Часть 2
(Окончание)
Характеры у наших героев были разными, что не мешало их дружбе. Лялин не был таким авантюристом , как Горохов и никогда не шёл досрочно сдавать зачёт или экзамен (а досрочная сдача, учитывая специфику работы студентов-заочников, допускалась на заочном факультете) если, хотя бы, что-то не успел выучить по сдаваемому предмету. Если этот предмет он знал не совсем твёрдо, то преподаватель его долго мурыжил, но, в конце-концов, за редким исключением, ставил ему зачёт или положительную оценку.
Горохов же, полагаясь на свой напор, красноречие и изворотливость, зачастую пытался сдать тот или иной предмет, что называется , «на шару», но его, чаще всего, «выносили», что заставляло Михаила серьёзно браться за изучение этого предмета и заниматься им до одурения, проводя с книгами бессонные ночи и, в результате – пересдать этот предмет, получив оценку, частенько, на бал выше, чем у Лялина.
А сейчас оба друга уткнулись в свои учебники «Судовое электрооборудование», пытаясь разобраться в различных схемах и происходящих в них электрических процессах.
Горохов, а он был злостным курильщиком, закурил, а Лялин на него прикрикнул:
- Мишка, ты что, забыл? Мы же договорились с тобой не курить в номере! Комнатка маленькая, будем дымить вдвоём – задохнёмся!
- Ладно-ладно, - проворчал Горохов, - пойду в гальюне покурю, - и ушёл, а Лялин вновь тупо уставился в хитромудрую схему.
«И на хрена мне всё это надо?» - Думал он, - «Можно подумать, мне кто-то позволит, в натуре, ковыряться на судне в этих проводах. Нет, не одолеть мне этого учебника за одну ночь, а билет-то на самолёт уже в кармане! Как-то надо выкручиваться из этой ситуации: ведь, уезжать на этот раз с сессии с «хвостом» так не хотелось бы!»
И тут Лялину на ум пришёл, почему-то, анекдот про грузина, сдававшего экзамен в сельскохозяйственном институте, который, ни черта не зная, выучил всё про огурец: про его химический состав, его развитие на грядке и т.д. и на любой вопрос в билете, будь он про выращивание кукурузы или, скажем, апельсинов, переключался на огурец и дурил голову экзаменатору этим огурцом.
«Может, и мне свой «огурец» придумать, чтобы не мычать на зачёте?» - Подумал Сергей. «А что, это идея!» - Решил он и, отбросив учебник в сторону, поднялся с кровати и вышел в коридор гостиницы.
В коридоре он столкнулся с Гороховым, который с грустным видом возвращался в номер.
- Ты куда, курить? – Спросил он Лялина.
- Да не, я не такой паровоз, как ты, - отвечал тот, - пойду, проветрюсь, к соседям, вот, к чекистам, зайду.
А дело в том, что на этом же этаже, через два номера, в номере четырёхместном, жили четыре офицера КГБ из Мурманска, которые учились заочно также на четвёртом курсе ЛВИМУ, почему-то, но – на радиофакультете. В прошлом году один из них как-то выручил Лялина, дав ему подготовиться к зачёту по электротехнике, хороший конспект, составленный им ещё во время обучения в военном училище.
Вот и сейчас Сергей надеялся, что Виктор – так звали офицера – прихватил этот конспект с собой, чтобы попросить его у Виктора снова и поискать в нём свой «огурец».
Виктор, кстати, был «темнила» ещё тот. В прошлом году, делая контрольную по физике, Сергей попросил Виктора объяснить ему принцип действия «полевого транзистора» ( у него был вопрос в контрольной по этому самому транзистору) и Виктор понёс такую ахинею, что даже у Лялина, невеликого знатока всех этих электрических фокусов, что называется, «уши завернулись в трубочку», поскольку Виктор погнал голимую «пургу», ошеломлённому Сергею:
- Полевой транзистор, мой друг, это транзистор повышенной прочности, который можно использовать не в быту, а в полевых условиях! – С умным видом заявил чекист.
- Как это? – Не понял Лялин.
- Ну допустим, идёшь ты в атаку с простым транзистором и, вдруг споткнулся и упал или тебя ранили и ты упал; что будет с обычным транзистором? Разобьётся вдребезги! А, вот, полевой в этом случае, упадёт и хоть бы хны! Поднимаешься и с криком «ура» продолжаешь идти в наступление!
У Лялина полезли глаза на лоб:
- Ты что, Виктор, на полном серьёзе такое гонишь, или за идиота меня держишь? В какую, к чертям, атаку? Да пошёл ты, консультант хренов!
- Ну, я же военный человек и объясняю тебе с военной точки зрения, - сделал обиженную физиономию Виктор.
- Ну, так и бегай, себе, в атаку со своим дурацким железным транзистором и не морочь мне голову, «военный человек»! – Сказал Сергей и ушёл в свой номер, оставив Виктора и его ухмылявшихся сослуживцев, присутствующих при этом разговоре.
В номере все четверо гебешников оказались на месте и на этот раз и Лялин обратился к Виктору с просьбой дать ему ещё раз его конспект по электротехнике, если тот прихватил его и на эту сессию.
Однако, Виктор, развёл руками и сказал, что не взял его, да и вообще, кому-то подарил из нуждающихся в нём заочников.
- А для чего тебе элементарный конспект? – Спросил Сергея его коллега - Альберт, которого друзья - чекисты называли то ли его «позывным», то ли кликухой - «Карел».
- Да, завтра иду сдавать зачёт по электрооборудованию и хотел бы освежить в памяти некоторые моменты из электротехники.
- Ну, у меня есть с собой учебник по электротехнике, но совсем простенький, - сказал Карел, доставая из тумбочки книжку, - это учебник для учащихся ПТУ, но здесь очень всё ясно разжёвано, правда, безо всякой заумной теории, - пояснил он Сергею.
- Да мне и не нужна эта заумь, - Сказал Лялин, принимая учебник из рук Карела, - спасибо, Альберт, завтра верну, - добавил он и возвратился с этой книжкой в свой номер.
Горохов лежал на койке с учебником и, наморщив лоб, что-то изучал, изредка шевеля губами.
Лялин прислушался: он думал, что Михаил зубрит материал, однако, тот шептал ругательства.
- Что за книжка у тебя? – Спросил Горохов Сергея.
- А вот! – И Лялин показал другу учебник.
- Ты чего, переучился? – Воскликнул Горохов, прочитав название учебника: «Электротехника. Учебное пособие для учащихся профтех училищ», - или в ПТУ решил перевестись из «Макаровки»? И, вообще, причём тут электротехника, которую мы, слава Богу, сдали год назад?
- Ничего ты не понимаешь, - отвечал Лялин, - электротехника – это «хлеб со сливочным маслом для судоводителя!» - Проговорил он, почему-то басом, видимо, копируя своего бывшего преподавателя в мореходке, - а всё судовое электрооборудование зиждется на чём? На ней родимой! И, посему, имея смутное представление о работе всяческих реле и контакторов, решил я, вернуться к первоисточнику, то бишь – к электротехнике, чтобы было с Бугаёвым хотя бы о чём поговорить для отсрочки выноса тела.
Горохов махнул рукой и опять уткнулся в свой учебник, а Лялин открыл позаимствованный у чекиста и начал его перелистывать, пока взгляд его не остановился на главе - «Асинхронный генератор».
«Вот это – то что надо!» - решил Сергей и начал внимательно читать данную главу. Восстановив в памяти, а точнее – выучив заново, напрочь забытые свойства данного агрегата, повторив прочтение ещё раз, затем мысленно проверив себя и убедившись в том, что тема асинхронного генератора, когда он её «включит», будет, что называется, «от зубов отскакивать», Лялин разделся, залез под одеяло и преспокойно уснул, к величайшему недоумению Горохова, который вознамерился зубрить всю ночь.
Наутро Лялин проснулся от того, что его настойчиво тряс Горохов.
Сергей сел на койке, протёр глаза, прогоняя остатки сна, и бросил взгляд на Михаила. Тот выглядел взъерошенным и с покрасневшими глазами: сказалась бессонная ночь.
- Ну ты даёшь! – Воскликнул Горохов, - я, тут, понимаешь, всю ночь глаз не сомкнул за учебником, а он – дрыхнет, себе, и в ус не дует! Ты чего, это, Серёга? Настолько в себе уверен или забил, уже, на этот зачёт?
- А ты, Мишка, что, изучил за одну ночь электрооборудование? – Спросил Сергей.
- Какое там, изучил? – Отвечал в сердцах Михаил, - мне кажется, что ещё больше одурел! Башка гудит от всех этих реле, контакторов и прочей хрени.
- А у меня башка не гудит, - сказал Лялин, сладко потягиваясь, - и чего мандражировать, Михаил Петрович, от судьбы, как говорится, не уйдёшь! Это ты, ведь, затеял авантюру со сдачей зачёта преждевременно, подписав и меня на неё без моего на то согласия. Так что, теперь, одно из двух: или пан или пропал! Ты, ведь, сколько раз влипал со своими авантюрами, после которых препод организовывал тебе «вынос тела» вперёд ногами?
- Когда это было? – Вскинулся Горохов.
- Да, хотя бы на этой сессии! – сказал Лялин, натягивая брюки и рубашку, - последний раз – когда ты и ещё двое таких же халявщиков ломанулись сдавать зачёт по СЭУ (Судовым энергетическим установкам) на квартиру к преподу на хату, затарившись шнапсом, а он попёр вас взашей, поскольку трезвенником оказался.
- Ну, было дело, - нехотя согласился Михаил, - так это Юрка, который из Тикси, нас разыграл, гад такой!
Сказал нам, что тот препод – алкаш отпетый и за бутылку самогона не то, что зачёт поставит, а и расцелует во все места! Ну, мы: я, Лёня – земляк наш, который из Литовского пароходства, и Виталий из Мурманска купились на его лажу, набрали "шнапса" да ломанули на дом к преподу, узнав его домашний адрес на кафедре.
Ты-то тогда – умнее или хитрее нас оказался!
А мы, три идиота, два часа пилили из Питера в его захолустье на электричке, потом – столько же назад; промокли и продрогли тогда, как собаки, да всё напрасно! Попёр он нас, чуть не матюками тогда!
Я потом этого Юрку, гада, искал, чесслово, хотел ему фейс начистить!
Кстати, куда он девался, не знаешь? Я же его, после того вояжа, в училище не встречал.
- Да уехал он срочно в свой Тикси, не добыв сессию до конца: что-то то ли дома у него случилось, то ли на работу вызвали, я точно не знаю, - сказал Сергей.
- Повезло ему, - пробурчал Горохов, а то бы схлопотал от меня за такие шуточки.
Умывшись, побрившись, одевшись в свою морскую форму (на зачёты и экзамены заочники приходили в форме) и, позавтракав в гостиничном буфете, друзья отправились на Васильевский остров, на 25-ю линию, где располагался электромеханический факультет. Причём, выходя из номера, Горохов незаметно сунул учебник по электрооборудованию за ремень брюк.
- Вот скажи мне, Серёга, - спросил Лялина Горохов, когда они тряслись в трамвае на пути в училище, - нафига нам вся эта муть: электрооборудование, СЭУ, начерталка, металловедение, сопромат? Ладно, промолчу про общеобразовательные предметы, но сколько времени отнимает марксистко-ленинская философия, история КПСС, политэкономия и научный коммунизм? Заочно учимся шесть лет и половина времени уходит на то, что в жизни судоводителю никогда не пригодится! Нет бы, сократить срок обучения заочникам в подобном ВУЗе лет до четырёх и больше времени выделить на то, что нам требуется именно по нашей специальности!
Лялин пожал плечами:
- Зато в дипломе тебе напишут: «Инженер-судоводитель».
- Ну, а марксизм-ленинизм тут при чём?
- Ай, отстань, Миша! – сказал Сергей, - переключи, лучше свою бестолковку на предстоящий зачёт.
У дверей кабинета, где назначил друзьям рандеву Бугаёв, уже торчал их однокурсник и земляк – Фоменко Лёня, старпом из Литовского морского пароходства.
- Лёня, привет! А ты чего тут? – спросил его
Помогли сайту Реклама Праздники |