Фильм А. Звягинцева "Елена". Впечатление.
Позвольте сразу, без обиняков, изложить фабулу фильма: российская женщина убивает мужа (второй брак), чтобы завладеть его деньгами и помочь внуку избежать службы в армии и чтобы перевезти сына ( от первого брака) и его семью в квартиру жертвы.
Елена - довольно видная статная женщина, пожалуй, несколько старомодная: пучок волос на затылке, какая-то кофточка, какое-то пальтецо, а ведь муж у нее - состоятельный человек, могла бы и фитнес посещать, и прическу помоднее выбрать. Что это? Недостаток средств? Или отсутствие претензий к жизни, тщеславия? Допустим и то, и другое. Возможно, позже можно будет подойти к более определенному ответу.
Так , вот, до середины фильма она шаркала по квартире - заваривала кофе,кормила мужа, производила уборку помещения по графику, посещала семью сына, а вечером задергивала шторы: вжик-вжик, а утром их распахивала, опять :вжик-вжик и так каждый день - все это происходило без всплеска, ровно и монотонно и вдруг ,о, боже, она повысила голос, что же произошло? Муж отказал ей в деньгах, которые она рассчитывала получить от него и потратить на помощь внуку, а помощь состояла в том, чтобы "отмазать" его от службы в армии, дав взятку весьма влиятельному лицу. Муж сослался на воспитательные цели: твои дети должны самостоятельно решать свои проблемы. Да, это было, по сути , правильно, тезис был справедливый, и она это прекрасно осознавала, но он причинил ей такую боль, что на семидесятой минуте фильма она повысила голос. Вот оно, ее слабое место - семья сына, внук.
Всех женщин я бы разделила на два типа: у одного из них основной инстинкт стоит в приоритете ( и не вините их, это дано от рождения и воспитания) - "проститутки", как их грубо называют в народе, у второго, у "наседок" - материнский. Для меня несомненным является тот факт, что Елена принадлежит ко второму типу: стоит только посмотреть как она возится с внуком, как терпимо относится к безработному сыну и внуку, который, по сути ее не уважает ("бабка приехала"), а , возможно даже, и презирает, как презирают у нас старость вообще.
Почему же она повысила голос в середине фильма, откуда этот всплеск, ведь все шло так ровно, гладко и замечательно? Первая причина на поверхности - болела за внука, за его жизнь - и это выглядит вполне естесственно: вдруг ребенка отправят на войну, в Сирию или еще куда, погибнет парень не за грош. А вот вторая причина скрыта и о ней можно только догадываться: богатство мужа, его финансовые возможности она в течении десяти лет изучила достаточно, чтобы сделать вывод : ему эта помощь ничего не стоит и от нее он не обеднеет. Как же она могла позариться на эти деньги? Так, вроде бы и не чужая, жена, десять лет вместе прожили.
Богатство это в фильме не подчеркивается - квартира, авто, дочь на шее, фитнес один раз в неделю, никаких золотых унитазов, никакой вычурной роскоши в стиле рококо или барокко, нет, то что показано, выглядит довольно скромно, но прилично, в классическом стиле "модерн". Но у нас у всех на слуху полковники с их чемоданами долларов, у которых не хватило фантазии найти повод: на что бы их потратить, во что вложить? Не в детский же дом и не на помощь инвалидам? Можно ли допустить, что ее муж был из тех, кто владеет бешеными бабками? Зрителю этого не дано знать, а Елена, она вполне могла это понимать и поэтому ее и возмутил отказ.
Тут стОит уточнить еще одну деталь. Почему обеспеченный мужчина женится на бедной медсестре - сиделке, ведь она слаще квашенной капусты ничего не пробовала, ведь она будет завидовать? По интеллекту совершенно не подходят, у нее узкий кругозор,не забываем, она "наседка", а он - орел. Он признается, что время их знакомства - счастливое время ( "я бы все отдал, чтобы вернуть его"), значит, любовь. Примеров тьма: у С. Моэма обеспеченный герой влюбляется в проститутку, сам великий Гете живет со служанкой, главный инженер женится на нянечке - и все это она, сука любовь.Елена смущенно улыбается, когда супруг грубовато пришлашает ее в постель, выходит и с ее стороны все это принимается не без желания. Хорошо, с этим разобрались, в чувствах у главных героев полная гармония.
Отчего же случается этот всплеск в середине фильма? Любимый муж, от которого она прежде не слышала слова "нет", вдруг отказывает в мизерной, по его меркам, сумме? Крах Елены, как женщины, как возлюбленной, побуждает ее на всплеск эмоций? Прошла любовь, осталась только физиология, отправление сексуальных потребностей. Или любви и в помине не было, была удобная в быту женщина без особых претензий к уровню жизни, довольная уже тем, что имела возможность помогать материально детям? Ведь она сомневалась, крепко сомневалась в том, что муж поможет ей в этот раз.
Ее возмущение, всплеск эмоций можно сравнить с протестом Катерины из всем нам известной пьесы Островского.Все мы затвердили со школьных времен, что самый сильный протест рождается из груди слабой женщины.
Она его умертвила. Дрожащими руками раскрошила две таблетки и дала ему выпить. Зажавшись в угол, с замиранием сердца ждала : выживет или нет.
На ней страшный грех. И все же, я замолвлю за бледную преступницу словечко: она хотела восстановить справедливость. Тот, кто проработал по 30-40 лет за полторы сотни евро в месяц ее поймут- честным трудом не обеспечишь себе достойную жизнь и даже, выйдя замуж за богача, этого не осуществишь. Так сколько же этажей над этим днищем необеспеченности? В какие трущобы, в какой вонючий крысиный угол загнанна одинокая и не очень женщина?
Найдутся и те, которые скажут, что она жила не умом, она эмоционировала, поступки совершала только с отчаяния. Могла бы "пилить" методично любимого и добиваться своего осадой, а не приступом, могла как-то схитрить, найти другую причину для получения денег. Но она была слишком прямолинейна, жила неосознанно, на уровне инстинктов, материнского, в частности. И некоторые увидят в этом национальную особенность - терпеть до последнего, а потом, с отчаяния, с ража совершать страшные поступки или не страшные, но только с отчаяния, а не так, как какие нибудь там и немцы- заблаговременно и настойчиво.
В заключении хочется заметить, что нищеброды (они плюют с балкона и хлебают пиво), как и зажравшиеся золотые унитазы (не способные на милосердие), подрывают устои морали и общества в одинаковой степени. Первые ради куска хлеба, образно выражаясь, идут на подлость, предательство и убийство. Вторые от вседозволенности и распирающей грудь квазигордости от наличия немерянного бабла также идут на воровство, фальсификацию и самый страшный грех. Крайности сходятся.
И все таки, в защите нуждаются больше первые, признайте, они ведут более тяжелую жизнь, они умирают от болезней и отчаяния чаще богачей.
Вывод напрашивается сам собой : фильм "Елена" - это фильм о социальной несправедливости и о неосознанном протесте слабой женщины против нее.
Не просто ли так она оказалась безнаказанной или это - гражданская позиция Звягинцева?
1 мая 2019
|