне может быть связан с тем, что ареал обитания хурритов располагался восточнее (юго-восточнее) мест обитания кровнородственных им хатти (особенно после разделения племён прахатто-хурритов), которые (хатти) их так и идентифицировали.
Характерно, что Сирия, в которой хурриты (по имеющимся данным) обитали уже примерно с сер III тыс. до н.э., первоначально и называлась "Суре", что означает (видимо, по отношению хурритов к локализации племён хатти, позднее - хет¬тов) «западная страна», «страна заката» (заметим, что у вейнахов понятия «вечер; закат; запад» обозначаются термином "суьй¬ре" (ин¬гушское "сайре")). Подмечено (Б. Грозный "Хеттские народы и языки", ВДИ №2, 1938), что "Сирия в хеттских надписях часто называется (страна) Хурри, и это же название мы должны видеть и в египетском имени "Hor" ["h’r" - по У.Ф Олб¬райту; др.-егип. «Хар(у)»]... В антро¬по¬логическом смысле хурриты, несомненно, принадлежат к... переднеазиатскому [анатолийско¬му/ар¬меноидному] типу с крупным носом и косым лбом".
Примечательно и то, что поскольку греч. «Анато¬лия» ("Ανατολή (anatoli)"), означает "вос¬ток" («Анато¬лия» - греческое наименование полуострова Малая Азия с V-IV вв. до н.э.), то не исключено, что в представлении древних греков, хорошо знавших историю Ойкумены, слово "aνατολή" адекватно термину «хурре»; и тогда понятие анатолиец (др.-греч. - анатоли(кос)) мо¬жет восприниматься как «восточный» (а Анатолия (с V в. до н.э.) - как "Страна хурритов" (жителей востока)).
Древнейшим (известным) памятником хурритского языка ("hurrohe") считается клинописная надпись относя-щаяся ко втор. пол. III тыс. до н.э. (И.М. Дьяконов "Языки Древней передней Азии". 1967), - поре Теш(ш)ари (это наименование соотносится с именем хурр. бога "Тешшуб"), - хурр. правителя Уркиша (Северная Месопотамия) и Навара (позднейший Намар или Намру, долина Диялы). Известна и надпись (втор. пол. III тыс. до н.э.), также сделанная староаккадской клинописью (но на акк. языке) от имени Арижена, хурр. правителя города-государства Навара (долина реки Диялы).
На хурритском языке также дошла до нас и небольшая надпись из Уркиша (IП тыс. до н. э.). Позднейшие хурритские тексты и упоминания хурритов как этноса, относятся уже ко II тыс. до н.э., и таких памятников сохранилось довольно много. Наиболее ранние из них (тексты) открыты в Мари (XIX-XVIII вв. до н.э.). Хорошо сохранившееся письмо почти в 500 строк от царя Митанни Теш(ш)ратты (на хурритском языке) фараону Аменхетепу III (ок. 1400 г. до н.э.) обнаружено в Телль-Амарнском архиве. Ряд хурритских текстов, написанных аккадской слого¬вой и местной угаритской квазиалфавитной клинописью, найден в Угарите (XIV в.).
Однако особенно много хурритских текстов (преимущест¬венно культово-мифологического

Реклама
Обсуждение
     00:39 24.05.2019
Работа для памяти потомкам.. ....каждый историк ученный хочет остаться в памяти, хотя бы одной строчкой, но не всем это удаётся в силу разных причин..
С искренним уважением  ..
Прочитал на одном дыхании ,  буду вновь возвращаться и писать свои отзывы
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама