Мы из сто семидесятой! Повесть. Глава 3
ИЗ ДНЕВНИКА ШКОЛЬНИКА ПРОСИКОВА
Папе давно хотелось съездить в Санкт-Петербург. А здесь как раз и отпуск подоспел.
- На недельку, к Сашке Арапову - мы вместе учились. Да ты знаешь его.
- Знаю, - ответила мама, и почему-то помрачнела.
- Белые ночи... Воздухом подышать, - продолжал папа, немного смутившись.
- А в Москве тебе воздуху не хватает? - недовольно спросила мама.
- Там свежий, морской, да и в Питере я давно не был. Заодно и Борька город посмотрит.
- Это здорово! - закричал я восторженно. - Мы едем в Ленинград!
- В Петербург, - поправил меня папа.
- В Санкт-Петербург, - поправила мама папу.
Все-таки, после долгих разговоров, мама нас отпустила, хотя и не очень охотно.
И вот поезд набирает ход, папа пошел курить в тамбур, а я сижу у окна и набираюсь впечатлений. Их немного, и они скудные. Индустриальный пейзаж сменился сельским... Становилось скучновато. Я вышел в коридор.
- Тетя, это здесь при царизме истязали рабочее крестьянство? - спросил я у проходившей мимо проводницы, указывая на какое-то село, проплывающее за окном.
- Здесь истязают меня! - ответила она сердито, и загремела чайными стаканами.
Я внимательно посмотрел на ее лицо и видимую часть крупного тела, и следов от побоев не обнаружил.
- Куда едешь? - спросила она по-прежнему сердито.
- Мы с папой едем в Санкт-Петербург, - посмотреть белые ночи.
- Баловство это, ночью спать надо, - проворчала проводница, - а не глаза таращить неизвестно на что... Чаю хочешь?
- Не-а. Я мороженое хочу.
- Мало ли кто чего хочет, - проворчала она опять. - Я, может, замуж хочу... - и глаза у нее потемнели. Женщина о чет-то задумалась, в лице обозначилась суровость - видно воспоминания были не из приятных, потом тряхнула головой, словно прогоняя наваждение, и сказала: - Да, истязали меня здесь... отчаянно! Вот помню одного: заладил - дай ему чаю горячего! Во всем поезде нет горячей воды, а ему - дай! Пиявкой припиявился. Так свой термос и отдала.
- Насовсем?
- Зачем насовсем... Чаю выпил и отдал. Помню и другого... Принимай, говорит, бутылки. Я ему отвечаю, что здесь не приемный пункт, а скорый поезд - Москва - Санкт-Петербург. А он знай одно - принимай бутылки! Горячка у него, что ли началась... Так и пришлось принять. А еще москвич был, командировочный... Ох, мучитель мой!
- Тоже терзал?
- Еще как! Жениться обещал...
- Женился? - участливо спросил я.
Она ничего не ответила, только глубоко вздохнула, закрыла лицо рукой и вдруг яростно на меня закричала:
- А вот ваш брат, пионер, так он надо мной пуще всех измывается! С каникул ли, на каникулы ли - шныряют везде, бегают, дерутся, - ну, ни минуты покоя! Лучше год в глухой тайге с медведями и мошкой прожить, чем с вами один рейс сделать.
- Не знаю, о ком вы говорите, - я попытался защититься. - Нет у меня никакого брата пионера. Это у Фенимора Купера - пионеры. Я тоже не пионер. Нет их давно - пионеров.
- А что же есть? - как-то безнадежно спросила проводница, покачала головой, и опять углубилась в воспоминания. - Вот недавно случай вышел. Пристал ко мне пассажир: рыбья кость, хрипит, застряла в горле. А я что - стоматолог, кости ему изо рта вытаскивать! Да делать нечего. Залезла, вытащила... Наврал он: не рыбья косточка оказалась, а куриная... И врут все, врут... Вот она жизнь-то какая! А ты мне про агента Купера...
- Про Фенимора...
Я решил сменить тему разговора, и тем самым отвлечь ее от горестных дум.
- Тетя-проводница, а вы знаете, кто построил эту железную дорогу?
- Откуда мне знать... Я точно не строила.
- А построил ее граф Клейнмихель...
- Ты что, пионер, или как там тебя прозывают, дурочку из меня строишь. Какой граф Шмейхель! Будут тебе графы дороги строить... Да ты смеешься надо мной! Не дам тебе чаю! - Проводница посмотрелась в маленькое зеркальце. - Ничего не видно, починить надо... Ишь ты, про Мархеля какого-то выдумал...
- Кураева... Анна Михайловна, - донесся голос из конца вагона. - Пора чай разносить.
- Ах ты, господи, бригадир пришел... Иду, иду, Анатолий Иванович, - пропела она и торопливо, но с достоинством понесла свое большое тело по узкому проходу.
Пришел папа. Я опять стал смотреть в окно и, убаюкиваемый стуком колес, потихоньку заснул.
- Бологое, Бологое... - разбудил меня голос проводницы.
Я протер глаза и уставился в окно.
- Папа, вон станционный буфет. Мы будем здесь обедать?
- Ни в коем случае, сын мой, ни в коем случае!
- Но почему?
- Потому что, тогда мы уже не сможет поужинать в Санкт-Петербурге.
- Но почему? И где же, в таком случае, мы будем обедать? Без обеда нам никак нельзя! Иначе мы останемся голодными.
- Лучше голодными, - непримиримо сказал папа, - чем питаться в буфете. В противном случае нам придется несколько дней обедать в больнице... если сможем. А обедать в больнице означает, что мы все равно останемся голодными.Да и боюсь я, не скоро здесь мы получим пищу, и поезд может уйти без нас. Так что давай-ка обойдемся домашними заготовками.
- Давай, - согласился я. Мне совсем не хотелось обедать в больничной палате. Больниц у нас и в Москве навалом - приходи обедай. Хочется доехать до Петербурга, где музеи, эрмигурт - тьфу! - Эрмитаж. Вот где можно пообедать.
Три дня мы не выходили из квартиры папиного друга. Звонили, приходили и уходили папины и дяди Сашины знакомые; они ели, пили, пели, а я сидел, смотрел телевизор, и выгуливал во дворе хозяйскую собаку. По телевизору про Эрмитаж ничего не показывали...
На четвертый день, рано утром, дяде Саше Арапову позвонили по телефону с работы. Не знаю, что ему сказали, только он пулей вылетел из дома - в чем был одет. А надето на нем было не очень много. Может быть, ему обещали премию?
Позевывая, папа сказал, что пора нам прикоснуться к прекрасному, то есть к искусству и его произведениям, а для этого надо сходить в музей Эрмитаж. Я сказал ему, что мы с классом уже ходили в музей, и там нам категорически запретили чего-либо касаться. Папа сказал, что сам разберется без всяких там советов всяких там сопливых товарищей, чего надо касаться, а чего не надо. Вот только я не понял - на кого он намекал... Вроде бы тогда у музейных товарищей ни у кого из носа не капало.
До того, как посетить Эрмитаж, мы сходили еще в один музей - поменьше. Там мне не очень понравилось, потому что с мороженым туда не пускают.
- Вы боитесь, что я картины мороженым вымажу? - спросил я у билетерши. - Так ведь они под стеклом.
Но мои слова не оказали на нее никакого действия.
Впрочем, с мороженым в Эрмитаже мне тоже не повезло.
- С мороженым нельзя! - строго сказал билетный вахтер.
А чернявого мальчишку, стоявшего в очереди рядом со мной, и давившимся крем-брюле - пропустили! Я возмущенно указал билетеру на чернявого, проходящего вместе с группой внутрь музея:
- А ему можно?
- Ему можно. Он иностранец, - внушительно сказал билетер.
Иностранный парень обернулся, отхватил здоровый кус мороженого и, злорадно улыбаясь, что-то сказал, сопровождавшему их группу, переводчику.
С обидой, торопливо глотая свое мороженое, я спросил у дяди-переводчика:
- Что вам сказал этот слабоумный?
- Ты где живешь, мальчик? - в свою очередь спросил меня переводчик.
- В Москве.
- Ты имеешь в виду гостиницу?
- Нет, город.
- На каком этаже?
- На седьмом, девятиэтажного панельного дома.
- Ну так вот, этот мальчик просил тебе передать, чтобы ты немедленно ехал на вокзал, и купил билет далеко-далеко до Москвы. А по прибытию в столицу, дуй как можно быстрее на свою улицу, поднимайся на свой этаж, запрись в комнате и сиди там тихо-тихо, и ни кому не мешай. Так что - торопись, а то опоздаешь на поезд!
- Никуда я не опоздаю, мне и здесь хорошо, - сердито ответил я.
Тогда переводчик сказал мне, что я очень настырный мальчик, и до добра это меня не доведет. А я сказал ему, чтобы он передал чернявому, что тот ни черта не разбирается ни в живописи, ни в культуре, и что это тоже ни к чему хорошему не приведет.
В это время подошел мой папа, куривший в сторонке, и мы тоже вошли в музей.
А Эрмитаж мне понравился. Отличный музей! А какой там паркет! Давно я так не катался!
Когда я подкатывал к залу с голландской живописью, навстречу мне выкатился чернявый камрад. Я включил на полную мощность сигнал аварийной тревоги, а иностранный подданный забибикал. Но поздно... Мы настолько сблизились, что столкновение казалось неизбежным. Но все-таки, в последний момент, мне удалось уклониться от несущегося встречным курсом болида, и, изловчившись, мощным пинком придать ему еще большее ускорение. Сила пинка была так велика, что черныш, столкнувшись с переводчиком, вместо того, чтобы продолжить осмотр голландской живописи, заскользил в совершенно другой зал - с живописью Фландрии. И если этот козел еще раз налетит на меня, то я отправлю его к истокам живописи Голландии и Фландрии - на выставку "Искусство Нидерландов".
В одном из залов шедевров итальянского Возрождения, я увидел бородатого художника, делавшего копию с одной из картин.
- Здорово нарисовано, - кивнул я на копию, - красивее, чем настоящая.
Художник улыбнулся.
- Нравится?
- Да. Я тоже, наверное, стану художником... великим!
- Пока бороду не отрастишь - не станешь. Так что тебе до великого еще расти и расти.
- Козлы тоже бородатые, - буркнул я. - А что, безбородые великими не бывают?
- Почему, бывают, но их меньшинство.
- Так вот, я из того самого меньшинства, - сказал я гордо, и заскользил в другой зал.
Устав от просмотра великих полотен, мы с папой покинули Эрмитаж.
Недалеко от музея я заметил еще одного художника, на этот раз без бороды, стоящего перед мольбертом, и задумчиво созерцающего чудо архитектуры, из которого мы только что вышли.
- Вы великий? - спросил я его прямо.
- Не знаю, - немного растерянно ответил он. - Я стараюсь... Я делаю...
- А что вы делаете?
- Как что? Пишу!
- Письма пишете?
- Какие еще письма! - рассердился художник. - Я тебе не Тургенев с Белинским... Это они были мастера письма писать, а я мастер по картинам. Вот сейчас только состряпал картинку... Чудная вещица! Можно сказать - новый поворот в живописи.
- И куда она повернет?
- Кто?
- Живопись.
- А за мной и повернет, - скромно сказал он. - Я сейчас покажу тебе кое-что из моих работ. - Художник раскрыл огромную папку. - Смотри-ка сколько их здесь... Надо в рамки оправить. Ну, какая нравится больше всего?
Я поводил глазами и сказал:
- Мне все-таки кажется, что в вашей живописи - переворот, а не поворот.
- Это почему?
- Да вот возьмите хотя бы эту картину, - и я указал на самую большую. - У вас там все вверх ногами.
- Так и задумано. Она же называется "Цирк". А там все наоборот - ноги кверху, голова книзу...
- А вы в цирке давно были?
- Зачем мне там бывать, - все заменяет богатое воображение.
- Вы мне подарите эту картину?
- Я тебе ее лучше продам... недорого. Видишь ли, я еще художник непризнанный. Пока... Нужно краски покупать, холсты. Покушать я тоже люблю. Вот когда признают, тогда приходи - любую подарю, какую захочешь.
- А когда вас
|